В стенах парламента Бурятии заявили о готовности к протестам в защиту пригородного леса

К чему приводят тайные решения власти

На одном из заседаний Народного Хурала Бурятии председатель Иволгинского районного совета депутатов Виктор Пастухов высказал обеспокоенность по поводу ситуации вокруг передачи половины иволгинского леса в аренду Селенгинскому ЦКК.

К чему приводят тайные решения власти
Судя по схеме, большая часть пригодного для рубки леса отдана Селенгинскому ЦКК.

Спикер районного парламента адресовал вопрос присутствующему на заседании новому руководителю Республиканского агентства лесного хозяйства Сергею Борошноеву. Тот ответил, что решение принималось его предшественником, а сам вопрос о передаче леса Селенгинскому ЦКК стоит, оказывается, с 2019 года.

— Сейчас в районе настроение негативное. Вплоть до того, чтобы массовый протест устраивать, потому что весь Хамар-Дабан планируется передать Селенгинскому ЦКК и непонятно, что это будет — сплошная рубка или санитарная.

- В соответствии с законодательством речь идет о передаче в аренду на 49 лет, — уточнил Борошноев, и добавил: — Это будет и уход, и противопожарные мероприятия, есть и рубка.

О том, что 48,1 процента леса в пригородном районе будут отданы в распоряжение Селенгинскому ЦКК местные жители узнали нынешней весной, как только столкнулись с отказом в лесничествах предоставлять им отводы для заготовки древесины на ремонт и строительство жилья. Поскольку людей посвящать в детали никто не собирался, воображение, а также определенный жизненный опыт дополнили картину, итогом чего и стало обращение к главе Бурятии, прокуратуру и ОНФ. Выразив возмущение тем, что они лишены возможности заниматься заготовкой древесины для личных нужд, авторы обращения напомнили адресатам, что лес в Иволгинском районе является еще и «легкими» Улан-Удэ, воздух которого оставляет желать лучшего.  

В письме также сказано, что передаваемые в аренду участки леса включают в себя святые и сакральные места, такие как обоо Чингисхана, не менее десятка источников минеральных вод, лечебный источник Халюта и другие, активно посещаемые туристами, паломниками, местными жителями. Не случится ли такого, что однажды все это окажется загубленным?

— И мы обеспокоены, что в результате деятельности Селенгинского ЦКК реки и ручьи, от которых зависит не только состояние леса, но и жизнедеятельность сельских поселений, обмелеют и окончательно исчезнут. Чем люди будут поливать свои огороды, поить скот, как на высушенных землях вести сельское хозяйство? — задается вопросом один из инициаторов обращения к главе Бурятии и в прокуратуру Баир Дансарунов.

Обращение достигло цели. Этому вопросу было посвящено специальное заседание у заместителя председателя правительства Бурятии по безопасности Петра Мордовского, детали которого нигде не афишировались, если не считать ответ главы РАЛХ Сергея Борошноева на вопрос Виктора Пастухова на вышеупомянутом совещании. Из него следует, что границы площади лесного участка, передаваемого в аренду Селенгинскому ЦКК, будут пересмотрены с учетом интересов жителей Иволгинского района и установления 10-километровой зоны от границ поселений для заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Спрашивается, почему многочисленной армии чиновников, занимавшихся подготовкой инвестиционного проекта для Селенгинского ЦКК, сразу не пришло в голову сделать все по-человечески, чтобы, как говорится, были и волки сыты, и овцы целы? Аналогия, конечно, хромает, как и любое сравнение. Но ведь и акция протеста жителей крупнейшего муниципального образования под боком у столицы Бурятии — не шутки какие-нибудь. Ответ на этот вопрос скоро нашелся.

В распоряжении редакции оказался любопытный документ, подписанный 8 сентября 2021 года бывшим теперь уже руководителем РАЛХ Александром Мартыновым — «О согласовании лесных участков для заготовки древесины в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ОАО «Селенгинский ЦКК». Документ, к слову, адресован не только руководителям Иволгинского лесхоза, но еще и Верхне-Талецкому, Селенгинскому, Заиграевскому и Кикинскому в границах четырех муниципальных районов Бурятии. В заключительном пункте документа прямым текстом указано: «Агентство обязывает вас не производить отводы лесосек и не заключать договоры купли-продажи лесных насаждений на вышеперечисленных лесных участках».

Заметим, что председатель Иволгинского районного совета депутатов Виктор Пастухов тоже оказался одним из непосвященных в планы РАЛХ и Селенгинского ЦКК, и он первый, кто озвучил проблему публично: половину леса в пригородном к Улан-Удэ районе хотят отдать в длительную аренду лесопользователю, и чем это грозит местному населению?

— Это решение вызывает большое сомнение. Пригородный район, охранный характер леса, являющегося во многом кормящим для активно растущего населения Иволги. Это и дрова, и дикоросы, и пастбища, и водные ресурсы. Надо хорошо подумать, прежде чем отдать лесопользователю такой большой лесной массив в таком месте, — говорит известный эколог, член Общественной палаты Бурятии Евгений Кислов. — Людей не напрасно беспокоит факт вырубки лесов. Во времена Советского Союза в Бурятии рубили больше, лес поставлялся в среднеазиатские республики в больших объемах. Но рубили равномерно, прокладывали специальные дороги до отдаленных участков тайги. Сейчас как? Сейчас рубят около города, около реки, около дороги на глазах у людей…

По словам ученого, в Иволгинском районе уже пересыхают ручьи там, где до леса добрался топор дровосека, ожидаемо нарушивший нормальный гидрологический режим. Если леса не будет, говорит Евгений Кислов, то даже с учетом водного периода это не поправит ситуацию: дожди прошли, реки поднялись, пришло наводнение, вода спала, пришла засуха. Это лес отвечает, условно говоря, за то, как впитываются осадки в почву, и за полноводность наших источников.

— По Конституции России природные ресурсы не могут использоваться кем-то без учета мнения местного населения, — заключил эколог. — А у людей, как всегда, забыли спросить. По большому счету, иволгинские леса должны быть наделены охранным статусом и стать зеленой защитной зоной столицы Бурятии.

Комментарий

Республиканское агентство лесного хозяйства Бурятии:

— В рамках внедрения интенсивной модели использования и воспроизводства лесов планируется проведение только выборочных рубок ухода за лесом с большим количеством тонкомерной мелкотоварной древесины. Участок не будет передан в пользование до момента принятия министерством промышленности и торговли Российской Федерации решения о включении проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. На эту дату решение о включении инвестпроекта в перечень приоритетных пока не принято.

Что касается сакральных, святых мест и природных памятников, то вблизи них рубка деревьев производиться не будет. На особо защитных участках допускается рубка погибших и поврежденных деревьев, но лишь после лесопатологического обследования и проверки департамента лесного хозяйства по ДФО. Сейчас специалисты Иволгинского лесничества проводят анализ по наличию кварталов Иволгинского лесничества, непосредственно примыкающих к населенным пунктам для заготовки древесины для собственных нужд местными жителями. Перечень кварталов для реализации инвестиционного проекта будет корректироваться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 1 июня 2022

Заголовок в газете: К чему приводят тайные решения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру