Бизнесмены в Бурятии рассказали о проблемах, с которыми столкнулись из-за QR-кодов

У предпринимателей пропадает желание работать легально и платить налоги

В Бурятии введена система пропуска в общественные места по QR-кодам о вакцинации от COVID-19, справкам и перенесенном заболевании коронавирусной инфекцией либо о медотводе.

У предпринимателей пропадает желание работать легально и платить налоги

Если до 1 ноября такие требования действовали в учреждениях культуры, спорта, в кинотеатрах и средствах коллективного размещения, то теперь распространяются и на объекты торговли, ТРЦ, заведения общепита и бьюти-индустрии, то есть практически везде. Как предприниматели адаптируются к очередным ограничениям и что они об этом думают — узнавал корреспондент «МК в Бурятии».

Ирина Арефьева, владелец сети фастфуда «Макбургерс»:

— У меня очень жесткая позиция по данному вопросу. Считаю, что власти — и региональные, и федеральные — не справляются со своей работой: одно лечат, другое калечат. Недавно я была за границей, где все предприятия работают нормально, поскольку им оказали поддержку в пандемию. А на нас забили и не подумали, как будет жить малый бизнес, который платит налоги. Плюс бешеная инфляция. За последнее время стоимость сырья выросла на 10-15%, подорожала и готовая продукция. А с тех пор, как ввели QR-коды, трафик у нашей сети упал на 40%, выручка — на столько же, и процент от нее на оклады сотрудникам уменьшился. А у всех семьи и денежные обязательства. Доставка особо не спасает положение и нужна, скорее, для поддержания производства, так как требует больше расходов — например, на курьера. Средний чек по ней составляет 950 рублей, прибыль — всего 80. Нужно платить аренду за помещение кафе. Арендодатели не идут на уступки и не снижают оплату. Не сокращаются издержки на маски, перчатки, антисептики. Мы понесли дополнительные траты и выделили специального сотрудника, проверяющего QR-коды посетителей. Возникают конфликтные ситуации, когда люди ругают и проверяющего, и саму компанию. Я считаю, что это нарушение конституционных прав, доходящее до абсурда. Недавно в «Макбургерс» нагрянула мобильная группа и составила протокол на управляющую из-за того, что техсотрудник присела выпить чашечку чая. Подобные меры обостряют отношения между владельцами и посетителями общепитов, приводят к тому, что никто не хочет работать в этой сфере, испытывающей кадровый голод. Некоторые заведения игнорируют ограничения — работают по ночам, не проверяют QR-коды. Получается, одним закон писан, другим нет. Такая несправедливость усиливает негативное отношение к властям, которые обещали ввести QR-коды всего на одну неделю, а в результате продлили на два месяца. Большинство предпринимателей молчат, сами себя загоняя в кредиты и кабалу, потому что запуганы баснословными штрафами. От бизнес-омбудсмена нет никакой помощи, у банков есть льготное кредитование под 3%, но дают его узкому кругу лиц. Должна быть поддержка бизнесменов — освобождение от налогов, компенсация аренды, хотя бы части зарплат и расходных материалов. Но ничего подобного не происходит. Общепит давно стоит на коленях, и неизвестно чего ему ждать к новому году.

Сэсэг Порхонова, руководитель студии красоты:

— Я состою в сообществе бьюти-индустрии. Общалась с другими его участницами, говорили, что с введением QR-кодов ощутимо снизился поток клиентов. В моем салоне на ноябрьских праздниках не было ни одного звонка за все выходные. Администратор была в шоке. Аналогичная ситуация у остальных девочек. У одной из сетей парикмахерских в Улан-Удэ упала выручка на 60%. Примерно такой же показатель — у всех заведений в сфере красоты. Ситуация терпимая, если клиенты постоянные, приходят по предварительной записи. Наши посетители в основной массе вакцинированные. Сейчас на четыре места в рабочем зале я могу посадить лишь двух мастеров. А это уже упущенная выгода. Не могу поднять цены на услуги и взять человека «с улицы». Фактически оказалась между двух огней. С одной стороны, посетители обижаются из-за антиковидных требований, с другой, власти наказывают за их невыполнение. Кстати, ни разу не получала от государства поддержку, да и не рассчитывала на нее — все делала своими силами. Арендодатель не входит в положение и сначала поднял оплату на 30%, в сентябре еще на 10%. Коммунальщики тоже не прощают долги. Неудивительно, что 90% сферы красоты уходит в тень, а десять салонов Улан-Удэ сейчас выставлены на «Авито». Но я настроена позитивно. Не планируем закрываться, хотя порой устаешь от происходящего. Но пару дней отдохнешь — и снова в бой.

Надежда, сотрудница центра косметологии:

— По поводу QR-кодов как представитель бьюти-индустрии могу сказать лишь одно: это душит малый бизнес в прямом смысле. После их введения поток клиентов уменьшился наполовину. По сути, это завуалированное принуждение при якобы добровольной вакцинации. Единственное объяснение, приходящее в голову: если доходы падают, значит, оно кому-нибудь нужно. А единственный выход — уходить в подполье. Вот чего, видимо, хотят добиться наши власти своей инквизицией. Пропадает желание работать легально и платить налоги, когда к тебе все повернулись одним местом.

Алексей Гыргенов, владелец ресторана быстрого питания «Insta Cafe»:

— Моя точка находится в торговом центре, где открылась с мая и хорошо отработала месяц. Бизнес был на подъеме, я вкладывал туда средства, брал кредиты и закупал оборудование. Но с июня ударила третья волна коронавирусной пандемии, и фудкорты функционировали в ограниченном режиме летние месяцы, когда у ТЦ и без того посещаемость падает. За лето я растерял первую команду сотрудников и принялся набирать вторую. Сделать это удалось лишь к сентябрю, а до него — продержаться благодаря оборотным средствам. На прежний уровень выйти не смогли — только стали «подниматься», как с октября хлынула четвертая волна, а с ноября появились новые ограничения, включая QR-коды. Естественно, возникли проблемы. Посетителей и выручки почти не было с 1 ноября, когда начался локдаун, названный «выходными днями». На сегодня она упала почти в 3 раза, недавно за день составила всего 3700 рублей. А сотрудники просят и зарплату, и аванс. Я вынужденно отказался от одного из поваров, который сейчас сидит без дела: везде идут сокращения. У всех снизился оборот, и ребром встал вопрос оптимизации. Знаю об этом не понаслышке, поскольку состою в чате руководителей общепита. Большинство из них пытаются сохранить штат, прибегая к таким схемам, как дежурства через день с зарплатой пониже, и не берут новых работников: платить им нечем. Хотя хороших специалистов — от кассиров до пиццамейкеров — найти сложно. Многие уходят или переезжают в другие города. Между тем собственники помещений не уменьшают размер аренды, и понять их можно. Поставщики повышают цены на продукты, а мы, в свою очередь, стоимость блюд. Иногда клиент видит ценники и разворачивается на 180 градусов. Доставку редко заказывают, думаю, это связано с покупательной способностью. Опрос, проведенный среди наших клиентов, показывает: некоторым проще приготовить ту же пиццу самим. Обидно то, что мы выполнили условия, выдвинутые за последний год, соблюдаем все требования — журнал ведем, обработки проводим, медицинские осмотры проходим, непривитых от работы отстранили. А ведь у всех запас прочности разный. Одни могут просидеть без дохода месяц, другие — и год. Нужно понимать: если ограничения вводятся несколько раз за год, то должны быть промежутки, которые свободны от них полностью, чтобы бизнес мог заработать. И если на новогодних праздниках не представится такая возможность, а в первом квартале следующего года продлятся ограничения, будут плачевные результаты — сокращение налоговых поступлений, увольнение кучи сотрудников, закрытие ряда бизнесов. Некоторые из них на продажу выставлены у нас, в Бурятии: владельцы перебираются на запад. Лично мне поступали несколько предложений о покупке. Макроэкономика и так неустойчивая, а ограничительные меры подливают масла в огонь. И бесполезны затраты на рекламу и продвижения, когда перед тобой закрывается дверь — во всех смыслах этого слова. Сейчас моя задача — сохранить штат, дождаться нового года и решить, закрывать ли точку и продавать ли оборудование, чтобы «отбить» вложения. В перспективе это единственный выход.

Татьяна, хозяйка бутика женской одежды в торговом центре «Сагаан Морин»:

— Когда QR-коды ввели, людей словно смело. Пустота. Покупателей почти нет. Торговли нет. Бывает одна продажа за неделю. Выручки нет. Аренду за помещения платить нечем, а требуют ее в полном объеме. Зарплату продавцам давать не из чего. Вместо них сидят сами хозяйки — просто караулят свои места. И пустует не только «Сагаан Морин», а все торговые центры. У меня есть знакомые продавцы в ТК «Народный», ТЦ «Гэлэкси», созваниваемся с ними, рассказывают, что там примерно такая же ситуация. Проверяющие QR-кодов напоминают зомби. Недавно при мне контро-лер не пропустил беременную девушку. Раньше из деревень приезжало закупаться много народу — целыми семьями, по пять-шесть человек. Теперь в торговые центры пускают лишь вакцинированных, остальные толкутся на улице — а на дворе-то уже не лето! — или все дружно разворачиваются и просто уходят. Очень некрасивая ситуация. Выкручиваются из нее как могут. Некоторые выносят вещи на улицу, привозят их на дом или продают у себя на дому либо в группах по Интернету. Честно говоря, не знаю, как дальше выживать, понимаю, что многие «сдуются». А если люди не смогут работать, то будут голодать и пойдут воровать.

Наталья Семенова, руководитель охранного агентства «Альфа-Плюс»:

— QR-коды изрядно затруднили жизнь всем. Например, наши охранники получили дополнительные обязанности по их проверке и идентификации личностей. За такие действия доплачивает само агентство. Охранники не испытывают от своих функций восторга, некоторые из них увольняются и надеются, что все закончится когда-нибудь. Возникают проблемы с вахтой — расходы на ПЦР-тесты, карантин от 3 до 10 дней, а сотрудников много, и все это очень затратно в финансовом плане. Приходится либо расторгать невыгодные договоры, когда клиенты не оплачивают услуги, либо работать за копейки, что приведет к разорению. Каждый день мы выявляем по несколько человек, которые совершили кражи денег, товаров или махинации. Люди объясняют это кризисом. Кстати, при тестировании на полиграфе для устройства на работу тоже требуются QR-коды, но, как правило, невакцинированные не приглашаются на собеседования, а уже работающие и не прививающиеся отстраняются.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 17 ноября 2021

Заголовок в газете: Бизнес на коленя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру