Архитектор представила проект будущего Национального музея Бурятии

Прообразом нового здание стал цветок ая-ганга

Более 10 лет прошло с момента появления идеи о строительстве в Улан-Удэ нового здания Национального музея Бурятии. Давно прошел конкурс, определился победитель. За эти годы музей «переносили» из одного места в другое, пока, наконец, отцы города и республики не остановились на пустующем ныне острове на слиянии двух рек в историческом центре Улан-Удэ.

Прообразом нового здание стал цветок ая-ганга
Анна Ильина.

Каковы перспективы строительства Национального музея Бурятии, в какую цену он обойдется бюджету, что разместится в этом грандиозном здании и почему ему не страшны ни землетрясения, ни наводнения — рассказала автор идеи проекта, сотрудник известной в Бурятии архитектурной мастерской «Проект Байкал» Анна Ильина.

— Анна Викторовна, как вышло, что первый же ваш проект стал победителем, обойдя проекты именитых мастеров?

— В 2011 году я заканчивала учебу на архитектурном факультете ИрНИТУ, мне нужно было определиться с темой дипломной работы. Когда проходила преддипломную практику в «Проекте Байкал», узнала, что планируется конкурс на проект нового здания Национального музея. Меня эта тема очень вдохновила, и я решила взять ее для своего диплома. Когда спустя год защитилась, вернулась в Улан-Удэ и устроилась в «Проект Байкал», конкурс был объявлен. Мы начали работу над новым проектом на основе концепции моей дипломной работы в соавторстве с главным архитектором проекта Валентиной Ивановной Сергеевой. Была проделана большая работа. Это были бессонные ночи, творческие муки, большой стресс. Но когда узнали, что победили в конкурсе, испытали огромную радость и в то же время большую ответственность, ведь Национальный музей очень значимый для республики объект.

— Конкурс прошел более 10 лет назад. И вот, наконец, благодаря Юрию Трутневу в прошлом году вопрос о строительстве Национального музея Бурятии был решен принципиально. Что-то известно о сроках начала строительства?

— После того как было принято решение строить музей на острове, мы испытали облегчение, что наконец окончательно определена площадка именно в центре города. Площадка очень интересная, она вдохновила нас и придала новый смысл образу здания-цветка, плывущего по воде.

Мы приступили к корректировке проекта, привязке его к новому участку. О сроках строительства ничего сказать не могу — не наша компетенция. Вопрос строительства — это вопрос финансирования, а в свете последних событий сложно что-либо прогнозировать. Мы можем только выполнять свою работу и надеяться на лучшее.

Так будет выглядеть будущий музеи.

— Новое здание Национального музея напоминает по форме плывущий по воде цветок и займет подобающее для этого место — островную территорию на слиянии рек. Между тем специалисты говорят, что Бурятия вступила в многоводный период, в чем мы могли убедиться минувшим летом, когда уровень воды в реках поднялся настолько, что пришлось эвакуировать людей.

— Еще до начала проектирования мы изучили этот вопрос, консультировались с гидрогеологами, которые провели детальный анализ территории. В частности, проанализировали все паводки за 100 лет. Специалисты дали нам, говоря простыми словами, отметку, которую мы взяли за основу при привязке здания Национального музея к местности. Причем эта отметка с учетом берегоукрепления, устройства дамбы, т.е. при условии поднятия воды еще на 90 см.

Исходя из этих данных мы начали свою работу. Добавили снизу еще один этаж. Если раньше фондохранилища размещались на уровне земли, то сейчас мы подняли их более чем на 3 метра выше уровня 1%-ного паводка, случающегося один раз в 100 лет. Этот новый этаж частично занят техническими помещениями, кроме главного блока, но основное пространство мы решили сделать открытым. Отсюда в проекте появилась еще одна изюминка — открытое пространство под зданием, пешеходная зона, где может быть размещен парк миниатюр. Мы как бы пропускаем улицу под зданием, создавая дополнительные площадки для благоустройства, уличной экспозиции.

— Какие еще изменения потребовались в связи с переносом строительства здания с Верхней Березовки?

— Железобетонный каркас адаптируется и усиливается армированием «под сейсмику». Здесь, на острове, она составляет 9 баллов, на Верхней Березовке уровень сейсмической активности составляет 8 баллов. Корректируем фундамент. Учитываем все дополнительные нагрузки и условия.

— Один из известных в Бурятии архитекторов высказал мнение, что у проекта здания очень дорогая инфраструктура...

— Где бы здание Национального музея Бурятии ни было возведено, у него в любом случае будет дорогая инфраструктура, это неизбежно. К зданию нужно тянуть инженерные сети — воду, канализацию, тепло, электросети. Нужны проезды, благоустройство. Необходимы все условия для эффективного функционирования.

Оппоненты могут высказать мнение, что можно было найти площадку с существующими инженерными сетями и значительно уменьшить затраты на инфраструктуру, но мы прорабатывали этот вопрос, рассматривали разные участки в центральной части города, но все они предполагали расселение и снос, на что также не меньшие затраты.

— Как пришло вдохновение спроектировать музей именно в форме цветка?

— Концепция родилась при работе над дипломом. Мне хотелось найти красивый образ, который бы олицетворял историю, культуру и природу Бурятии. Образ навеяли стихи нашего замечательного поэта Дондока Улзытуева о цветке «Ая-Ганга». Эти строчки тронули мою душу, я словно перенеслась в свое детство, в прекрасную Тунку, к бабушке и дедушке. И образ музея появился внутри меня.

«Вы слыхали когда-нибудь

О траве голубой — «Ая-Ганга»?

Ее имя, как отзвук

Старинного медного гонга.

У нее суховатые

Колкие стебли,

От нее синеватые

Наши бурятские степи...».

Здание спроектировано в форме цветка с четырьмя лепестками. Три из них символизируют три музея, фонды которых будут объединяться в новом здании — музей природы, музей истории им. Хангалова и художественный музей им. Сампилова. В главном блоке — четвертом лепестке — будут вестибюль, визит-центр, детский центр, конференц-зал, библиотека и прочее. Все они завязаны вокруг центрального многосветного пространства, которое тоже имеет символическое значение — Сэргэ, древа жизни. Форма здания — пластичная, оно как будто вырастает из-под земли. Мы старались показать гармонию с природой, стремились добавить поэзии в камень…

— Менялось не только место строительства музея, но и его цена. Сначала называлась сумма в 1,3 млрд рублей, потом 2 миллиарда. Есть какие-то изменения по ценам строительства сейчас?

— Сметная стоимость проекта будет индексироваться на текущий период. Мы не можем точно сказать, какая будет стоимость строительства, так как цены постоянно растут и проект еще находится на этапе корректировки. В отделке будем использовать современные материалы, изучаем рынок, смотрим что предлагают. Будем выбирать. Мы хотим использовать только качественные и современные материалы.

— Звучали планы засыпать одну из проток…

— Это предложение рассматривали в 2019 году. На данный момент мы предлагаем оставить протоку и спроектировали через нее пешеходный мост на «большую землю». Под мостом к зданию запустим все инженерные коммуникации.

— Такой большой культурный объект потянет за собой благоустройство всей прилегающей территории. И возможно ли соседство там с обещанным театром «Байкал»?

— Соседство таких двух крупных объектов — Национального музея Бурятии и театра «Байкал» — это, конечно же, большой плюс и огромный толчок для развития территории исторического центра Улан-Удэ.

Что касается прилегающей к зданию музея территории, то мы проектируем благоустройство достаточно интересное. Там будут зоны отдыха, площадки для уличной экспозиции, уличный амфитеатр с импровизированной сценой, детская площадка, автостоянки. Мы максимально все предусмотрели. Как я уже говорила, под зданием пропустим пешеходную улицу с уникальным благоустройством — там будет организовано пространство для экспозиций с уличным освещением и мощением. На ночь проходы под здание будут закрываться.

Хотелось бы, чтобы территория Набережной тоже претерпела изменения, впрочем, это есть в планах у руководства города и республики. Все мы заинтересованы в том, чтобы Улан-Удэ был красивым и комфортным для жизни городом.

Безусловно, Национальный музей станет одним из самых любимых мест для туристов и жителей Бурятии.

— Что вы думаете о планах по развитию исторической части Улан-Удэ?

— Для развития центральной части города нужны деньги. Нужна такая застройка, которая бы привлекла инвесторов. Но она не должна состоять только лишь из многоэтажных домов. Необходимо соблюдать правила землепользования и застройки, этажность и протяженность. Застройка может быть современной, но она должна сохранить главное — исторический дух центра города.

— С тех пор, как вы создали проект здания Национального музея, много воды утекло. Что было спроектировано вами с тех пор? Над чем вы работали?

— За 10 лет я спроектировала множество объектов, начиная от частных коттеджей, заканчивая крупными общественными зданиями. Из последних — здание Национальной библиотеки РБ. Меня к этому проекту подключили в 2015 году. Также работа была в соавторстве с Сергеевой Валентиной Ивановной. В этом году закончилось строительство главного блока библиотеки, и скоро здание будет введено в эксплуатацию. Чему мы очень рады.

Помимо этого я активно занималась дизайном интерьеров, ландшафтным дизайном. Мне было интересно все!

— Ваша архитектурная мечта?

— Моя главная мечта сейчас — чтобы Национальный музей был построен и именно в таком виде, в котором мы его видим. После ее исполнения, я думаю, появится другая, не менее вдохновляющая мечта.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 2 марта 2022

Заголовок в газете: Анна Ильина: «Образ появился внутри меня»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру