Председатель союза художников Бурятии рассказал о проблемах «собратьев по кисти»

На инерции советского наследия и энтузиазме отдельных подвижников

Данная публикация продолжает серию статей о буднях творческих объединений Республики Бурятия. На сей раз нашим собеседником стал председатель союза художников РБ Евгений Болсобоев.

На инерции советского наследия и энтузиазме отдельных подвижников
Евгений Болсобоев.

О нынешнем состоянии этой организации и ежедневных трудностях людей, посвятивших себя изобразительному искусству, узнал корреспондент «МК в Бурятии».  

— Евгений Анатольевич, с чего началась история вашей организации?

— Представители от власти молодого социалистического государства хорошо понимали важность пропаганды нового общественного строя и роль изобразительного искусства в этом процессе. После постановления ЦК ВКП от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» был создан союз художников СССР, а позже во всех крупных городах страны  — его отделения. 21 июля 1933 года появилось Бурят-Монгольское отделение организации. Союз художников Бурятии стал одним из старейших действующих объединений художников на территории бывшего СССР. Через два года, в дни празднования 100-летия Республики Бурятия, наша организация будет отмечать 90-летний юбилей.

Во времена Советской власти различные творческие организации поддерживались государством, обладали мощной структурой и имели авторитет в обществе. Это накладывало серьезный отпечаток на творческие результаты, ведь деятели культуры прошлых лет подняли планку довольно высоко. Тогда изобразительное искусство стояло на службе государственных интересов. Члены союза художников были трудоустроены и получали зарплату через художественно-промышленные мастерские, дочернюю структуру СХ, выполнявшую заказы государства. Союз художников являлся монополистом в области заказов на художественное оформление. Члены нашей организации занимались оформлением городских праздников, промышленных объектов, образовательных, культурных и социальных учреждений. В Улан-Удэ художники занимались комплексным оформлением здания гостиницы «Бурятия», внешним и внутренним оформлением здания Бурятского театра драмы, создавали величественные монументальные панно в духе соцреализма на фасадах зданий.

Тем более драматичным оказался контраст после перехода нашей страны на новый виток своей истории. В 1990-х годах заказчик в лице государства исчез, а художники были вынуждены выживать в рыночных условиях. По сути, мы оказались предоставленными сами себе. Несмотря на открывшуюся свободу выражения и отсутствие идеологических ограничений, уровень искусства начал снижаться. Ведь оно не может выжить без финансовой поддержки, без заказчика. Искусство — сфера духовных потребностей, и ему трудно конкурировать с товарами первой необходимости. Если раньше у государства был запрос на тематическую картину или монументальное искусство, прославляющее социалистический строй, человека труда и прочие, в общем-то, возвышающие ценности, то сейчас художники вынуждены обслуживать запросы рынка, частного потребителя, которые большей частью сводятся к украшению интерьера или подарочного сувенира. Идеологический вакуум в изобразительном искусстве заполнился обращением к истории, традициям, культуре и религии своих регионов, многие создают этюды и пейзажи. Искусство отражает состояние общества, и если сравнивать живопись, поэзию, кинематограф, эстраду советского периода с сегодняшними запросами общества, перемены очевидны.

С приходом демократических свобод в обществе была тенденция критиковать советское наследие. Не избежал этого и союз художников: возник  альтернативный творческий союз художников России, что привело к возникновению конфликтных ситуаций, особенно по вопросам, касающимся имущества. Не миновали подобные явления и союз художников Бурятии. Но это уже в прошлом. И последнее время наблюдается обратная тенденция — к объединению художников в единую организацию.

— Каково современное положение союза художников Бурятии, и сколькими членами он представлен на сегодняшний день?

— Бурятское республиканское отделение ВТОО «Союз художников России» — это творческая общественная организация, добровольное объединение профессиональных художников и искусствоведов, творческих работников Бурятии. В настоящий момент по списку в нашем союзе художников состоит 86 членов. Союз художников Бурятии является правопреемником Бурятской организации союза художников СССР. Я еще помню время, когда члены союза художников воспринимались с благоговением как небожители молодым поколением. В наши дни судьба союза художников РБ во многом схожа с другими творческими объединениями, такими как союз композиторов или писателей. Тем не менее, в отличие от других творческих объединений, союз художников РБ обладает немалой материальной частью — наследием советского времени, которое мы сохранили. Это здания  организации на улице Куйбышева, художественно-производственные мастерские на улице Жердева. В 2015 году коллектив выбрал меня на должность председателя правления, и я осознанно шел на эту общественную работу, поставил определенные цели, которые пока не достигнуты.  

— Перечислите главные трудности бурятских художников и меры их поддержки со стороны руководства региона.

— У нашей организации существуют серьезные проблемы, и большей частью они связаны с финансово-хозяйственными вопросами. Главная проблема — отсутствие финансирования. Вторая серьезная проблема — необходимость капитального ремонта нашего основного здания Дома художника в центре г. Улан-Удэ. Мы являемся социально ориентированной некоммерческой общественной организацией. Несмотря на то, что у нас есть здания, каждое свободное помещение там предоставлено на безвозмездной основе под творческие мастерские. Художники платят только за свои  коммунальные расходы, и организация не имеет прибыли от них, кроме членских взносов размером 1000 рублей в год (для пенсионеров размер взноса со скидкой  —  750 рублей в год). Многие члены нашей организации — люди в возрасте.

Творческими мастерскими обеспечена примерно половина членов коллектива, и после ухода одного художника из жизни мастерская распределяется другому. Многие, конечно, работают, преподают, некоторые являются индивидуальными предпринимателями и выполняют заказы, но далеко не все. Например, живописцы, скульпторы приходят в мастерскую как на работу, создают свои произведения, пытаются продать свои работы и не имеют иных источников дохода. У организации существует администрация, которая решает все текущие вопросы, а их немало. Все договоры аренды муниципальных мастерских с поставщиками коммунальных услуг оформлены на организацию, и все заботы по содержанию имущества ложатся на администрацию СХ, которым тоже необходимо платить заработную плату. Часть помещений мы всегда сдавали в аренду и на эти средства вели свою деятельность, но обстановка в последние годы неблагоприятная из-за пандемии, и мы испытываем большие трудности. Есть несколько муниципальных мастерских, построенных в советские времена по специальному проекту для художников, с большими окнами и высокими потолками. Хорошо, что администрация Улан-Удэ предоставляет эти муниципальные мастерские в безвозмездное пользование, и мы надеемся, что и в дальнейшем комитет по управлению имуществом будет делать это на тех же условиях. Мы работаем в тесном сотрудничестве с министерством культуры РБ, но не являемся подведомственным ему учреждением и не можем получать от него прямое финансирование. Так сложилось, что театры, дома культуры и прочие учреждения культуры вошли под опеку государства, а союз художников остался вне этого. Понятно, что без финансирования мы постепенно приходим в упадок. Участвуем в различных конкурсах на соискание целевых грантов. В свое время на гранты министерства культуры РБ смогли выпустить два отличных альбома, посвященных 85-летию нашей организации и 350-летию города Улан- Удэ. В 2019 году выиграли грант министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура» и успешно реализовали масштабный пленэрный и выставочный проект. В этом году мы провели городской пленэр «Любовь моя — Улан-Удэ»  и на средства субсидии комитета по социальной и молодежной политики мэрии издали каталог итоговой выставки. Но субсидии для общественных, некоммерческих организаций направлены на конкретные творческие проекты, и мы не можем эти средства пустить на ремонт наших зданий, и суммы здесь совершенно другие необходимы. Наиболее остро стоит вопрос капитального ремонта здания Дома художников в центре Улан-Удэ, по улице Куйбышева, 20. Оно не так давно было включено в реестр  объектов культурного наследия регионального значения. Объект находится в плачевном состоянии и требует капитального ремонта. Юридически  его собственником является ВТОО «СХР», фактически же здание всегда находилось в нашем распоряжении. Мы обращались в ВТОО «СХР» с вопросом о необходимости  капремонта, на что получили ответ, что возможности финансирования нет, и необходимо искать инвесторов и выходить с предложением из ресурсов имеющегося имущества. Понятно, что никакой инвестор не будет безвозмездно вкладывать свои средства, и в нашем случае ситуация действительно сложная, так как все варианты ущербны и болезненны. Мы не можем оставить людей без мастерских и коммерческие площади 1 этажа передать не можем тоже, так как остаемся без средств к существованию.

— Хотелось бы узнать и о выставочной деятельности объединения.

— Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России» каждые 5 лет проводит всероссийскую выставку «Россия». Перед этим в каждом федеральном округе страны проводятся региональные выставки. Выставки такого масштаба заранее планирует руководство союза художников РФ, приоритет отдается тем регионам, где запланированы наиболее значимые исторические даты. В 2023 году Республика Бурятия празднует 100-летний юбилей, и мы запланировали провести в Улан-Удэ XIII региональную художественную выставку «Дальний Восток». Проведение ее, несомненно, станет заметным событием в дни празднования 100-летия образования республики. Учитывая значимость региональной выставки, коллектив союза художников Бурятии обратился к министру культуры РБ с просьбой включить XIII эту выставку в план основных мероприятий празднования 100-летия образования Республики Бурятия в 2023 году. К сожалению, наше предложение не было включено в план основных праздничных мероприятий. Это, конечно, нонсенс. Ведь организованный к 10-летию образования Бурят-Монгольской АССР, союз художников участвовал в 1 и 2 декадах Бурятского искусства в Москве в 1940-м и 1959 годах, и все последующие годы достойно представлял Бурятию на выставках самого высокого уровня в России и за ее пределами.

— Каким вы видите будущее бурятского изобразительного искусства?

— Человек воспринимает большую часть информации через зрение, и изобразительное искусство будет всегда как и потребность созидать. Яркое и самобытное изобразительное искусство Бурятии навсегда останется в мировой истории, а вот каким будет его ближайшее будущее, во многом зависит от региональных властей. Не секрет, что регионы соревнуются друг с другом по разным показателям, экономическим, социальным и т.д. У правительств субъектов есть великолепная возможность выделиться, поддерживая культуру, и в том числе нас, союз художников, ведь мы создаем образ региона через искусство, создаем бренд, как сейчас принято говорить. Для национальных республик это выгодно вдвойне, так как должно быть свое, отличное от других, лицо, а с учетом того, что мы хотим развивать туризм — втройне. И здесь ресурсы союза художников можно было бы использовать. Ему, как и любому учреждению культуры, необходима помощь. Цель союза художников как социально ориентированной организации — в создании условий для творческой деятельности всех членов коллектива, молодых и пожилых, известных и не очень. Сейчас время индивидуалистов. Уверенные и сильные «делают себя сами», в том числе и в искусстве, но и они иногда вспоминают, что состоят в СХ, когда возникает такая необходимость. Наше объединение нужно не только самим художникам. Властям страны и регионов тоже выгодно его существование как централизованной организации, ресурс которой сейчас, увы, недостаточно востребован государством. Пока организация держится на инерции советского наследия и энтузиазме отдельных подвижников, в основном из старшего поколения.

— Можете поделиться с нашими читателями своими творческими планами?

— Из-за занятости в общественной работе на собственное творчество у меня остается мало времени, к сожалению. Поэтому творческие задачи ждут своего часа. Кое-что пытаюсь делать, и это счастливые моменты — когда удается выкроить время и поработать в мастерской. В этом году к своему 50-летию в декабре 2021 года планирую провести персональную выставку в художественном музее имени Ц.С.Сампилова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 13 октября 2021

Заголовок в газете: Другой пейзаж изобразить

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру