Свой Парнас — не горный массив, а конный центр с таким названием — может появиться и в столице Бурятии. Но творчества и вдохновения тут обещает быть не меньше, чем там, где жить привыкли музыка и поэзия.
Смелую инициативу выдвинул конный двор «Гарцующий пони», который совместно с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних реализует проект «Лошадь в помощь» для детей, оказавшихся в трудной ситуации. Новую идею школа верховой езды вынашивала целый год, но к ее воплощению приступила с недавнего времени и эксклюзивными подробностями поделилась с нашей газетой.
Амбициозный проект
Директор «Гарцующего пони» Ольга Васильева подчеркивает: если сначала он располагался в сотых кварталах, то потом перебрался в поселок Мясокомбинат. И сейчас мечтает вернуться в «родные пенаты» — подходящую местность, чтобы обрести широкий простор для будущей деятельности.
— Мы хотели бы не переоборудовать старую площадку в 110 микрорайоне, а обустроить новую в 113-м, — уточняет владелица конного двора. — Здесь пролегает проселочная дорога вдоль небольшой горы, рядом ведется комплексная застройка с жилыми домами, детскими садами и спортивными площадками. Напротив этого мог бы базироваться конный центр с прямым выходом в падь «Медведчиков ключ», а на его территории — организовываться крупные мероприятия с большим количеством участников.
Ольга Васильева решила рассказать о задумке знающим людям. В октябре 2021 года встретилась с проектировщиками советской закалки и проговорила с ними несколько часов. Все дружно заявили, что привели бы своих внуков в подобное место, и попросили техзадание. С тех пор специалист архитектурного бюро «ИП Чебунин В.В.» Николай Толстихин переработал массу информации из разных источников и взял за основу опыт питерских коллег. За десять месяцев исполнитель разработал концепцию развития генерального плана «Парнаса» и в июле 2022 года представил ее заказчику.
Согласно проектно-сметному расчету и исходя из расценок, актуальных на II квартал, стоимость масштабного объекта составит 1 млрд рублей (точнее, такой суммы потребует только его строительство), а площадь — 7 гектаров, или 69 тыс. кв. метров. Размещение же планируется на земельном участке, который формально занят городским лесом, но фактически свободен от него и, значит, подошел бы для комплекса, претендующего на статус «регионального значения».
Лошадиный рай
Эскиз, представленный вашему вниманию, — это целостная территориально-пространственная система, где строения между собой связаны и в художественном, и в функциональном плане. А их расположение относительно друг друга соответствует противопожарным нормам и технологическому процессу. Например, целая система дорожек позволяет добраться до любого уголка без препятствий.
Конный центр «Парнас» рассчитан на 80 голов — не только обитателей конного двора «Гарцующий пони», но и подопечных других организаций. Внутри него появится инфраструктура для комфортной и безопасной работы.
По градостроительной концепции предусмотрены два основных въезда (парадный для посетителей и хозяйственный для сотрудников) и три функциональных зоны. Первая — парадно-гостевая с прудом-ручьем, а также мостиком, двумя гостиницами на 100 мест и вместительным рестораном, откуда откроется живописный вид на поле.
Вторая — хозяйственно-обслуживающая с двумя же складами, гаражным боксом, дизель-генераторной установкой, хранилищем навоза, площадкой для контейнеров и помещениями для персонала. Под крышами построек во дворе складироваться будут и корма, и опилки, и техника.
Ну а третья — самая главная с административным зданием в 2 этажа, уличными плацами, трибунами на 1000 человек, конюшнями на 10, 30 и 40 лошадей, круглыми манежиками — двумя «бочками» открытого типа и четырьмя — закрытого, где проводились бы занятия и устраивались соревнования в хорошую и плохую погоду соответственно, благодаря чему разгружался бы крытый манеж — теплый, под еврогрунтом. Здесь, в свою очередь, давались бы уроки и проходили состязания круглый год.
«Его размер — 64x24 метра вместо стандартного 60x20 метров: оставляется место под «припуски». Не обойдется и без «левад» — огороженных загонов с травяным покрытием для выгула, — объясняет Ольга. — Гостевые домики заселять станут тренеры и ветеринары или арендовать местные жители и иногородние туристы. А за турнирами гости смогут наблюдать из витражных окон ресторанно-гостиничного комплекса».
Проектом задумана не только душевая комната для мытья лошадей после трудов праведных, но и специальный солярий для их сушки, и ветеринарный блок для лечения со всем необходимым оборудованием. Как отмечает Васильева, сегодня в Бурятии нет ни одного рентген-аппарата — даже стационарного, не говоря уж о переносном — для крупных животных. А это говорит о недостаточном уровне оказания им ветеринарной помощи. Аналогичная ситуация — в Приангарье и Забайкалье. Причина банальная — тотальное недофинансирование. А вот в том же Подмосковье — положение иное.
— Конно-спортивный центр «Maxima Stables» в Московской области помогает коллегам в остальных субъектах и периодически отправляет ветпоезда по всей стране, которые пока доезжали лишь до Иркутской области. Визит квалифицированных специалистов еще и оплатить нужно, — рассказывает моя собеседница. — Но если мы оснастим клинику в собственном регионе, то охватим ее услугами и соседние. Можно подтолкнуть развитие практической ветпомощи и оживить деятельность Бурятской сельхозакадемии, откуда выпускаются «айболиты» и исчезают. Таким образом, наши кони будут не возиться за тридевять земель, а лечиться не «отходя от кассы», спортсмены же — получать разряды на родине.
Обскакать конкурентов
Своим создателям «Парнас» видится как якорный объект государственно-частного партнерства. Подобных ему в ближайшее время не предвидится на всем пространстве от Сибири до Урала. Здесь возможно проводить соревнования российского уровня, а лет через пять-шесть — и международного. Ведь с Бурятией граничит Монголия, а с нею — Китай, и в обоих государствах бурными темпами развивается конный спорт, на который вкупе с культурно-досуговой деятельностью и делается основной акцент.
— В классическом виде он имеет опосредованное отношение к республике, но целые десятилетия тут сохраняются традиционные взаимоотношения лошади и человека. Поэтому не помешает собрать тематические экспонаты с районов и создать познавательную локацию — музей, к примеру, — рассуждает владелица конного двора. — В школе верховой езды мы пробуем разные форматы взаимодействия животных с людьми и переложили бы некоторые из них на работу конного центра. Хотелось бы не только организовать отдых горожан, но и популяризировать езду верхом, и создать секцию по ней — небольшую, но эффективную.
Надо сказать, что каждый подобъект, будь то гостиница, ресторан или клиника, нуждается в отдельном инвесторе для самоокупаемости. Но чтобы привлечь вкладчиков, нужно предложить бизнес-модель, то есть составить концептуальное описание предпринимательской деятельности. «И если описательную часть сделаю я сама, то расчетную с учетом всех нормативов должен настоящий эксперт с экономическим образованием. А таких у нас найти сложно, оказывается, — констатирует Ольга Васильева. — Одни восклицают: «Проект крупный. Нам некогда», другие не берутся за него, хотя располагают временем. Видимо, придется обращаться к московским специалистам. И если получится войти в федеральный проект «Бизнес-спринт» от минспорта РФ, то удастся получить частичное финансирование для реализации нашей инициативы из федерального бюджета».
На манеже все те же?
Директор «Гарцующего пони» побывала на приеме и у советника главы Алексея Цыденова, и у сотрудников минспорта РБ. Чиновники заинтересовались предложением, однако оказались перед дилеммой: строительство центра или реконструкция ипподрома? Последний объект заброшен много лет, а его сооружения требуют серьезного обновления. В 2010-м реставрация приостановилась.
Минсельхоз РФ основал акционерное общество, куда включил 23 неликвидных ипподрома по всей России, не забыв и наш, в Бурятии. Поскольку земля под ним находится в федеральной собственности, средства в нее не могут вкладываться из регионального бюджета. В 2022 году ремонт отложился в очередной раз и на ближайшую перспективу не планируется из-за высокой стоимости — около 1 млрд рублей плюс дополнительных затрат на дообследование. Ребром поставлен вопрос: «Ремонтировать старое, заведомо убыточное, или возводить новое за меньшие деньги?», хоть и очевиден ответ.
— На Республиканском ипподроме практиковались два разных вида деятельности, которые, по идее, не объединяются, а разделяются, — поясняет наша героиня. — Существовала конная школа, и устраивались скачки, где обычно участвуют очень горячие жеребцы с определенным складом характера, а также используется тотализатор — счетчик, показывающий денежные ставки. И как в подобных условиях обеспечить физическую и психологическую безопасность детей, да и взрослых?
Сама Ольга Васильева заботится о благополучии подрастающего поколения. Конный центр «Гарцующий пони» планирует заниматься иппотерапией, в том числе под эгидой конного центра «Парнас», и подготовить иппотерапевта для этой цели. Ведь детская инвалидность и органически связанная с ней реабилитация — одна из острейших проблем, стоящих перед обществом. У ребятишек с ОВЗ нарушается связь с миром: они страдают от ограничений не только при передвижении, но и при общении с людьми, и при контактах с природой. Но некоторые подлежат восстановлению посредством адаптивной верховой езды.
— Недавно мы выиграли республиканский грант около 1 млн рублей и сейчас работаем над социальным проектом «Доктор лошадь». В рамках его реализации будем сотрудничать с «Малышком» — центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей, — и тоже способствовать их адаптации в трудных жизненных ситуациях.
Впрочем, это тема уже для отдельной статьи.