Президент России посетил в Улан-Удэ авиазавод и обсудил развитие дальневосточных городов

О вертолетах, экономике, газификации и мастер-плане развития столицы Бурятии

На прошлой неделе, 14 марта, президент России Владимир Путин побывал с рабочей поездкой в Республике Бурятия.

О вертолетах, экономике, газификации и мастер-плане развития столицы Бурятии
Фото: kremlin.ru

Глава государства ознакомился с деятельностью Улан-Удэнского авиазавода и в режиме видеоконференцсвязи провел совещание по реализации программы развития дальневосточных городов, включая бурятскую столицу. Ключевые моменты из его заявлений — в материале нашего корреспондента.

Первым делом — вертолеты

Вместе с полномочным представителем в ДФО Юрием Трутневым, главой Бурятии Алексеем Цыденовым и управляющим директором «У-УАЗ» Алексеем Козловым Путин посмотрел информационные стенды по истории предприятия, которое основано в 1939 году, входит в АО «Вертолеты России», является одним из ведущих отечественных производителей вертолетной, а также самолетной техники и обладает для этого полным технологическим комплексом.

Президент посетил цеха агрегатной и окончательной сборки и осмотрел готовую продукцию — увидел агрегаты вертолетов, модификации Ми-171АЗ и Ка-226 (Ка-226.54), учебный тренажер Ми-171А2. Ведь флагман бурятской промышленности занимается не только сервисным обслуживанием и постоянной модернизацией авиационной техники, но и обучением летного и технического состава. Затем глава государства пообщался с рабочими завода.

Фото: kremlin.ru

Об экономике

— За год Россия прошла очень важный этап своего развития и кратно повысила экономический суверенитет. Противник рассчитывал на то, что страна рухнет через две-три недели или месяц, предприятия остановятся, поскольку партнеры откажутся сотрудничать с нами, а люди останутся без работы, выйдут на улицы и будут протестовать. Но этого не произошло. Фундаментальные основы нашей стабильности оказались гораздо прочнее. Снижение внутреннего валового продукта отмечается не на 20%, как предсказывали, а на 2,1%, и наблюдается тренд на его повышение. Последние семь месяцев постоянно растет производство малого и среднего бизнеса, увеличиваются объемы внутренней торговли, а, значит, востребована продукция российских предприятий. Уровень реальной заработной платы и реальных доходов населения претерпел небольшое снижение — на 1 и 2% соответственно. Зато безработица оказалась на исторически минимальном уровне — 3,6%. Финансовая система устояла благодаря направленным действиям центрального банка, правительства, крупнейших финансовых учреждений, стала более самостоятельной и развивается на собственной базе. У участников экономической деятельности появился свой культурный уровень и наработанные связи. На предприятия длительного цикла требуются современное оборудование и разработки. Для этого внедряются новые инструменты поддержки инновационных отраслей производства — льготирование, промышленная ипотека, создание промышленных кластеров.

Об Улан-Удэнском авиазаводе

— Предприятие — супер, с очень хорошими традициями, компетенциями, школой. Оно современное, развивается и выпускает замечательные машины, которые востребованы на мировых рынках и в нашей стране как для «гражданки», так и для «оборонки». Их линейка расширяется, появляются новые материалы, двигатели, авионика. Это — флагман отечественного вертолетостроения! Поздравляю с тем, что вы работаете здесь и выполняете особую роль в том, чтобы была обеспечена победа.

Об отсрочке для молодых сотрудников предприятий оборонно-промышленного комплекса

— Многие предприятия работают почти в три смены. Там не хватает специалистов, высококлассных особенно. С одной стороны, это проблема, с другой — хорошо подготовленные люди или готовые к работе над собой будут приезжать, в том числе из европейской части нашей страны, и трудиться. В определенном смысле дефицит кадров мешает выполнению гособоронзаказа. Но когда не мешает ничего, можно «хрюкнуть» сразу. А когда мешает что-то, нужно преодолевать это. Должен быть найден баланс между производством и интересами минoбороны, и реализованы несколько направлений. Во-первых, создан привлекательный уровень заработных плат. Знаю, что на Улан-Удэнском авиазаводе они выше, чем на остальных по региону — в среднем 73 тысячи рублей против 52. Но нужно двигаться дальше. Во-вторых, решены жилищные вопросы. И, конечно, определено наиболее важное с точки зрения сохранения и развития кадрового потенциала. Минпромторг подготовил соответствующий список необходимых профессий и передал их минoбороны. Сейчас они должны определиться, какое решение принять.

Фото: kremlin.ru

Об обеспечении жильем

— Конечно же, необходимо строить его для закрепления людей. По программе, подготовленной и рассчитанной для этого, будет выделена часть средств на арендное жилье, в том числе для рабочих У-УАЗа. Но одним им — такой или другой формы собственности — не обойтись. Нужно развивать регион в целом, социальную сферу — ясли, детсады, школы, культурные объекты, спортивные сооружения. До 2030 года на развитие Улан-Удэ дополнительно направлено будет 150 миллиардов рублей. Здесь сложилась непростая ситуация с расселением аварийного фонда. В ближайшие годы необходимо добиться кардинального улучшения ситуации и обеспечить современными квартирами и домами нуждающихся.

О воздухе в Улан-Удэ

— Существует федеральная программа «Чистый воздух» для 12 крупнейших агломераций с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией. Правительство России занимается ее расширением, чтобы туда попало больше городов, включая Улан-Удэ, где стоит острая проблема загрязнения воздуха, требующая для решения системного подхода. Основной источник — частный сектор: люди вынуждены — именно вынуждены — отапливать дома углем и дровами. Есть предложения о переходе на электричество с субсидированием размером 500 миллионов рублей в год, использовании альтернативных видов твердого топлива. Предстоит большая работа по модернизации электро- и теплоснабжения.

О газификации Бурятии

— В ближайшие пять лет необходимо обеспечить магистральным газом Республику Бурятия и Забайкальский край, осуществлять развитие сетей и электрогенерации на основе экологически чистого топлива, чтобы удовлетворить растущий спрос. Если просто тащить трубопроводные системы в огромном количестве, окупаемость будет происходить десятилетиями и может не случиться вообще. Как складывалась газовая система Советского Союза? Восточная часть не развивалась в этом плане, здесь не было газотранспортных сетей. Если же протянуть экспортную трубу с приличными ценами, она должна пройти в 200 километрах от вашего города. Маршруты разрабатывают «Газпром» и его партнеры в Китае. Когда окончательно сложатся договоренности с нашими китайскими друзьями, можно реализовать единый проект газификации региона вместе с федеральными и республиканскими властями. Это подтолкнет развитие экономики, машиностроения, трубной и металлургической промышленности.

О присвоении звания «Город трудовой доблести» Улан-Удэ

— Существуют определенные процедуры, которые нужно пройти. Ваше начальство должно подготовить специальные документы, подать соответствующее обращение в федеральные органы власти. Думаю, это вполне реализуемо. Тем более Улан-Удэнский авиазавод функционирует с 1939 года, сделал многое для победы в Великой Отечественной войне, выпускал продукцию военного назначения и сейчас работает на полную катушку, даже перевыполняет план.

О развитии Дальнего Востока

— За последние десять лет мы добились заметных результатов в развитии социальной, экономической и инфраструктурной сфер Дальнего Востока. Однако предстоит приложить серьезные усилия, чтобы кардинально повысить качество жизни в дальневосточных регионах, создать комфортную и безопасную городскую среду, придать дополнительный импульс деловым инициативам, открыть возможности и перспективы для образования, трудоустройства, самореализации граждан. В связи с этим на Восточном экономическом форуме был объявлен запуск масштабного проекта по развитию дальневосточных городов, где проживают свыше 50 тысяч человек — Улан-Удэнской, Читинской и Южно-Сахалинской агломераций, а также важнейших точек Байкало-Амурской магистрали — Тынды и Северобайкальска. Отправная точка для работы здесь — мастер-планы, которые должны базироваться на запросах жителей и бизнеса и не только включать градостроительные решения, но и грамотно сочетаться с развитием экономики, использованием конкурентных преимуществ территорий, расширением транзитных коридоров и увеличением встречных грузопотоков с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском коридоре. Таким образом мы добьемся комплексного эффекта: повысим связанность, разгрузим морские порты на Дальнем Востоке и дадим толчок региональным экономикам для создания рабочих мест и открытия новых производств.

Юрий Трутнев и Александр Цыденов. Фото: kremlin.ru

О мастер-планах

— Проекты рассчитаны на длительный срок, но как будут выглядеть города понимать важно сейчас и шаг за шагом идти к намеченной цели. В этом году мы дополнительно выделяем регионам 250 миллиардов рублей инфраструктурных бюджетных кредитов и направим 100 из них на национальные проекты. Помимо того предусмотрены средства дальневосточной программы, включая механизм дальневосточной концессии, ресурсы государственных программ, финансирование из федерального бюджета. Этот потенциал должен быть консолидирован максимально. Мощным стимулом должно стать обновление инфраструктуры, которое не ограничивается городской чертой, а выстраивает новые связи, активно включает в экономическую жизнь, на потребности которой должна быть настроена система профессионального образования — получение новой учебной базы, усиление кооперации с бизнесом. В центральной части дальневосточных городов занимают значительные территории объекты федеральных ведомств — ФСИН, минoбороны и т.д. Есть предложения по выводу их в другие места для использования освободившихся пространств под возведение социальных объектов.

Фото: kremlin.ru

О развитии Северобайкальска

— Эта важнейшая опорная точка обеспечивает надежную работу Байкало-Амурской магистрали, которая становится отвечающей требованиям сегодняшнего дня. Нагрузка на нее выросла существенным образом за последнее время. Здесь требуются дополнительные предприятия сервисного обслуживания, а именно — мультимодальные логистические площадки, замены инженерных сетей, обновление аэропортовой инфраструктуры. Нужно отремонтировать автомобильные дороги и содержать их в нормативном состоянии, благоустроить общественные пространства, запланировать развитие культурной и досуговой сфер, строить объекты спорта, сервиса, туризма — все, что определяет комфорт и удобство жизни людей.

По всем фронтам

В свою очередь, глава Бурятии представил мастер-план Улан-Удэ, который подготовлен совместно с «ДОМ.РФ». При его разработке была определена сумма финансирования за счет регионального бюджета — 15 млрд рублей, федерального — около 150-157 млрд и средств из внебюджетных источников за десятилетний период — 152 млрд рублей. В итоге будет создано свыше 32 тыс. новых рабочих мест, увеличен ВВП со 186 до 272 млрд рублей. Также обозначены четыре направления социально-экономического развития — экология и инфраструктурное обеспечение, благоустройство и внешний вид, развитие локальной экономики и, конечно, человеческий капитал.

Главные проблемы по первому направлению — ветхая малоэтажная застройка, неприглядный вид в городском центре, трудности тепло- и электроснабжения, неравномерность распределения городской экономики и загрязненный воздух. В отдельные дни концентрация бензапирена превышает ПДК в 50 раз. По бурятской столице насчитывается более 45 тысяч частных жилых домов, 144 муниципальных и ведомственных котельных и около 2900 малых угольных котлов на торговых, складских и производственных объектах. Кроме того, нет сбалансированности по центральному теплоснабжению и электрообеспечению многоквартирных домов. 

Чтобы улучшить экологическую ситуацию, обеспечить тепловую и энергетическую безопасность, предлагается достроить Улан-Удэнскую ТЭЦ-2 с выработкой тепло- и электроэнергии, провести модернизацию теплосетей и перевести на электроотопление 26 тысяч домов частного сектора, а также предусмотреть финансирование домового электрооборудования. В долгосрочной перспективе предполагается газифицировать весь регион, ведь углем в Центральной экологической зоне топить запрещается. А чтобы ликвидировать транспортный коллапс, возникающий из-за разделения нашего города двумя реками и железнодорожными магистралями, планируется строить путепроводы и мосты, обновлять парк транспорта (в 2022 году были приобретены 124 автобуса, а в 2019-м — 15 трамваев по дальневосточной субсидии) и проводить ремонт путей. Городские и региональные власти возведут современные очистные сооружения на правом берегу реки Селенги и коллектора — на левом.

Основной вопрос по второму направлению — внешнее преображение Улан-Удэ и аварийное жилье, не стоящее в реестре. Территории вдоль набережных имеют градостроительный потенциал 2,3 млн кв.м и могут превратиться в общественные пространства для горожан и гостей (проекты комплексного развития — «Батарейка», «Приречное», «Белый лебедь», «Восточные ворота»). Для ценовой доступности будущего жилья необходима государственная поддержка на подготовку площадей, изъятие объектов капитального строительства, земельных участков и инженерной инфраструктуры. Доступным для развития станет одно из лучших видовых мест бурятской столицы, если следственный изолятор будет вынесен из центра на окраину и сделан пенитенциарным учреждением объединенного типа на 3 тысячи мест.

По третьему направлению предусматривается максимальное задействование первых этажей зданий для размещения мелкого бизнеса — от магазинов и спа-салонов до кафе и ресторанов. А для создания точек притяжения — строительство театра «Байкал» (на который выделены средства с одобрения комиссии под руководством полпреда в ДФО) и национального музея (по которому запланирована работа в режиме дальневосточной концессии). Рассматривается возможность реконструкции Гостиных рядов и их передачи из федеральной собственности в региональные.  

Бурятия — единственный субъект России, где методы восточной медицины сертифицированы минздравом и включены в ОМС, Центр восточной медицины загружен полностью, и нужно возведение дополнительного корпуса, который поможет привлечь не столько платных пациентов, сколько туристов, которые желают поправить здоровье, а также строительство гостиничных номеров частным инвестором без бюджетного финансирования. Сегодня такой вкладчик занимается строительством терминала в аэропорту, где не хватает и перрона, и дополнительных стоянок для самолетов с учетом грузового трафика.

Проблема по четвертому направлению — миграционный отток, большую часть которого в республике составляют студенты. Выпускники средних школ выбирают вузы западных регионов, хоть и вузы нашего дают достойное образование. В Улан-Удэ разрабатывается проект межвузовского кампуса общей стоимостью 13,3 млрд рублей, который ориентирован на закрепление учащихся в Бурятии, усиление взаимодействия с Монголией и будет не только выполнять международную, экономическую, образовательную и демографическую функции, но и вписываться в архитектурно-эстетический облик. С проектом кампуса подробно ознакомился министр науки и высшего образования Валерий Фальков. На объекте началось строительство обеспечивающей инженерной инфраструктуры.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 22 марта 2023

Заголовок в газете: Исторический визит

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру