В кинотеатрах Улан-Удэ показывают фильмы ушедших из России студий

Отчаянные времена - отчаянные меры

Улан-удэнские кинотеатры вслед за многими кинотеатрами в других регионах России начали показывать фильмы зарубежных студий, ушедших из нашей страны после известных событий.

Отчаянные времена - отчаянные меры

Например, в ТРЦ «Пионер» можно посмотреть свежий «Топ Ган: Мэверик» (16+) с Томом Крузом – продолжение знаменитого фильма 1986 года, очередную серию киновселенной Marvel «Доктор Стрэндж. В мультивселенной безумия» (12+), «Мир Юрского периода: Господство» (12+) и «Миньоны: Грювитация» (6+). В расписании «Capital Cinema» помимо «Доктора Стрэнджа…» можно увидеть такие фильмы как «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» (12+), «Соник 2 в кино» (6+) и «Плохие парни» (6+).

С уходом большей части западных киноделов из России кинотеатрам, как известно, приходится туго. Сборы катастрофически падают, зрителей сюда нечем завлекать, а правительство России отказало киносетям в поддержке, напомнив о «первом правиле утопающих». В отчаянные времена – отчаянные меры.

В последние месяцы в России все больше набирает обороты такое явление как параллельный импорт – ввоз в страну товаров от официальных дилеров без разрешения правообладателя. Но кинотеатры пока что не торопятся прибегать к такому способу показа «ушедшего» кино. В первую очередь по репутационным соображениям – студии могут в будущем просто не вернуться в Россию как в страну, где повсеместно нарушаются их исключительные права на интеллектуальную собственность, даже если политическая ситуация в мире придет в норму.

А чиновники, к слову, и не настаивают на параллельном импорте на кино, так как, наверное, понимают, что такая система проката даже с учетом заверений о намерениях в будущем выплатить правообладателям причитающуюся им долю балансирует на грани пиратства. Только спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой в эфире радио «Комсомольская правда» всерьез рассуждал о возможности повсеместного параллельного проката или принудительном лицензировании. При этом Швыдкой отметил: «Чтобы заполнить кинозалы, нам нужно снимать самим, я думаю, не меньше 200-250 фильмов. Мы снимаем меньше 100, это цифра малая. И без этого мы ничего не сделаем».

Так как же кинотеатры объясняют чудесным образом появившиеся в расписаниях фильмы ушедших из России студий? По-разному. Самое популярное объяснение – показ фильма производится не кинотеатром, а третьим лицом, арендовавшим кинозал. Схожим образом показ вышеназванных картин объясняет, судя по всему, и «Capital Cinema», сделав приписку «в рамках киноклуба» в скобочках возле названий фильмов. Некоторые же кинотеатры и вовсе никакими объяснениями на этот счет себя не утруждают. Кинотеатр ТРЦ «Пионер», например, не делает никаких оговорок по поводу формата показа фильмов ушедших из России голливудских киностудий.

Возникает резонный вопрос: а что с качеством демонстрируемых фильмов? Неужели пиратские копии с плохим качеством изображения и звука? Как ни странно - нет, качество копий хорошее, как если бы фильмы демонстрировались официально. Откуда такие копии взялись – вопрос отдельный. В сети можно встретить предприимчивых граждан, торгующих DCP-копиями фильмов, которые предназначались для показа в других странах СНГ, не затронутых санкциями. Может быть, есть и другие способы. Сами кинотеатры происхождение таких копий фильмов никак не комментируют.

Все это чревато, конечно же, судебными претензиями от правообладателей с требованиями прекратить показы фильмов ввиду отсутствия лицензионных договоренностей, а также денежной компенсации. При этом начинает складываться судебная практика, когда российские суды отказывают правообладателям из недружественных стран в защите нарушенных прав, ссылаясь, помимо прочего, на указ президента РФ №73 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций», согласно которому российские юридические и физические лица, органы власти и т.д., имеющие лицензионные контракты с правообладателями из стран, которые ввели санкции в отношении России, должны будут осуществлять платежи на специально созданный для этого рублевый счет в уполномоченном банке или банках России, в том числе, за объекты интеллектуальной собственности, использование которых на территории России запрещено правообладателями после начала специальной военной операции. Однако такой довод срабатывает не всегда и некоторые суды все же удовлетворяют претензии зарубежных правообладателей.

Глава ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков в разговоре с kinometro.ru рассказал, что по состоянию на начало июля нелегальные копии фильмов показывают в 127 кинотеатрах, в то время как в начале июня такое практиковали лишь в 16 кинозалах страны.

- Я даже не могу сейчас осуждать кинотеатры, балующиеся торрент-показами. На сегодняшний день волна несанкционированного показа копий фильмов развивается по экспоненте и будет только расти, - говорит Воронков.

По данным «Невафильм Research» к исходу июня 2022 года закрытыми оказались 849 кинозалов и 195 кинотеатров, что превзошло показатели разгара пандемии в 2020 году В Бурятии, по оценке экспертов этого же сайта, закрылось порядка 18 процентов кинозалов.

Так или иначе, внятной законодательной базы для честного проката фильмов ушедших из России студий и других подобных ситуаций с интеллектуальной собственностью пока не существует, поэтому кинотеатрам приходится взять инициативу в свои руки таким вот нелицеприятным образом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру