Тренер Михаила Асташова из Бурятии рассказал о непростом пути своего воспитанника

Николай Тетерин: «Миша вписал себя золотыми буквами в историю российского спорта»

В этом году наш земляк Михаил Асташов стал двукратным чемпионом Паралимпийских игр в Токио. Спортсмен родом из Республики Бурятия завоевал две золотые медали — в гонке преследования на 3000 метров на велотреке, где установил мировой рекорд, и в гонке с раздельным стартом на 16 километров на шоссе.

Николай Тетерин: «Миша вписал себя золотыми буквами в историю российского спорта»
Михаил Асташов и Николай Тетерин.

За свой успех «бурятский Ник Вуйчич» поблагодарил спортивные учреждения родного региона и, конечно, своих тренеров, по собственным словам, сделавших его паралимпийским чемпионом. Один из них — Николай Тетерин — поделился с корреспондентом «МК в Бурятии» воспоминаниями о непростом пути воспитанника.

- С 1977-го по 1979 годы я отслужил в армии — группе советских войск в Германии — и поступил в институт. Тогда по улице Бабушкина открыли городской плавательный бассейн, а при нем —  детско-юношескую спортивную школу №8, где выделили 16 ставок, но не могли набрать тренеров на них. И ко мне, как к человеку, который занимался плаванием и сам подрабатывал инструктором, пришли «коллеги по цеху» из числа туристов. Обратились в министерство физической культуры и спорта, набрали всего восемь тренеров — получилась хорошая дружная команда.

- В бассейне на Бабушкина я проработал 16 лет. Сначала был тренером по плаванию, потом — старшим тренером. Случалось, один тренировал сразу 400 человек на восьми дорожках. Затем стал директором, при котором проводились основные ремонтные работы. Заставлял трудиться, поэтому со мной ужиться не могли. И ушел, когда наши уважаемые предприниматели отдали здание под барахолку, и там сделали «Восточные ворота».

- 21 год вел бизнес, занимался антикризисным управлением, как юрист представлял различные предприятия, многих от должностей отстранил. Но все время думал о спорте и волей-неволей смотрел соревнования. Часто бывает так: тренер ведет ученика с 1 класса по 8-9-й, максимум по 11-й, а после они встречаются и даже не узнают друг друга, выбросив деньги на ветер.  Звание «мастер спорта» — около 2,5 млн рублей вложений. Оно — словно золотой значок ГТО. Если регулярно посещаешь тренировки, проходишь от начальной подготовки до учебно-тренировочной и далее, то выполняешь МС. А если системно не ходишь на занятия, то останавливаешься на первом-втором-третьем разряде.

- За пару лет до пенсии я задумался, что же делать дальше. Как раз зарождался триатлон (мультиспортивная гонка из непрерывного прохождения ее участниками трех этапов — плавания, велогонки и бега. — Прим. ред.).  Решил: это настоящая пирамида физических нагрузок на пределе возможностей, спорт будущего или, по-современному, «бегущих банкиров». А поскольку умел мониторить и анализировать (недаром же возглавлял общественное движение против коррупции), обладал опытом и осознавал свои возможности, то понимал: самое оптимальное — спорт паралимпийский, у которого в России три федерации — слепых, лиц с интеллектуальными нарушениями и лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА). К этому направлению подтолкнули три человека — собственный внук, директор школы №49 Казимир Иванов и основатель фонда инвалидов-колясочников Эржена Будаева. Она-то и познакомила с Михаилом Асташовым.

- Михаил оказался призером первенства страны по бадминтону. В коррекционном доме-интернате, где он жил и учился, работал хороший тренер. У Асташова не было ни специального велосипеда — позже появился неадаптированный, ни беговых протезов — точнее, имелись, но неправильные: резких движений совершать не давали. Оставалось плавание, первое занятие по которому помню до сих пор. Оценив конституцию тела Миши, я понял: он — марафонец, пловец на длинные дистанции. Очень координированный, хоть и плавал «саженками», в размашку, торчал по пояс из воды. Тренеры говорили: «Как ты работаешь с ним?». А я просто видел человека. Внутренние процессы его организма, адаптацию к условиям, обмен веществ отследить помогала моя жена — заслуженный врач, специалист по спортивной медицине. Все необходимое — начиная с очков и плавок и заканчивая верхней одеждой — покупать приходилось самим. Я подрабатывал, денег хватало и себе на жизнь, и парню на помощь. Трудностями это не считал.

- Первый раз с Асташовым приехал в физкультурно-спортивный комплекс 16 октября 2012 года — в день его рождения. Бесплатно нас туда не пускали ни под какими предлогами. Пришлось взять абонементы — на самого себя, как сопровождающего, и на него. Документ этот хранится у меня. Появится желание — выставлю на аукцион и продам по баснословной цене (смеется). Потому что считаю: сделав начальный шаг, Миша уже вписал себя золотыми буквами в историю бурятского, российского и советского спорта.

- У меня были хорошие, сильные ребята, но Михаил — единственный такой. И врагу не пожелаю того, что пережил он. По силе духа, уровню интеллекта и человеческим качествам он превосходит многих. К новому 2013 году Миша выполнил мастера спорта по трем-четырем дистанциям. Но в декабре 2012-го не смог поехать на кубок страны по плаванию: из-за ударных нагрузок полезли хронические болячки. Благодаря супруге, терапевту от бога, мы быстро восстанавливали его по объемам и нагрузкам. В конце апреля — начале мая 2013 года он установил рекорд России на первых соревнованиях и вошел в резерв сборной. А в 2016 году повторил его на последнем чемпионате, получил золотую медаль во всех видах и стилях, на всех дистанциях, и стал настоящей звездой. На следующий год выступал на чемпионате мира, дополнительный этап которого провела американская федерация перед олимпиадой для выдачи дополнительных квот — взял «серебро». В 2019 году завоевал золото кубка мира по паратриатлону на чемпионате в Турции, в 2020-м — бронзу в Австралии и тогда же оказался победителем чемпионата России по велоспорту на дистанции 1 километр и в гонке преследования на 3 километра.

- Когда Алексей Цыденов еще был временно исполняющим обязанности главы Бурятии, он принял непростое решение. 1 июля 2017 года в республике открылась спортивно-адаптивная школа. В начале 2019 года Миша уехал в Екатеринбург готовиться к международному старту. Паратриатлон представлен объединенным классом, были очень низкие шансы попасть в призеры, а самым слабым сегментом оказался велосипедный спорт. Я настаивал на том, чтобы усиливать его, участвовать в шоссейных гонках, просил изготовить велосипед и протез для него, которые развалились за год, хоть и были сделаны из сотового поликарбоната — качество не то… Удивительно, что у нас развиваются стрельба из лука, национальная борьба, хотя исконным видом спорта являлись всегда конные скачки. А велосипеды — те же кони, только железные. Для их комплектации нужны огромные средства. Самый дешевый стоит 1,2 тыс. евро, средний — 3-4 тыс., а самый дорогой — 42 тыс. евро. Перед Паралимпийскими играми региональные власти оперативно выделили деньги, предназначавшиеся для Сурхарбана, отмененного из-за ковидных ограничений. Мы потратили их на велосипеды. За этот вклад я благодарен всем жителям Бурятии, которые отказались от праздника. И вот мы привезли праздник обратно…

- На Паралимпиаду 2016 года Михаил не смог попасть из-за санкций Всемирного антидопингового агентства в отношении отечественного спорта. А в 2020-м первый вице-президент Паралимпийского комитета России Павел Рожков заявлял, что на Паралимпиаде в Токио Асташов не сможет выступать в своем классе PTS2, не входящем в основную программу как отдельный, и что он был включен в расширенный список кандидатов в классе объединенном. Шансы оценивались как нулевые, состояние было соответственное — будто саблей по груди полоснули. Но все-таки поездка состоялась.

- Если не произошла бы отсрочка игр из-за коронавируса, ни на шоссе, ни на велотрек Миша не попал бы. Он мог выступить на паратриатлоне, но не стал — написал заявление об исключении из особого соглашения с ПКР. Сборная по велосипедному спорту жила за 10 километров от олимпийской деревни. К половине шестого утра нужно было приехать туда, привезти снаряжение, к одиннадцати часам вернуться назад, а транспорт не давали. По федеральным стандартам спортсменов-инвалидов первой группы должны сопровождать, нести за них ответственность, собирать для них велосипеды, перевозить одежду и экипировку. Но вместо тренеров, делающих это, на соревнования ездит обычно толпа чиновников.

- Я следил за ходом игр, поддерживал связь с Мишей и, когда тот взял золото, написал в Вайбере: «Мужики — вы молодцы. Слов нет, одни эмоции». На встрече в аэропорту Михаил благодарил меня и второго тренера из Екатеринбурга Владимира Алыпова. Но эта заслуга — не моя и не его. Победа принадлежит не странам, а спортсменам, тренеры же отвечают за проигрыш и ошибки. Безусловно, мы проанализируем, почему Миша проиграл в индивидуальной гонке с раздельным стартом на дистанции 1000 метров, и учтем на будущее, чтобы улучшить результат. Немного грустно из-за того, что все позади. Когда работаешь с таким человеком, как Михаил, получаешь божью благодать.  

- Раньше времени не хотелось бы говорить о дальнейших планах. Но сегмент плавания у Асташова требует укрепления, а по велоспорту у него будут другие учителя, чистые профессионалы. (Сам спортсмен рассказывал, что планирует готовиться к следующей летней Паралимпиаде и заняться лыжным спортом. — Прим. ред.). Нужен специальный интернат-профилакторий, возможно, построенный в честь Мишиной победы, где ребята и тренировались бы, и отдыхали, и проживали. В 2019 году полпред президента России в ДФО Юрий Трутнев говорил о создании паралимпийского центра на Дальнем Востоке. Предлагаю поддержать эту идею. Ведь мы говорим о людях не с ограниченными, а с безграничными возможностями.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 29 сентября 2021

Заголовок в газете: Николай Тетерин: «Победа принадлежит не странам, а спортсменам»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру