Будучи в Москве, мы попросили его ответить на некоторые вопросы.
— Ваши знаменитые «Письма президенту» в Бурятии перечитывали, восхищались. В 2018-м вы издали книгу «Путин №5» — предсказали обнуление. Потом на сайте mk.ru мы прочитали, что вы закрыли свою рубрику, потому что «жизнь очень изменилась». Вопрос: кто-либо из журналистов в регионах, может быть, даже региональных изданий «Московского комсомольца», повторил ваш опыт?
— Вряд ли. Не знаю даже, пытались ли повторить.
— Как вы считаете, завершение «Писем президенту» можно рассматривать как изменение государственной политики России в лучшую сторону? Можете ли сказать, что ваши письма достигли цели?
— Политика России в последние годы, на мой взгляд, меняется в худшую сторону. Если бы мои «письма президенту» достигли цели — он ушел бы в отставку.
— Корреспондент “Ъ” Андрей Колесников тоже написал книгу про Путина, вы ее читали? Вы с ней согласны?
— Тоже? Я книг про Путина не писал. Колесников много лет пишет в «Ъ» отчеты о встречах Путина, поездках Путина, выступлениях Путина. Там попадаются очень интересные наблюдения. Минимум дважды я цитировал фразы Путина именно по публикациям Колесникова. Один раз Колесников услышал и опубликовал в «Коммерсанте», как Путин неосторожно сказал премьер-министру Израиля: «Привет передайте своему президенту! Оказался очень мощный мужик! Десять женщин изнасиловал! Мы все ему завидуем!» («Свой в доску», «МК», 20.10.2006). В другой раз, когда Путин за рулем «Лады» ехал по Сибири, он сказал Колесникову (сидевшему рядом) о тяжелой жизни президента: «А что я вижу? Сижу в машине, как таракан в бронированной банке» («Ъ», 17.06.2006).
— Вы когда-нибудь были в Бурятии, что-нибудь знаете об этом крае? Как вы считаете, за что вас любят читатели?
— За то, что я высказываю их мысли. То, что они говорят на кухне, я открыто пишу в газете. В Бурятии, к сожалению, я не был, пригласите — приеду. Сталкивался с докторами из вашей республики, которые работают в Москве, чудесно лечат, за что им огромное спасибо.
— Как-то мы поспорили c читателями, кто вы? Вас нельзя назвать ни диссидентом, ни патриотом в традиционном понимании, при этом вы никогда не собирались уехать из России. Почему? Кем вы сами себя считаете?
— Я себя считаю патриотом. Именно — в традиционном понимании, а не в том извращенном смысле, который оно приобрело в устах властей и телевизионных льстецов. Помните у Пушкина: «Беда стране, где раб и льстец / Одни приближены к престолу».
— У вас есть страничка в соцсетях? Какие сайты и газеты вы читаете сегодня?
— Страница в «Фейсбуке» у меня есть. Но читать я предпочитаю настоящие книги, а не словесный мусор, глупости и пакости.
— Несколько лет назад вышла ваша статья о спектакле «Идиот» в «Ленкоме», которая потрясла наших театралов своей правдивостью. Вот их слова: «Минкин открылся нам с совершенно неожиданной стороны. Так точно найти слова тому, что происходит сегодня в государственных российских театрах. Передайте Минкину, что он молодец. В государственных театрах на государственные деньги сегодня открыто разрушают культуру народа, прикрываясь классикой, к которой все это не имеет никакого отношения, и все молчат. А Минкин написал». Что изменилось после вашей статьи о спектакле?
— Тот спектакль Богомолова назывался «Князь». После моей статьи «Модный идиот» главный режиссер «Ленкома» Марк Захаров выбросил его из репертуара.
— Многие прочитали недавние ваши статьи «Пел Высоцкого по телефону: последний разговор с Александром Градским» и «Король умер. Градский не оставил наследника», назвав их одними из лучших статей в память о певце. Вы его знали лично. На сайте mk.ru вышло много других статей. Как вы считаете, нужна ли в редакции какая-то единая политика, один угол зрения, или любой волен высказывать то, что пожелает? Другими словами, насколько слышен сегодня в гуле блогеров голос авторской журналистики?
— В «МК» я ничем не руковожу. У меня нет ни отдела, ни сотрудников, ни секретарши. Что касается, слышен ли в гуле блогеров голос авторской журналистики… Если встать поближе к ревущему реактивному двигателю самолета, вы сквозь этот рев вообще ничего не услышите. Держитесь подальше от ревущих и орущих. Включите лучше такие подкасты, как «Терминальное чтиво» и «Книжный чел». А если интересен рэп, то Слава КПСС гораздо глубже, чем Оксимирон.
— В день смерти Александра Градского на центральном канале вышел фильм в память о нем. Фильм — это не репортаж, его нельзя сделать за несколько часов. Значит, этот фильм готовили заранее, что еще вчера немыслимо было себе представить, а с сегодняшними скоростями уже норма. Как вы все это оцениваете?
— Никак. Я не смотрю телевизор. У меня его попросту нет и нет примерно уже лет двадцать. Что касается вашего «немыслимо», вы ошибаетесь. Во всем мире давным-давно некрологи лидерам стран и знаменитостям пишут заранее. Это цинично, но разумно. Разве лучше делать это в дикой спешке с неизбежными ошибками?
— Почему вы столько лет в «МК»? Насколько изменился «МК» за все эти годы? В чем изменились вы как журналист?
— В «МК» я 21 год. За это время политическую журналистику почти окончательно задушили. И «МК» был вынужден измениться. Посмотрите, сколько за последние годы принято законов, ограничивающих свободу слова, запрещающих одно, другое, третье, четвертое. Газета вынуждена эти законы выполнять, иначе ее закроют, запретят. С другой стороны, «МК» — единственная в мире газета, которая позволила себе в 2017-2019 годах опубликовать мою работу «Немой Онегин», отдав под этот текст 25 полос формата А2.
Что касается меня, то мои принципы не изменились, а эзоповым языком я хорошо владею с советских времен, просто применять его приходится все чаще. Например, вместо «Путин» пиши «Кремль» или «власть», или даже «Медведев» — умные читатели все поймут.
— Спасибо за откровенность!