«ZAN» — значит характер: Нина Агнаева запустила первый в истории Бурятии парфюмерный бренд

Улан-удэнка создала линейку ароматов с национальным колоритом

«Аромат проникает в самую глубину и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и влечении, о любви и ненависти. Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей».

Улан-удэнка создала линейку ароматов с национальным колоритом
Нина Агнаева.

С цитатой из знаменитого романа «Парфюмер» Патрика Зюскинда, наверняка, согласится наша землячка Нина Агнаева. Экономист по образованию и криэйтор в душе, она не только открыла первый парфюмерный бар в Улан-Удэ, но и создала свою линейку ароматов с национальным колоритом. А историей успеха поделилась с корреспондентом «МК».

По следу запахов

— Родилась я в Улан-Удэ, — рассказывает Нина Агнаева. — После того как окончила институт, долгое время — 11 лет — жила в Монголии. И там же с 2016 года начала заниматься парфюмерией. Однажды понадобились духи, и я принялась искать альтернативу «Шанель», изучать эту тему. Уже тогда можно было покупать себе пробники и отливанты. Заказала их, стала пользоваться и подумала: «А почему бы не привезти такие же в свой город?».

Девушка пыталась продавать ароматы и в соседней стране, но поскольку не владела монгольским языком в совершенстве, бизнес не пошел. А вот когда вернулась на малую родину, торговля закрутилась.

— Больше года проект имел онлайн-формат. Продавец-консультант Елена, которая работает у нас до сих пор, стояла у его истоков и помогала мне. Мы раздавали заказы на пункте выдачи и развозили их клиентам по городу, — вспоминает Нина. — Когда ассортимент расширился сначала с 5 ароматов до 10, а потом — до 15 и далее, потребовалось место, чтобы пробовать их. И мы решили создать такое пространство. Открывали офисы и на улице Ключевская, и в торгово-деловом комплексе «Удинский пассаж», и в культурно-торговом «Гэлэкси», и затем основали бутик, который отпраздновал первый день рождения в сентябре 2022 года.

Нина Агнаева признается: когда она приступает к любому делу, то ставит деньги на периферию, а интерес — на передовую. Так случилось и с «Парфобаром 03». Наша героиня рассудила, что подобный магазин будет интересен для бурятской столицы, ведь аналогов ему здесь не было. Но на первых порах ароматная продукция не вызывала особого доверия у покупателей. Нина поясняет: сложно работать с парфюмерией, когда приходится убеждать человека, что его не обманывают и не подсовывают «кота в мешке». Если в России «неверующих» — огромное количество, то в Улан-Удэ — просто катастрофическое.

— Общий портрет наших клиентов составить трудно. Они всех возрастов — от 18 до 70 лет и обоих полов, но чаще — женщины, — продолжает владелица парфобара. — Есть постоянные покупательницы среди дам — обычно работающие, которые хотят выделиться из толпы и разбавить серые будни. Имеются постоянные покупатели и среди джентльменов, бывают и новенькие, осторожно наблюдающие из-за шторки.

Выбор подходящего запаха — задача далеко не праздная. По ее словам, в нашей стране и тем более городе предпочитают ароматы, «поглощающие» окружающее пространство и оставляющие шлейф в несколько метров. А иногда привыкают к ним настолько, что попросту не «слышат», используют сверх меры и производят удушающий эффект.

Сегодня во вселенной духов наиболее популярны два направления. Первое — цветочно-восточные, а также древесные и, конечно, амбровые, «правящие» миром (к ним относится Baccarat Rouge 540 от Maison Francis Kurkdjian). Второе — минерально-амбровые, пахнущие солью, морем и металлом (например, Ganymede от Marc-Antoine Barrois). Сандаловые с солоноватыми, сладковатыми и молочными оттенками тоже становятся трендами последнее время и появляются в арсенале каждого бренда.

Популярность того или иного парфюма обусловлена разными причинами — от моды на него до времени года. Если клиент активно пользуется соцсетями, то, скорее всего, «подглядит» аромат там. Нина и сама следит за популярными блогерами, примечает, какие духи те приобретают, и заказывает такие же, поскольку знает: спрос на них будет. А если человек постоянно вращается в социуме, к примеру, ходит на работу, то приходит за запахом, «услышанном» на ком-то. Таким образом, парфюмерный бар и сарафанное радио — понятия неразделимые.

Сон в руку

Нина Агнаева не ограничилась продажей мировой продукции и решилась на выпуск собственной, которую детально увидела во сне летом два года назад, как Менделеев — периодическую систему химических элементов.

— Открываю двери бутика и вижу на его полках свой бренд — флаконы и диффузоры, — делится девушка. — Утром рассказала об этом маме, а она посоветовала: «Ну и сделай!». И я кинулась в омут с головой. Начала искать тех, кто помог бы реализовать мою дерзкую идею. Нашла в Москве парфюмера — Дмитрия Бердюгова, и мы договорились работать. Он отправил около 40 образцов ароматов, которые могли бы сделать. Для запуска первой линейки из них — аутентичных и самодостаточных — выбрать нужно было несколько, и не те, что нравится лично мне, а те, что понравится другим людям.

Целый год шла кропотливая работа, где обнаружилось множество подводных камней, включая коронавирусную пандемию. Открытие бизнеса во время нее оказалось риском: поставки душистых веществ затруднились из-за ковида, да и приготовление всех композиций потребовало времени. «Возникали не только преграды в производстве, но и установки из разряда: «Кто я такая, чтобы запустить парфюмерный бренд, да еще и заявить об этом?» — говорит Нина. — Усложнялся процесс проблемами с сертификацией и концепцией, упаковкой и названием. Я долго думала над ним. «Ароматы бурятской природы» звучало банально. Обратилась к подписчикам, и в результате родилось «Zan» — «характер» в переводе с бурятского языка. А логотипом стала мандала счастья — чувства, к которому мы стремимся всю жизнь.

Сама Агнаева испытала целую гамму чувств — от воодушевления до сомнения, прежде чем явила свое творение миру. И, по собственному признанию, не обошлась бы без поддержки любимого человека, вместе с которым забралась на Пик Любви, чтобы отснять контент. В 2021 году на свет появилась лимитированная версия из шести уникальных ароматов с характером и историей, не похожих на другие. Их миссия — показать новую парфюмерию с узнаваемым стилем, которая являлась бы частью национального колорита и приобреталась бы как сувенир из солнечной республики в память о красивых краях с прекрасными людьми.

— Часто новые парфюмерные бренды идут по самому простому пути — копируют чужие труды, переделывают их и упаковывают в другие флаконы. Мне такая политика абсолютно не близка, — подчеркивает собеседница.

У каждого запаха в ее линейке — свое имя, легенда и настроение. Медитативный «Talan» («Спокойствие») несет эстетику, романтичность и любовь к природе, ассоциируется с уединением в горах у озера Байкала, где от воды поднимается пар и белым покрывалом ложится первый снег. Дерзкий и воинственный «Khasar» с пачули, кедром, амброй и шафраном олицетворяет харизму, темперамент и мужскую стремительность. Недаром его тезка слыл лучшим стрелком монгольской империи и одним выстрелом убил сову и сороку в полете. Кстати, так же зовут сына Нины.

Чуть колючий «Onso» («Особенный») сладостью уда, томностью розы и пряностью шафрана погружает в тайну и уединение, вдохновляет на свершение подвигов. Яркий и сочный «Sain Sanaa» («Добрые мысли») с цитрусом, сандалом и мускулинной базой дарит покой, умиротворение, отдых от суеты, разговоры с внутренним «я» и словно шепчет: «Пусть твои мысли будут чисты, а действия исходят от сердца».

Жгучий «Khatan» («Царица») со специями, табаком и пряной вишней воплощает очарование, сексуальность, женскую притягательность. А теплый «Khairaa» («Любимая») с нотами пачули, жасмина, туберозы и белого кедра — флирт, мягкость, женственность и звучит как признание в любви к самой себе. Продолжит ли создательница «Zan» развивать свой бренд на фоне нынешних сложностей с отдушками, а также валютных скачков, и вкладывать в него средства, пока неизвестно. Но то, что она смогла вложить в него всю душу, совершенно очевидно.

По дороге к совершенству

— Испытываю невероятное удовольствие, когда знакомлюсь с новыми ароматами. Но до профессионального парфюмера мне как до Луны пешком, — подчеркивает Нина Агнаева. — Не принадлежу к категории тех, кто покупают онлайн-курсы и считают себя настоящими специалистами по созданию парфюмерных композиций. Это серьезная профессия, на освоение которой уходят годы.  

Но когда любишь то, что делаешь, не можешь не заниматься самообразованием в этом — будешь читать и брендбуки, и рассказы создателей, и мнения критиков, уверена наша героиня. Она состоит в парфюмерном клубе России, где получает массу полезной информации, участвует в онлайн-играх и «тренирует нос». А, кроме того, развивает свой канал и устраивает парфюмерные вечера, где собираются единомышленники, «вслепую» тестируют ароматы и общаются друг с другом.

— Самое приятное в вашем деле?

— Наблюдать за людьми. Я немного страдаю синдромом самозванца и очень удивляюсь, когда меня узнают, здороваются, говорят хорошие пожелания, радуюсь, если оставляют положительные отзывы.

— А самое сложное?

— Работать с теми, у кого странные запросы и плохое настроение — оно чревато неверным выбором. Существует золотое правило — не покупать духи в дурном расположении духа, чтобы не ассоциировать их с таким состоянием в дальнейшем. Слишком уж тонкая грань между запахом и эмоциями.

— В чем проявляются особенности национального менталитета при выборе парфюма?

— В консерватизме. Некоторые улан- удэнцы живут даже не вчерашним, а позавчерашним днем, не готовы ни на какие эксперименты и хотят аромат как у кого-то другого. А консультант может подобрать именно для тебя, особенно если вы — на одной волне.  Некоторые существуют в собственном мире и не осознают, что меняется экономика, происходит инфляция. Недавно пришла девушка и заявила: «Я была у вас в 2018 году, и эти духи стоили дешевле в два раза».  Сказала, что рада бы вернуть те времена, но, увы (разводит руками).

— Поделитесь памятными историями из своей практики.

— Забавных историй много. Люди встречаются абсолютно разные. Иногда девушки ищут аромат для так называемого «соблазнения», искренне веря, что именно он поможет покорить избранника. Или молодые люди, приходя к нам в бар, берут часовую консультацию, наносят на себя то, что понравится, и уходят. Обычно это бывает по пятницам, перед походом в увеселительные заведения. Очень часто люди просят понюхать их, чтобы определить, что за аромат на них. Мы не нюхаем, если что (смеется).

— Ваши фавориты в парфюмерном мире?

— Panthea от Stephane Humbert Lucas 777. Один аромат на двоих с мужем. А еще раньше я «сидела» на туберозах, теперь он.

— У вас самой большая коллекция?

— Около 25 флаконов и мешок разных пробников. Когда любишь духи и всегда имеешь их под рукой, не чувствуешь кайфа от «собирательства». Подписана в соцсетях на девушку, которая занимается парфюмерией в Москве и каждый день показывает свою комнату примерно с 500 флаконами без определенной концепции — все, что популярно и на слуху.

— Как повлияли санкции на ваш бизнес?

— Не особо коснулись его, поскольку наш бутик сотрудничает с оптовым складом. В первую очередь страдают дистрибьюторские магазины, где сократился поток входящего товара, и сейчас идет переход на российское производство.

— Что вы посоветовали бы нашим читателям при формировании аромагардероба?

— Во-первых, не тестируйте много ароматов сразу. Многие говорят: «Ой, я могу «пронюхать» и десять, и двадцать, и тридцать за раз!». Не можете. Никто не может, разве парфюмеры, да и то устанут. Опирайтесь на запах, «откликнувшийся» в первую очередь. Во-вторых, не привязывайтесь к рекламе и возрасту: «я слишком старая/слишком молодая для таких духов». И, в-третьих, не выбирайте отливант так, будто выходите замуж. Возьмите один, относите его, купите другой и не ограничивайтесь в миллилитрах. Чем больше «жизненных плюшек» позволяешь себе, тем больше их получаешь. Ведь деньги — самый восполняемый ресурс, в отличие от времени.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 30 ноября 2022

Заголовок в газете: «ZAN» — значит характер

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру