Глава Бурятии: «Вводить QR-коды в общественном транспорте мы не намерены»

Алексей Цыденов рассказал об эффекте вакцинации

В субботу, 27 ноября, глава Бурятии Алексей Цыденов дал интервью на актуальные темы. Он рассказал о мероприятиях по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, о ходе иммунопрофилактики, мерах, предпринимаемых правительством для решения проблем общественного транспорта, повышения цен на продовольствие.

Алексей Цыденов рассказал об эффекте вакцинации
Алексей Цыденов.

— Главная тема — это вакцинация. Расскажите, пожалуйста, сколько в республике вакцинированных и какие темпы вакцинации?

— У нас на сегодня достаточно хорошими темпами идет вакцинация, среди взрослого населения (719 тыс. человек) 439 тысяч вакцинировано первым компонентом. Это 61% от всего взрослого населения. Если брать от плана, что у нас 80% должно быть вакцинировано с учетом медотводов и всего остального, то от плана у нас уже 76% от объема вакцинации. То есть мы неплохо идем, у нас люди ответственно к этому подходят, и я, пользуясь случаем, хотел бы всех поблагодарить, всех, кто ответственно относится к своему здоровью и здоровью близких, окружающих.

— Когда ввели систему куар-кодов, были стычки с охранниками, видео выкладывали в Интернете. Как вы думаете, с чем это связано? Сейчас ситуация улучшилась?

— Сейчас ситуация в целом улучшилась, более спокойно относятся. Конечно, есть люди, которые активно выступают против куар-кодов. Надо понимать, что не против куар-кодов, а против вакцинации, потому что код — это всего лишь подтверждение, что у тебя есть иммунитет: это либо вакцина, либо переболел в течение ближайших 6 месяцев. Таких людей все меньше, но они остаются.

Я хочу к таким людям обратиться, кто активно против вакцинации: вакцинация — единственный вариант выйти в нормальный режим жизни, работы в условиях ковида. Это формирование общего иммунитета, чтобы ковид для нас был как обычный грипп, ОРВИ, т.е. такое, к чему мы привыкли, и то, что не несет такой ущерб здоровью и не приводит к смертности. Конечно, можно переболеть и получить иммунитет, но без вакцины часто болезнь проходит тяжело, много последствий после болезни, требующих большого реабилитационного периода.

Вакцинация помогает, даже если заболел, во-первых, в десятки раз падает вероятность заболеть, во-вторых, даже если заболел, то болезнь проходит в легкой форме. Я на себе это испытал, я был вакцинирован и ревакцинирован, и с учетом моего графика немножко подорвал иммунитет, и заболел, но у меня он за 7 дней прошел без всяких последствий.

Я бы хотел подчеркнуть, что те люди, которые не хотят вакцинироваться, они должны подумать не только о себе, но и о других. Ты имеешь право рисковать своим здоровьем, но ты же живешь в обществе, и ты также получаешь услуги здравоохранения. Если ты сам заболел, пока это выявится, ты ходишь и других заражаешь, представляешь угрозу для общества. Плюс, когда ты заболел, тебя госпитализируют в больницу, ты занимаешь койко-место, а мы же выделяем на борьбу с ковидом дополнительные койки, т.е. тем самым мы ущемляем тех, кто госпитализируется от других болезней. И если можно это предотвратить, если можно создать условия, когда у нас все получают медицинскую помощь, то это надо делать. Когда люди будут вакцинированы, и у них будет иммунитет, то тот же ковид можно легко перенести дома. Ответственный подход не только к себе, но и к своим близким и окружающим. Я прошу всех еще раз подумать о вакцинации.

Чем прививка от ковида отличается от остальных вакцин, которые мы спокойно ставим? Ничем! Можно послушать разные бредовые идеи о том, что «вот, нас оцифровали, всем дали номера». Господа, откройте паспорт, у вас в паспорте номер стоит, ничего, паспорт жить не мешает. Потом у каждого есть телефон, у телефона номер, вы сами свой номер всем раздаете, друзьям, знакомым. То есть это все такие мысли из области нерационального.

И поэтому я еще раз ко всем хотел бы обратиться, сказать о том, что формирование коллективного иммунитета, вакцинация — это на сегодня единственный доступный путь перейти нам к нормальной жизни. Когда будет сформирован коллективный иммунитет, ограничения снимутся. Болеть уже будем легче, смертность будет существенно снижена, поскольку у нас единицы случаев по стране, когда умирает вакцинированный, но опять же это уже с учетом разных сопутствующих заболеваний.

И я наш бизнес понимаю, для него это издержки. Потому что часть клиентов, кто с вакциной и куар-кодом, спокойно ходит везде, никаких ограничений нет. Но даже общепиту и торговым центрам надо выделять отдельных людей, которые стоят проверяют наличие вакцины или подтверждение о том, что переболел. То есть это затраты на персонал дополнительные, это ограничения потока в любом случае, потому что пока не все это имеют, а кто-то и не хочет иметь. Из-за этого тоже снижение есть.

Наш бизнес (хотел бы отдать должное, коллеги, хотел бы вас поблагодарить) ответственно ко всему относится. Те, кто явно не хочет соблюдать общие требования, таких единицы. В целом наш бизнес ответственный, и спасибо вам, коллеги, за такой подход.

Все видят что в мире происходит. Сейчас волна в Европе — закрывается все. Есть страны, где непривитым запрещено вообще из дома выходить. Мы до такого не дожили, у нас другая ситуация. При этом я бы хотел еще сказать, подчеркнуть отдельно — мы видим результаты того, что у нас большой процент вакцинированных. В целом по отчетности проходит заражаемость в сутки примерно плюс минус, она близка к тому, что было летом, но по тяжести, по нагрузке на медперсонал — совсем другая картина. Это результаты вакцинации, у нас уже большое количество людей вакцинировано и часть переболела.

Летом, когда у нас был пик заболеваемости, когда мы вводили вынужденный локдаун, у нас было занято 3 200 мест в больницах. А сейчас — 1200. Ковидных коек сейчас в три раза меньше. То есть у нас нагрузка на систему здравоохранения меньше, чем летом была. Куар-коды — для того, чтобы быстрее перейти к нормальной жизни.

У нас люди ответственные, у нас тех, кто явно поверил недостоверной информации и проникся ей, яро отказывается от вакцинации — таких немного, они как раз попадут в 20%, нам 80% надо вакцинировать, 20% по разным причинам не вакцинируются, они в эти 20% и попадут. Мы же их не ограничиваем, из дома выходить не запрещаем, продуктовые магазины, магазины первой необходимости, пожалуйста, они доступны.

То, что касается получения самих документов о вакцинации, куар-кодов, их можно скачать на госуслугах. Однако не у всех есть смартфон, не у всех есть доступ к Интернету, не все на «ты» с интернет-технологиями, в таком случае куар-код можно получить в МФЦ. Там распечатают и выдадут в бумажном виде. Также справку в бумажном виде можно получить в поликлинике, она выдается сразу после введения первого компонента вакцины. Любой вариант возможен, главное, чтобы такое подтверждение было и у людей тогда свободный проход.

Есть такая практика в некоторых регионах, когда проверяют куар-коды в общественном транспорте, но мы такое не планируем. У нас с общественным транспортом вообще отдельная история, много проблем, жалоб. Мы плотно занимаемся этим вопросом, пока не самые большие сдвижки в этом направлении. В прошлом году 42 автобуса купили новых, буквально на днях поступили еще два новых больших автобуса, их купили за президентскую дальневосточную субсидию. Понимаем, что сильно эти два автобуса не повлияют.

— Какая именно претензия к работе общественного транспорта?

— Основная проблема в том, что емкость общественного транспорта ниже, чем необходимо. Люди, которые должны доехать до работы, их больше, чем самих автобусов и мест в этих автобусах. Понятно, что все набиваются битком. Много есть причин у этой ситуации. Это касается и экономики самого транспорта, специфики Улан-Удэ в целом. Например, у нас удобно ехать в большом автобусе на короткие расстояния, когда многоэтажные застройки. Здесь расстояния перевозки небольшие, людей много. А когда же у нас расстояния большие, а плотность населения небольшая, это касается частного сектора, — тут другая экономика перевозки. Это объективная ситуация, никому не упрек или предмет для жалобы, это условия, с которыми надо работать.

Недавно принято важное решение. В этом году у республики появились дополнительные собственные доходы бюджета за счет работы крупных предприятий, за счет развития добывающих отраслей. Часть допдоходов пошла на погашение долгов бюджета, а 300 млн рублей выделено на закупку автобусов для Улан-Удэ

— 300 млн это сколько автобусов?

— Там зависит от автобуса. Большой автобус стоит 10 млн, тогда это 30 больших автобусов, если автобус средней вместимости — они стоят порядка 6 млн. Поэтому сейчас город будет запускать торги, заниматься подбором, мы деньги городу передаем.

— То есть примерно в следующем году можно ожидать?

— Да, в любом случае это не один месяц поставки, к сожалению. Сейчас зима, более востребовано. Вот дополнительные доходы нашего бюджета появились к концу года, и мы направили средства на общественный транспорт. Недавно у нас было заседание президиума госсовета, на котором обсуждалась транспортная стратегия, и я с этой просьбой обратился. Президент дал поручение правительству сформировать отдельную программу по поддержке общественного транспорта. Есть, конечно, отдельные программы у минтранса, у минпрома, у минприроды по части экологии — разные программы и разные проекты с отдельным финансированием. Но президент дал поручение сделать отдельную программу на всю страну, чтобы поддерживать развитие общественного транспорта. Мы, соответственно, тоже туда попадаем: Бурятия и город Улан-Удэ.

Но мы понимаем, что даже эти 300 млн рублей — это только облегчение ситуации, но не полное решение вопроса. Поэтому, не дожидаясь запуска федеральных программ, своими деньгами, за счет дополнительных доходов, за счет того, что у нас экономика выросла, мы городу выделяем средства и вопросы общественного транспорта решаем.

Также в числе наиболее острых проблем, помимо ковида, нас всех тревожит рост цен на продукты. Такая инфляция наблюдается во всем мире, но мы же говорим не про весь мир, важно не то, что происходит в Германии или в Америке, мы про себя говорим. Хоть это и тенденция общемировая, и в России она есть, у нас тоже есть рост, причем в течение года по-разному меняется динамика. Это и ежегодный сезонный фактор — зимой овощи дорожают, в июле-августе начинают дешеветь. Но даже эти колебания — они не такие, какие были раньше, если подешевели, то не настолько. А если подорожали, то чуть больше, чем в прошлый раз. В среднем рост цен есть, и это, конечно, задача для работы.

Министерство сельского хозяйства изу-чает цену поставщиков. То есть по какой цене продукция попадает в магазин, и по какой цене магазин продает. Это касается и продукции бурятского производства, и из других регионов. Есть вопрос, конечно, по тому, чтобы больше влиять на цены, больше производить самим. В этом году у нас был хороший урожай, побили рекорд по зерну, по картошке хороший урожай получили. Но тут возникает вопрос хранения. У нас нет хранилища овощей. Наши производители выходят на другие регионы, и мы повезли в другие регионы нашу продукцию. Задача сейчас — создать овощехранилище для того, чтобы хранить у себя большие объемы и за счет этого сдерживать цены. Потому что на привозные продукты цены формируются с учетом логистики. И стоимость перевозок в стране возросла. И это тоже влияет на стоимость продуктов. На ближайшее время цель — строить овощехранилище.

— Какова цена вопроса? Сколько стоит строительство такого хранилища?

— По-разному. Есть проект стоимостью 300 млн рублей, есть больше — есть меньше, но средняя стоимость порядка 300 млн руб.

Также наряду с борьбой с коронавирусом сейчас стоит наиболее остро вопрос развития МСП. Малый и средний бизнес, который в условиях ковида работает. Расширены возможности для их работы: разрешили работать банкетным залам и ночным клубам, но только при условии, что коллеги сами ответственно будут относиться к здоровью своих посетителей, обеспечивать контроль и пускать на мероприятия только тех, кто имеет куар-коды. Мы понимаем, что скоро новогодние праздники. Как у аграриев весенний день год кормит, также и новогодние корпоративы многим позволят покрыть убытки. И люди все равно будут собираться. Праздники есть праздники, и все будут искать варианты, как их отпраздновать. И чтобы не провоцировать какие-то нелегальные вещи, лучше все сделать, обеспечив для всех безопасность, с необходимым контролем, чтобы не было коллективного заражения. Поэтому мы дали возможность бизнесу работать, хотя ситуация пока у нас непростая. Сейчас заболеваемость замерла на месте: мы перестали расти, но и сказать, что уверенно пошли вниз — нельзя. Поэтому просьба к представителям ресторанного бизнеса и сферы развлечений. Уважаемые коллеги, отнеситесь с большой ответственностью.

— То есть в ближайшее время нам не ждать никаких локдаунов и дополнительных ограничений?

— На сегодня ситуация с ковидом не располагает к тому, чтобы вводить какие-то локдауны, ограничения. Повторюсь, мы пошли на дополнительные послабления, навстречу бизнесу, расширили возможность работы общепита, убрали ограничения режима работы до 23 часов, разрешили банкеты опять же при условии, что наши коллеги сами ответственно отнесутся к здоровью и благополучию посетителей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 1 декабря 2021

Заголовок в газете: Рецепт для нормальной жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру