Бронебойщик-противотанкист из Бурятии вспоминает освобождение Украины

Бронебойщик-противотанкист из Бурятии вспоминает освобождение Украины
Петр Демин. Фото: из архива Евгения Плотникова

В день 77-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем ветеранов Бурятии, сражавшихся с нацизмом. Один из них – житель Тункинского района, почётный гражданин республики Пётр Демин.

Пётр Степанович Демин в 1941 году, едва окончив школу, записался на фронт добровольцем, и прошёл войну как стрелок-бронебойщик, подбивая вражескую технику из противотанкового ружья. Воевать пришлось, в том числе, и на Украине. Через три года войны Петр Демин был комиссован, когда в одном из боёв ему оторвало руку.

Фото: пресс-служба администрации Тункинского района

Родился Петр Демин 12 июля 1923 года в селе Ахалик в Тункинском районе. Там окончил начальную школу, потом – семилетнюю школу в Кырене. Её окончание совпало с началом войны, которое настало буквально через неделю. Как вспоминает Петр Степанович, уже через два дня весь его класс осаждал местный военкомат. Но лишь в октябре 1941 года ему пришла повестка, после чего его отправили в Барнаульское пехотное училище. По окончании он был распределён на Юго-Западный фронт – на Украину. Служить пришлось в 242-й стрелковой дивизию 38-й армии, дислоцированной под Харьковом, в её расположение Пётр Демин прибыл 14 мая 1942 года. Его назначили командиром взвода стрелков-бронебойщиков.

- У нас были противотанковые ружья Симонова – пятизарядные, и Дегтярёва – однозарядные. Оба ружья были в то время востребованы, необходимы, ими подбивали танки. Или немец стреляет из пулемёта – можно было убрать его за 800 метров бронебойным. Можно было сбить этими ружьями самолёты, на Изюмском плацдарме мои товарищи сбили два самолёта. Но в основном подбивали на земле – самоходные орудия и средние танки. Когда много мишеней, пятизарядное ПТРС было удачнее, потому что позволяло быстро сделать пять выстрелов, - рассказывает Петр Демин.

Целиться в танк следовало под башню – тогда её могло заклинить. Можно было также пробить бензобак или поразить сзади моторный отсек. Ветеран вспоминает, что приходилось также метать противотанковые гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Гранатами также стремились поразить бензобак, либо гусеницу – тогда танк начинал крутиться на месте, «коктейль Молотова» следовало метать на крышу моторного отсека – чтоб горящая смесь залилась внутрь через вентиляционные отверстия и подожгла двигатель. Противотанковые ружья были очень тяжёлыми, их переносило двое человек, третий нёс патроны к ним.

ПТРД, найденное поисковиками отряда "Рысь"

Вскоре, когда советские войска начали контрнаступление, пришлось воевать на знаменитой «Курской дуге». Именно там, когда 12 июля произошло знаменитое танковое сражение, Пётр Степанович встретил своё двадцатилетие – как раз, когда рано утром готовилась атака, чтоб опередить немцев. Причём, о дне рождения ему напомнил подчинённый, который принёс по этому случая чай с двумя кусками сахара. Этот свой юбилей Пётр Степанович запомнил на всю жизнь. Вспоминал он и хорошо организованные оборонительные линии из пяти рядов траншей, и с гордостью говорит, что первую линию они не оставляли.

- Мы из первого ряда не ушли. «Катюши» очень хорошо работали, самолёты очень хорошо работали. Месячный бой был - с 5 июля по 5 августа. Наших там много было, погиб мой одноклассник Андрей Шаблинов, - вспоминает Петр Степанович.

После Курской битвы Петру Демину вновь пришлось воевать на Украине – сначала под Изюмом, потом была команда форсировать Днепр, чтоб захватить плацдарм на другом берегу. В три дня наступавшие войска организовали сплавные средства и сумели закрепиться на другом берегу, задача была выполнена. Вспоминал он и бои под Харьковом, где сдерживали натиск немцев. Был и случай, когда взяли в плен несколько немецких солдат.

- В плен мы брали немцев за Днепром. Мы шли вместе с пехотой, в одних рядах, подбивая препятствия на её пути. В одной из траншей осталось восемь немцев, они не успели убежать, и не сопротивлялись. Они сдались в плен, мы сдали их пехотинцам, те их увели в специальную группу, - рассказывает ветеран.

Именно на Украине Петр Демин получил тяжелое ранение, после которого война для него закончилась.

- Там деревня была, бугор был, а километрах в трёх была железная дорога. Там была станция, через которую немцы подвозили свои подкрепления – станция Шпола. Наша задача была вместе с пехотинцами эту станцию захватить. Немцы обстреливали из пушек, осталось несколько метров войти в эту станцию, и правее меня разорвался снаряд. Я бежал, и мне вот так руку оторвало и ранило в голову. Когда снаряд разорвался, я упал, и при взрыве землёй мне бок и спину отбило, она вся чёрная потом была, - вспоминает ветеран.

После этого Петр Демин попал в полевой госпиталь, где произвели две операции, через полмесяца его перевели в госпиталь имени Кирова в Кисловодске. В июле 1944 года был комиссован как инвалид. Окончание войны он встретил уже дома, в Тункинском районе – в самый разгар работ на посевной.

За подвиги в Великую Отечественную он был награждён двумя орденами Великой Отечественной войны - I и II степени. После войны Пётр Степанович много лет работал в районных структурах КПСС, уйдя на пенсию, ветеран продолжает активно заниматься общественной деятельностью. В Тункинском районе он очень уважаемый человек, его имя присвоили Ахаликской школе, где он когда-то учился, а в 2016 году его наградили званием почётного гражданина Бурятии.

Последние годы ветеран следит за новостями с Украины, и говорит, что его очень расстраивает то, что происходит там всё это время.

- Слушать новости о Донбассе мне, конечно, тяжело. Мы как раз по этим местам и прошли, освобождая их. В то время немцы отходили, люди куда-то убегали, спасаясь. Там дома были крыты соломой, и немцы их сжигали - одни трубы оставались. И теперь восемь лет там страшная картина, когда брат брата бьёт, родной родного человека убивает. Оставшиеся там бандеровцы, конечно, своё дело делали, когда уже была победа, приходилось их уничтожать. Мой двоюродный брат получил ранение в ногу, когда они очищали Польшу от бандеровцев, а сейчас поляки говорят, что Советский Союз их оккупировал, - возмущается Пётр Демин.

Фото: пресс-служба администрации Тункинского района

В заключение можно упомянуть, что недавно он встречался с другим тункинским ветераном – Владимиром Имигеновым, на церемонии поздравления в Аршане. Произнося тожественную речь, Пётр Демин напомнил, что из Тункинского аймака Бурят-Монгольской АССР на войну ушло 6030 человек - почти всё мужское население аймака. Вернулось 3167 тункинцев – погиб практически каждый второй. Упомянул он и нынешнее противостояние украинскому нацизму.

«Уже в наши дни, вся страна борется с фашизмом на Украине. История Тункинского района сохранит имена всех тех, кто отдал свои молодые жизни за нас. Кто воюет сейчас за нашу Россию, за нас с вами», - заявил Пётр Демин.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру