Зима в Бурятии усугубит проблемы транспорта, агрессивных собак и подорожавших дров

Депутаты Народного Хурала разбирались, как сделать жизнь в Бурятии комфортнее и безопаснее

Взлетевшие цены на дрова, агрессивные собаки и многочасовое ожидание маршруток — три самых волнующих сегодня жителей республики вопроса. Почему возникли эти проблемы, а главное — как их решать, обсудили члены бурятского парламента на заседании совета Народного Хурала.

Депутаты Народного Хурала разбирались, как сделать жизнь в Бурятии комфортнее и безопаснее
В совете Народного Хурала обсудили три самых важных вопроса наступающего сезона.

Четвероногая проблема

Одна из важнейших задач любой власти — создать у своих граждан чувство защищенности. Но в Улан-Удэ с этим проблемы. Люди уже который год подряд подвергаются нападениям со стороны бродячих животных. С наступлением холодов проблема вновь обостряется. Власти пытаются не допустить трагических событий, но сталкиваются с затруднениями.

По словам начальника управления ветеринарии Бурятии Эрдэма Сангадиева, сегодня работы ведутся в соответствии с действующими федеральными и региональными законами. Так, согласно федеральному закону, по итогам закупок определяется исполнитель по отлову собак. Кроме того, власти обязаны соблюдать принцип гуманного отношения к животным.

— В целях реализации полномочий по обращению с животными без владельцев законом о республиканском бюджете на 2021 год было предусмотрено свыше 55 миллионов рублей на осуществление мероприятий в отношении 7825 животных. Средняя стоимость услуги по одной особи составила около 7 тысяч рублей, — доложил Эрдэм Сангадиев.

На сегодня всего в Бурятии отловлено 5087 собак, в том числе в Улан-Удэ — 3299, выпущено в прежнюю среду обитания — 3121 животное, передано новым владельцам — 799, на пожизненное содержание в приюты — 83 неисправимых пса.

Несмотря на выделенные средства, освоить их в полном объеме пока не получается. Причина — отсутствие в районах организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся отловом, либо их недостаточный опыт работы. Также свою роль, по мнению потенциальных подрядчиков, играет низкая стоимость услуг по отлову, из-за чего они отказываются участвовать в электронных аукционах.

— За 9 месяцев 2021 года освоены лимиты бюджетных обязательств в размере 23 миллионов рублей, что составляет 42% от доведенных лимитов, и эта работа продолжается, — отчитался Эрдэм Сангадиев.

Депутатов Хурала приведенные в отчете цифры не устроили и у них возникли вопросы. Председатель комитета по социальной политике Игорь Марковец озаботился ситуацией с освоением средств, сигнализирующей о том, что до сих пор работы выполняются недостаточно хорошо.

— Судя по вашему отчету, у нас за 9 месяцев исполнение бюджета идет на 30% в Улан-Удэ. На севере чуть больше — 46%. При этом у нас прошлый год был страшным по случаям нападений собак зимой. У меня такой вопрос: почему у нас в принципе кардинально не меняется освоение этих средств? Те деньги — 55 миллионов рублей, которые были выделены, они не осваиваются. Хотя по количеству укусов и нападений особого снижения не видно. Что нужно предпринять, чтобы кардинально этот вопрос переломить?

Среди прочего депутат отметил то, что скоро наступит зима, кормовая база уйдет, собаки вновь начнут искать пропитание, и есть риск, что ситуация обострится еще больше.

— Да, действительно, напряжение было. Но нами меры приняты совместно с муниципалами. По городу Улан-Удэ 69% собак отловлено уже, а в целом по республике — 64%. Сейчас у нас напряжение только по Муйскому району, а по всем остальным до конца года все мероприятия проведем в полном объеме, — заверил совет Хурала Эрдэм Сангадиев.

Транспортные перспективы

Еще одна тема, которая остро стоит в столице Бурятии и не только, — общественный транспорт. Снижение пассажиропотока и рост цен на топливо привели к сокращению автопарка. Из-за чего возникли проблемы. На городских и пригородных маршрутах работают в основном «микрики», которые заполняются полностью на конечных остановках. В итоге жители вынуждены подолгу простаивать на остановках в ожидании автобусов, а затем набиваться в них как «селедки в бочку». Скученность людей в общественном транспорте по дороге на работу и обратно приводит к еще большему росту заболевших коронавирусом, отмечают депутаты.

К тому же нехватка транспорта приводит к невозможности уехать в вечернее время, в особенности это касается отдаленных районов.

По предварительным расчетам, потребность только в столице Бурятии оценивается в 200 автобусов большой и средней вместимости типа «ЛиАЗ», «ПАЗ» и 400 автобусов малого класса. К еще большей нестабильности в этой сфере приводит также возросшее количество нелегальных перевозчиков, которые набирают пассажиров в «вайбер-чатах», но не соблюдают необходимые требования безопасности во время рейсов.

Депутаты Хурала в качестве одного из возможных решений транспортной проблемы предложили поддержать перевозчиков финансово или обдумать введение экономически обоснованного тарифа, чтобы уменьшить отток водителей с маршрутов.

Члены совета при этом отметили, что по опыту соседних регионов субсидирование в будущем так или иначе ввести придется, однако торопиться и включать этот пункт в проект постановления не стали. Мысль о повышении тарифа до экономически обоснованного (65 рублей в трамваях и 80 рублей — в маршрутках) не все депутаты восприняли положительно.

— Вы спросите бабушек, готовы они ездить по такому тарифу — 65 рублей в трамваях и 80 рублей в маршрутках? Насчет предложения субсидировать: мы изучали, в любом городе России субсидируется этот транспорт, поэтому мы никуда от этого не уйдем, но и перейти на экономически обоснованный тариф не можем, — сказал председатель комитета по экономической политике, природопользованию и экологии Анатолий Кушнарев. — Мы отработаем этот вопрос, посмотрим, как мы можем субсидировать, чтобы перевозчики не уходили с этого рынка.

Дорогое тепло

Резкое удорожание дров — проблема, которая волнует очень многих жителей Бурятии, особенно сейчас, в самом начале отопительного сезона. Депутаты Хурала совместно с представителями республиканского агентства лесного хозяйства разбирались в причинах этого явления и искали выходы из ситуации. Среди причин высоких цен, озвученных руководителем РАЛХ Александром Мартыновым, — сокращение объемов лесозаготовки, закуп Селенгинским ЦКК отходов лесозаготовки, которые раньше предоставлялись населению бесплатно или по сниженным ценам, а также увеличение расстояния вывоза дров с 30 до 200 км в Улан-Удэ.

Средняя стоимость одного кубометра дров в столице Бурятии с 2019 года выросла примерно на 30% — с 2200 рублей до 2800 рублей.

— В районах решается проблема на достаточном уровне. Что касается Улан-Удэ, здесь отдельный разговор. Мы провели анализ зонирования территорий в районах Бурятии и убедились, что зачастую есть объекты, которые ущемляют права граждан в заготовке древесины для собственных нужд. Пересмотрели зонирование населенных пунктов в районах республики и внесли свои предложения. Чтобы малому и среднему бизнесу эти участки не предоставлялись в аренду или для заготовки древесины с целью ее реализации, — сообщил Александр Мартынов.

Свое мнение по этому вопросу также высказал Анатолий Кушнарев. Он отметил, что тема обострилась из-за роста цен на все, включая стройматериалы, цемент, пиломатериалы.

— Мы привыкли, что у нас в Сибири каждый хозяин обеспечивает свой дом топливом сам и на государство не рассчитывает. Поэтому заготовка дров у нас шла традиционно на два года, особенно в сельской местности и в пригородных поселках, в феврале-марте. И вдруг, когда часть населения начала не заготавливать дрова, а приобретать с колес, то цена резко поднялась. В том числе и ЦКК начал горбыль сегодня забирать — это тоже повлияло, — поделился рассуждениями депутат.

Анатолий Кушнарев высказал еще одно предложение: рассмотреть проблему глубже и найти того, кто обладает полномочиями повлиять на цены.

— За обеспечение дровами и за цену агентство лесного хозяйства по своим полномочиям не отвечает. Вопрос тогда, кто за это отвечает. У нас на сегодня лесом занимаются два министерства: минпром — это переработка, а минприроды совместно с агентством — воспроизводство, охрана лесов, борьба с пожарами и так далее. Курируют три вице-премьера — многовато как-то. Может быть причина еще и в том, что у нас нет единого хозяина в лесу? — задался вопросом парламентарий. — Периодически вопрос такой всплывает: а не восстановить ли нам ликвидированное в 1991 году министерство лесного хозяйства? Тогда у нас будет все: охрана, воспроизводство, переработка и обеспечение дровами — все в одних руках. Это надо обсуждать на более высоком уровне, может быть, у главы республики.

Также он добавил, что комитет по экономической политике, природопользованию и экологии на рабочем совещании принял протокольное решение с рекомендациями к правительству создать рабочую группу по обеспеченности населения республики энергоресурсами на ближайшие пять-десять лет.

С этим предложением согласились и другие члены совета. Например, зампред Хурала Цырен-Даши Доржиев указал, что государство обязано регулировать рынок со своей стороны. Коллегу поддержал Игорь Марковец, который уточнил, что при решении данного вопроса необходимо привлекать государственные механизмы регулирования рынка.

Также перед советом выступила первый замминистра соцзащиты населения Бурятии Анастасия Меринова. Она рассказала на какие меры социальной поддержки по оплате твердого топлива могут рассчитывать жители республики, проживающие в неблагоустроенных домах. Для выделения субсидий на оплату дров предусмотрены средства консолидированного бюджета в размере почти 966 миллионов рублей ежегодно. Количество получателей в Бурятии — около 88 тысяч человек.

— Размер субсидии рассматривается индивидуально для каждой семьи и зависит от совокупного дохода, состава семьи, а также региональных стандартов стоимости услуг ЖКХ. Субсидия предоставляется единовременно за 6 месяцев одной суммой, — рассказала Анастасия Меринова.

Также замминистра выделила отдельные категории граждан, которые могут рассчитывать на этот вид поддержки. Это ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами.

Председатель Хурала Владимир Павлов подытожил, что все предложения, озвученные на совете депутатами, надо просчитывать и рассматривать в рамках рабочих групп.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 27 октября 2021

Заголовок в газете: Зима близко

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру