Союз кинематографистов в Улан-Удэ снимет фильм о первом бурятском режиссере

Кинодеятели Бурятии собираются заявить о себе на федеральном уровне

«МК в Бурятии» продолжает серию статей, проливающих свет на современное состояние творческих объединений нашего региона. Недавно гостем редакции стал Артем Бурлов — опытный режиссер, продюсер и председатель общественной организации «Союз кинематографистов Республики Бурятия», который участвовал в создании популярных бурятских фильмов — «На Байкал», «На Байкал-2», «Стоп! Снято! На Байкал» и «Байкальские каникулы».

 Кинодеятели  Бурятии собираются заявить о себе на федеральном уровне

О ситуации с кинематографической отраслью Бурятии его глазами — в интервью нашей газете.

— Артем, расскажите немного об истории возникновения вашей организации.

— Она существует почти пять лет. Была зарегистрирована как юридическое лицо осенью 2016 года. После фестиваля бурятского кино мы начали подготовку документов и протоколов, вели работу над уставом. В феврале 2017 года встретились с уже бывшим мэром города Улан-Удэ Александром Голковым. Тогда и было принято официальное решение о создании союза кинематографистов Республики Бурятия. На начальном этапе обязанности председателя исполнял режиссер Солбон Лыгденов, сегодня этим непосредственно занимаюсь я.

Артем Бурлов.

— Можете назвать имена людей, стоявших у истоков создания союза?

— На тот момент участие в его организации принимали все кинематографисты и кинорежиссеры региона. В их числе — ныне покойный Евгений Замалиев, Александр Кузьминов, Баир Уладаев. Проще говоря, объединились все «киношники», за исключением Баира Дышенова. К настоящему времени некоторые члены организации, например, вышеупомянутые Лыгденов и Уладаев, вышли из ее состава, предварительно написав заявление.

— Каково фактическое состояние союза кинематографистов Бурятии?

— Наша организация по-прежнему продолжает свою работу и выполняет отведенные ей функции по популяризации кинематографического искусства в республике. Сейчас в нее входят киностудия «М-55» режиссера Юрия Ботоева, наша кинокомпания «ASIAFILMS», кинокомпания «Archi Films» Булата Цыденешеева, а также компания «Байкал кино».

— Каким образом избирается ваш председатель?

— Согласно уставу, есть возможность выбирать на должность председателя союза человека, который обязан ежегодно подавать подробный отчет о проделанной работе. К примеру, лично я уже отчитался за прошедший календарный 2020 год, за этот год мне еще предстоит отчитываться. В случае выборов наши ребята должны организовать коллегиальное собрание, где могут определить нового руководителя.

— Не считаете ли вы, что, например, якутский кинематограф ушел далеко вперед по многим параметрам, а бурятский остался в числе «догоняющих»?

— Все это легко можно объяснить. Союз кинематографистов Бурятии является общественной организацией, которая не получает никаких ассигнований из регионального бюджета и действует сугубо на общественных началах. Но, несмотря на это, ведется большая работа.  В середине ноября 2021 года в Центральном доме кинематографистов Москвы будут проходить Дни бурятского кино. Организатором фестиваля выступит наш союз под патронажем полномочного представительства Республики Бурятия при президенте РФ в лице Игоря Зураева. Мероприятие обещает быть весьма статусным, туда уже приглашены министр культуры России Ольга  Любимова, кинорежиссер Никита Михалков и другие люди, известные в мире культуры и кинематографа. Ожидается показ совершенно новых фильмов, например, «Золото империи» Юрия Ботоева (12+) и комедии «Би — русский» (16+). Всех подробностей рассказать не могу пока, но вкратце раскрою сюжет. Представьте, что в результате мистических манипуляций молодой парень-бурят случайно поменялся телом с парнем русским, и к каким необычайным результатам это привело…

— Что вы можете сказать о будущем бурятского кино?

— Перспективы всегда есть. Если бы еще в 2018 году нас услышало руководство республики, то сейчас мы уже построили бы в индустрии кинематографа бизнес-модель по типу Якутии. На территории этого региона функционирует примерно 70 кинотеатров, большая их часть относится к муниципальным, открытым на субсидии. В Бурятии же таких кинотеатров насчитывается всего 12, и в этом году еще откроются 2 — в Иволгинском и Окинском районах. Красной нитью хочется провести одну мысль: бурятское кино ни в чем не уступает якутскому —  ни по творческому потенциалу режиссеров и актерскому составу, ни по желанию создавать качественный и конкурентоспособный продукт. Наши фильмы известны по всей стране. На федеральном телеканале «ТНТ» транслировался сериал «Маньячелло» режиссера Жаргала Бадмацыренова. По параметрам развития кинематографа у нашего региона —  второе место по всей стране, согласно официальным данным Всероссийского государственного института кинематографии, который, кстати, я оканчиваю в следующем году.

— Каковы меры поддержки, которые оказывают региональные власти для развития местного кинематографа?

— Я не единожды посещал встречи с главой Бурятии Алексеем Цыденовым, где выступал с действенными предложениями по развитию местного кино. В итоге мне приходится решать все вопросы через Москву, обращаться в департамент кинематографии и министерство культуры РФ. Иногда возникают противоречия и недопонимание со стороны руководства республики. Нужно понять, что наша главная цель — это открытие максимально возможного количества кинотеатров, что даст прекрасную возможность снимать коммерческие картины на русском и бурятском языках. Вы можете себе представить ситуацию, когда в Якутии выходит новый фильм и собирает 300 миллионов рублей в прокате. Таким образом местные режиссеры могут заработать и снимать новые фильмы. Мы не просим огромных финансовых вливаний, а желаем, чтобы увеличилось количество «точек продажи» товара. Если на территории всех районов будут функционировать свыше 70 кинотеатров, произойдет мощнейший прорыв, и будут заняты передовые позиции в жанре национального кино. В итоге может быть создана его индустрия по аналогии с  Голливудом, где только что отснятая картина сначала показывается в кинотеатрах Лос-Анжелеса, Сан-Франциско, потом — в других городах США и лишь затем, по результатам кассовых сборов, выходит на мировой прокат. Также в министерствах культуры многих регионов существуют отделы, которые курируют кино. У режиссера как у творца, выражающего свое мироощущение посредством визуального искусства, появляется четкое ощущение поддержки со стороны государства. К огромному сожалению, у нас такого ощущения нет.

— Могли бы поделиться своими дальнейшими творческими планами?

— Сегодня наша киностудия занимается разработкой нового фильма, который рассказывает историю жизненного пути первого бурятского киноактера, режиссера и педагога Валерия Инкижинова. Съемки будут проходить и на территории Франции, где он проживал долгое время. Мало кто знает, что Валерий Иванович являлся учителем самого Сергея Эйзенштейна. Я считаю его непререкаемым авторитетом в советском и мировом кинематографе. Печально, что в России об Инкижинове почти никто не знает. Но если сопоставить все исторические факты посредством документов и фотографий, можно сказать, что он был, по сути, родоначальником российского киноискусства! Нельзя не вспомнить еще об одном нашем прославленном земляке, уроженце Верхнеудинска Борисе Шумяцком, стоявшем у истоков советского кинематографа с 1930-х годов… Нам, кинематографистам Бурятии, никак нельзя останавливаться на достигнутом. Несмотря на непростые условия, нужно продолжать свою кропотливую работу по созданию и продвижению современного, качественного кино, востребованного у разного зрителя.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру