К этим справедливым словам мы еще вернемся. И если судить по высказываниям руководства республики и страны в целом, профессия учителя является одной из самых престижных и уважаемых. На фоне этого возникает логичный вопрос: почему же работники педагогического труда так часто сетуют, что их профессия является одной из самых низкооплачиваемых?
Телевидение и СМИ приводят данные, что средняя зарплата учителя по стране составляет 52000 рублей, но лично у меня создалось довольно скептическое отношении к заявлениям подобного рода. Если говорить о Республике Бурятия, то здесь размер средней зарплаты учителей меньше. По данным с сайта trud.com наиболее высокооплачиваемым в Бурятии считается труд учителя китайского языка, уровень его средней зарплаты - 40000 рублей. На втором месте - учитель французского с зарплатой 30000 рублей, а на третьем - учитель русского языка, чуть больше 28000 рублей.
На деле же, доход простого бурятского учителя заметно ниже. Зачастую оклад педагогов равен МРОТ, составляющий сейчас 12792 рубля. Молодой преподаватель, пришедший работать в школу после окончания вуза, зарабатывает, как правило, не больше 15-16 тысяч. По словам более опытных коллег, зарплата учителя может составлять 29000 рублей, но с учетом работы почти на две ставки – 30-34 часа в неделю. При такой нагрузке учитель просто не успевает нормально проверить все домашние задания, тестовые и контрольные работы и подготовиться к следующему рабочему дню. Известны факты, когда преподаватели, чтобы оплата их труда смогла приблизиться к оптимальному уровню, вынуждены вести в школе несколько предметов сразу. Один учитель на 2-3 предмета – явно не гарант самого качественного учебного процесса. Но если преподаватель по какой-либо причине не берет дополнительных нагрузок и работает на ставку в 18 часов в неделю (оптимальная учебная нагрузка), то его заработок не будет превышать 17-18 тысяч. Как говорит моя, уже бывшая коллега: учителя — это нищий народ: работают много, а получают мало.
По прошествии длительного времени пребывания в системе образования у работника может появиться профессиональное «выгорание» - термин, знакомый большинству педагогов. В итоге, не выдержав непомерных нагрузок, преподаватели просто «ломаются». Как закономерный результат - увеличивается отток учителей из школ.
Учителя вынуждены уходить из профессии, еще потому, что им приходится совмещать свою основную работу с другими должностями, например, с обязанностями психолога. Также стала обычной практика, когда учителей даже летом могут вызвать на работу, несмотря на законный отпуск. Дополнительная нагрузка в виде различных кружков, секций, подготовки к Всероссийским проверочным работам, к сожалению, не всегда оплачивается. По сути, современные учителя работают с раннего утра и до позднего вечера, и почти без выходных. Многочисленные совещания и педсоветы, длящиеся до позднего времени суток – обычное явление для наших школ. Приходя домой, педагог приносит с собой другую «работу» - он вынужден заниматься отчетами, диагностиками, мониторингами и выставлять оценки в электронный журнал. Объем бумажной работы в образовательном процессе только растет. К тому же педагоги обязаны решать бесконечные вопросы технического и организационного характера. По сути, учитель уже перестал быть просто учителем, на данный момент это специалист широчайшего профиля: организатор, менеджер, психолог, администратор различных групп в мессенджерах и сотрудник, выполняющий работу методистов. В таком сумасшедшем рабочем графике еще нужно постараться уделить время творчеству, без которого не мыслим любой учебный процесс.
Не секрет, что в прошедшем учебном году эпидемия коронавируса отложила весьма серьезный отпечаток на работу в образовательных учреждениях. Такие нововведения, как усиленный пропускной режим на входах в учебные заведения, антисептическая обработка рук и закрепление за каждым классом отдельного кабинета уже стали нормой. Еще в прошедшем учебном году выяснилось, что школы оказались в разной степени готовности к переводу системы образования на дистанционный цифровой формат. Все участники образовательного процесса в той или иной мере столкнулись с трудностями – их подводила низкая скорость передачи данных, перегрузка образовательных порталов и отсутствие необходимого цифрового оборудования. Не стоит забывать о том, что в некоторых школах в отдаленных районах республики до сих пор нет доступа ко всемирной сети. Мало кто будет спорить с утверждением, что работать в таких условиях практически невозможно. Но учителя работают.
Также на повестке дня остается набивший оскомину вопрос о привитии уважительного отношении к учителю и его нелегкому труду. На практике же получается иная ситуация: преподаватели вынуждены изо дня в день сталкиваться с агрессией психологического и физического характера со стороны своих учеников. Сегодня не представляет особого труда найти в интернете десятки роликов, где дети, окрыленные своей вседозволенностью и безнаказанностью, всячески издеваются над своими бесправными наставниками.
На протяжении многих лет было сломано немало копий в жарких спорах о том, как можно облегчить труд учителя, какие меры нужно принять, чтобы амбициозные, высококвалифицированные специалисты приходили работать в школу и надолго задерживались там. Но, если выразиться словами классика русской литературы Ивана Крылова, «да только воз и ныне там».
А теперь вспомним слова Алексея Цыденова о ценности живого общения с наставником. Представители старшего поколения должны помнить замечательный и вдохновляющий советский фильм «Доживем до понедельника» с Вячеславом Тихоновым, великолепно сыгравшим роль благородного учителя, который отдавал все свои душевные силы и знания ученикам. Перед тем, как написать заявление об уходе по собственному желанию с прежней работы, я еще раз пересмотрел эту культовую кинокартину, в очередной раз восхитившись потрясающей актерской игрой, гениальностью сюжета и глубиной диалогов. По моему мнению, лейтмотивом всего фильма можно считать знаменитую фразу: «Счастье – это когда тебя понимают». И после того, как погас экран, я крепко задумался: что же я приобрел за те 10 лет, которые были отданы мной работе в системе образования? И тут меня осенила мысль, что за этот длительный срок, с его, в общем-то, преодолимыми трудностями, знаковыми встречами и эмоциями самого различного спектра, я приобрел прекрасный, бесценный опыт, который останется со мной до конца жизни.