Те, кто владеют английским языком, понимают, что слово это образовано от двух — «sand» (песок) и «board» (доска). Ничего кроме соответствующего рельефа и специального инвентаря и не требуется для занятий этим необычным видом экстремального спорта.
Ласковое солнышко, живописные холмы и невероятный драйв — неизменные спутники увлечения, «докатившегося» и до республики, где помимо озер, тайги и степей имеются просторы песков и находятся те, кто осваивают их. С первопроходцем местных «пустынь» Денисом Сенцовым пообщался корреспондент «МК в Бурятии».
История о предыстории
Сэндбординг представляет собой катание по барханам и насыпям, а распространен в пустынных местностях и прибрежных зонах. История его появления очевидна, как и этимология названия. Скользящие свойства песка впервые обнаружились еще в Древнем Египте, и активно использовались в 20-е годы прошлого столетия. Народ пускал в ход и доски для серфинга, и лыжи для воды, и капоты машин, и даже куски картона!
Самостоятельный же вид спорта сформировался в 1960-х годах, на которые пришелся самый пик его развития. Предприимчивые производители изготавливали специальные борды, а новомодное направление постепенно набирало популярность в разных странах и обретало там своих поклонников. Наш герой пополнил их ряды далеко не сразу.
— В детстве у меня были коротенькие пластиковые лыжи без всяких «прибамбасов», — рассказывает Денис. — Обычные беговые лыжи, которые отец смастерил, чтобы я не оставался без физической активности. На них классе в третьем-пятом я и катался в поселке Верхняя Березовка, где работала лыжная база ВСГУТУ. И это очень нравилось мне.
Затем Сенцов встал на горные лыжи, которые только покоряли бурятскую столицу, и катался на них в поселке Аршан. Здесь как раз открылась лыжная база «Снежинка». Сначала появился один склон, потом — другой и, возможно, появится третий.
— На «Снежинке» я осваивал и сноуборд. Теперь по нему есть инструкторы, а раньше не было их. И меня обучал парень старше на пару лет — показывал азы. В конце концов, я купил доску, через некоторое время отправился на «Гору Соболиная» в Байкальске Иркутской области и с тех пор увлекся сноубордингом. А с недавних пор — и сэндбордингом.
Пустыня для экстрима
Дело было так. Денис Сенцов состоит в группе путешественников, которые несколько лет колесят по интересным местам «таежной, озерной, степной». В июле 2022 года они посетили геологический объект на левом берегу реки Аргада Курумканского района — у ее «подковы», где из-за разрушения горных пород и размытия водой образовались песчаные дюны протяженностью 3 гектара.
Сноубордист решил опробовать холмы, расположенные в Куйтунской степи, вместо заснеженных склонов, а Танна — участница того же «клуба путешествующих», автор популярного паблика «Бурятия в моих глазах», предложила запечатлеть процесс на видео. Девушка бывала в этой местности в 2021 году, когда там полыхали пожары, и метров за 200 простирался дым, застилавший потрясающий пейзаж. Да и сам спортсмен увидел ее на фото пару лет назад, а собственными глазами — лишь в прошлом месяце.
— Когда узнал, куда мы едем, то вспомнил, как люди рассекают на досках по пескам, и подумал: «А чем я хуже? Надо попробовать!» — делится воспоминаниями юноша. — Перед нашими глазами предстал настоящий оазис — темное небо, горы с белым снегом — Баргузинский хребет, река с зеленой травой и мелким песком, напоминающим муку, но неоднородным местами, непросушенным ветрами и не продуваемым ими.
Сперва молодой человек пробовал скатиться с одной стороны, где «тормозил» из-за крупных камешков, после — с другой, где подобных препятствий не было. И, наконец, на свой страх и риск решился съехать с третьей — ближе к Аргаде, но не разгоняться, чтобы не улететь с крутого обрыва. «Высота приличная — около сорока метров, с десятиэтажный дом. По короткому склону спуск занимает секунд тридцать, по длинному, в направлении самой реки — минуты две».
Захватывающий ролик с парнем, съезжающим по песчаной дюне, разлетелся из первоисточника по мессенджерам, соцсетям, СМИ и впечатлил интернет-пользователей, которые заинтересовались секретами искусства под названием «сэндбординг». И герой наш раскрыл несколько из них.
По барханам на парафине
При явных сходствах у сноуборда и сэндборда есть и важные отличия. У последнего — сандальные крепления для ног, включая быстросъемные вариации, и своеобразная форма. Передняя его часть — расширенная, задняя — суженная для резких поворотов, а нижняя — выпуклая для лучшего скольжения и большего вовлечения песчаных слоев. Можно заменить доску для сэндбординга доской для сноубординга, если испортить ее не жалко. А если жалко — то тогда лучше приобрести металлический чехол, надевать на спортивный снаряд и кататься в любое время года.
— Для хорошего трения основания сэндбордов обрабатываются специальной смазкой — воском или парафином. Профессиональные доски делаются из более дорогих материалов — стекловолокна и композитного пластика, любительские — из более дешевых, например, отходов древесины лиственных пород, — объясняет Сенцов. — Для такого вида спорта подъемники не используются: их изготовить и установить сложно и дорого.
Если хочется покататься с песочных холмов, приходится забираться туда на своих двоих или добираться на транспортных средствах. К некоторым возвышенностям местные жители доставляют на больших квадроциклах за символическую плату.
«Плюсов» нетривиальному увлечению хватает, как и «минусов». На первый взгляд кажется, что сэндбординг проще сноубординга, ведь для него нужно не целое снаряжение — шлем, куртка, штаны, а легкая одежда. Да и жаркое солнце приятнее холодного ветра, а мягкий песок безопаснее твердого снега. Но если быстро катиться по нему и неправильно тормозить, можно больно упасть и серьезно повредиться. При таком приземлении райдер рискует ободрать кожу, а потому должен подумать о защите.
Ко всему прочему, сыпучая субстанция забивается в застежки и попадает в рот, нос, уши и глаза даже через очки. А когда начинается дождь, пиши пропало: влажная, она прилипает к доске и ощутимо мешает движению. Так что сухая погода — хорошее подспорье.
Дело техники
— Бывают те, кто хотят овладеть этим видом спорта, не прилагая особых усилий, — отмечает мой собеседник. — Но, прежде чем встать на сэндборд, нужно освоить лыжи и сноуборд, получить базовые навыки и отработать различные маневры. Важно учитывать рельеф местности и адекватно оценивать собственные возможности — не строить из себя экстремала, чувствовать доску, анализировать траекторию и останавливаться вовремя.
А кроме того — обладать хорошим чувством равновесия, отличной координацией движений и сильной мускулатурой конечностей. Если бывалый сноубордист хвастается, что сэндбординг покорится ему сразу же, то сильно заблуждается. Техника катания имеет ряд особенностей. К примеру, в вихри входить следует плавно, чтобы не завалиться на бок, а на землю опускаться осторожно: песок замедляет прыжок. Между тем сэндбордисты стремятся к максимальной скорости (профессионалы разгоняются и до 100 км/ч), взлетают высоко вверх и выполняют трюки в воздухе.
Основное преимущество подобного экстрима — отсутствие сезонного характера, а недостаток — отсутствие же мирового признания. Его распространению препятствует географический вопрос: песчаные дюны встречаются реже снежных гор. Фрирайд в них развит в Чиле и Перу, а также ОАЭ и Египте со склонами высотой до 90 и 150 метров соответственно, и почти не развит в России. Если за рубежом проводятся чемпионаты и ставятся рекорды, то у нас не устраиваются подобные соревнования, хотя имеются подходящие площадки. «Просто места знать надо и интерес иметь, — говорит спортсмен. — Многие привыкли кататься в холод, характерный для нашей страны. Некоторые интересовались у меня: «А чего зимой не катаешься?».
— Какие комментарии относительно вашего «эксперимента» оставляют в социальных сетях преимущественно — позитивные или негативные?
— Часто пишут: «Видел тебя в Telegram!», «Читал о тебе на «Babr.Mash». И как только ни называют — и «бурятским экстремалом», и «песочным человеком» (улыбается). Одни хвалят, другие ругают. Даже возмущались, мол, в Монголии была похожая местность, сэндбордисты катались там, засыпали реку, и она пересохла. Хотя вода размывает песок, наоборот. По незнанию говорят, видимо. Что бы ты ни делал, недовольные найдутся всегда.
— Нашлись те, кто пожелали пойти по вашим следам и стать «пустынными экстремальщиками»?
— Скорее, те, кто удивились: «А что, так можно было?».
— Как считаете, у этого вида спорта существуют перспективы в нашем регионе? И что требуется для его продвижения?
— Во-первых, надо искать локации. Сэндбординг развивать можно там, где это делать позволяет дисперсность песков — в карьерах с отвалами и выработкой пород. Есть дюна и по направлению к поселку Энергетик, и поблизости от города Кяхты — небольшой участок 15 на 20 метров, правда, с колючками и невысокими склонами. Во-вторых, нужно знать, не священное ли место, не природоохранная ли зона, особенно если организовывать фестивали, чтобы не оскорблять чувства верующих и не нарушать экологическое законодательство. В-третьих, необходимо учитывать доступность. До того места, куда ездили мы, 400 км от Улан-Удэ — не всякий навигатор доведет. Сначала добрались до поселка Усть-Баргузин, потом остановились на ночевку и затем отправились в Куйтунскую степь.
Внушительное расстояние преодолеть и немалую сумму потратить готов лишь истинный искатель новых ощущений. Большинство же людей предпочитают то, что поближе и подешевле. И чтобы популяризировать катание на досках по песку в Бурятии, нелишне обеспечить инфраструктуру — от качественных автомобильных трасс, пролегающих мимо интересных достопримечательностей, до комфортных средств массового размещения. А это вопрос к туротрасли в целом.