Ученые из Томска ищут в Улан-Удэ мутацию генов, приводящую к развитию рака у бурят

Фото: пресс-служба правительства Бурятии.

В Бурятии начались совместные генетические исследования для определения генов в организме, мутация которых вызывает раковые заболевания среди бурятского этноса. Исследование проводится по соглашению, заключенному между правительством Бурятии и Томским национальным исследовательским медицинским центром (НИМЦ).

Ранее исследователи НИИ онкологии Томского НИМЦ обнаружили, что определенные этнические группы имеют свои специфические мутации генов, предрасполагающие к возникновению рака молочной железы и рака яичников. Исследования уже проведены на территории Якутии, Хакасии и в Туве. Сейчас группа специалистов начала аналогичную работу в Бурятии.

Ученые установили, что почти треть онкологических больных, у которых в семье были случаи заболевания раком молочной железы, имеют мутации генов BRCA1 и BRCA2. Томские исследователи выявили, что «европейских» мутаций генов BRCA1/2 в популяциях коренных этносов Сибири и Забайкалья, включая якутов, бурят, тувинцев и прочее, нет. Но зато эти этнические группы имеют собственные, свойственные только им мутации генов, предрасполагающие к возникновению онкозаболеваний.

- У бурятского этноса тоже не найдены мутаций генов BRCA1/2, но при этом есть гены, которые могут быть вовлечены в процесс развития рака, изучение коих необходимо для выявления предрасположенности к раку молочной железы или раку яичников для этой этнической группы, - рассказывают в пресс-службе правительства Бурятии.

По словам научного сотрудника лаборатории молекулярной онкологии и иммунологии НИИ онкологии Томского НИМЦ Полины Гервас, при первой экспедиции у бурятского этноса не найдены «европейские» мутации, но были обнаружены редкие мутации у троих пациентов.

- Для того, чтобы доказать, что мутации этих генов приводят к развитию рака молочной железы и рака яичников у бурят, нам нужно набрать большое количество образцов. Чтобы выявить причины наследственного рака у бурят, нужно выявить новые гены и мутации, которые ведут к раку, - подчеркнула специалист.

Зампред правительства Бурятии - министра здравоохранения Евгения Лудупова отметила, что результаты совместного исследования позволят индивидуализировать подходы к профилактике, наблюдению и лечению рака у бурятского этноса.

- Это повысит эффективность проводимой терапии, показатели общей выживаемости больных раком, а так же предотвратит онкологическое заболевание у их «здоровых» родственников, - сказала она, добавив, что такая научная работа позволит всему медицинскому сообществу Бурятии перешагнуть на новый уровень развития.