Впрочем, мифы шли по пятам легендарного исследователя Тибета с рождения до смерти.
Тайна, унесенная в могилу
«С детства я слышал разговоры о пропавшей голове прадеда в кругу родственников.
Было ли то в реальности, не берусь судить», — говорит Б.Ж.Тумунов.
Отец Батора Жамсоевича — классик бурятской литературы Жамсо Тумунов, родной племянник знаменитого ученого. Его мать Долсон (бабушка Б.Ж.Тумунова) — средняя сестра Г.Цыбикова.
Слухи о его загадочной смерти подтверждены авторитетными публикациями. Версия погребения изложена в книге «Гомбожаб Цыбиков» (Иркутск, 1990), написанной основателем Агинского краеведческого музея Ж.Д.Доржиевым в соавторстве с А.М.Кондратовым:
«В пяти километрах от Агинского стояло здание аймачной больницы. Здесь и прошли последние дни знаменитого путешественника. Когда больному стало совсем плохо, то его перенесли в юрту, которую по его же просьбе поставили в огороде больницы. Там он лежал под наблюдением врача Лыксыка Жабэ, каждую минуту бодрствования посвящая чтению книг. Почувствовав приближение смерти, ученый не потерял самообладания. Он попросил уйти близких родственников, поставить рядом с ним часы... 20 сентября 1930 года профессора Цыбикова не стало.
Родные хотели похоронить ученого на его родине, в Урдо-Аге. Но могила была вырыта в другом месте, в десяти километрах от больницы, в Агын-Булагтуй... А через несколько дней обнаружилось, что могила Цыбикова раскопана. Неизвестные лица извлекли тело и похитили его! Ведь именно из человеческого черепа изготавливается чаша, именуемая «габал», которая играет большую роль в мистических обрядах ламаистов. Самому Цыбикову удалось видеть чашу из черепа матери Цзонхавы.
Злоумышленники, осквернившие могилу, так и не были найдены...
Тело Цыбикова искали многие. После возвращения Цыбикова из Тибета участились проникновения в Агинскую степь пеших лам из Тибета под видом паломников. Возможно, они были разведчиками с заданием доставить габалу Цыбикова в Тибет. За его голову объявлялась большая сумма».
В статье «Открытие мира Майтреи» в журнале «Вокруг света» (1976) речь шла только о пропавшей голове.
В 1960-х родственнице Б.Ж.Тумунова, Хандаме-абгай, чабанке могойтуйского колхоза «Дружба», в одном из дацанов Тибета указали на череп-габалу, якобы сделанную из головы Г.Цыбикова...
Подвиг ученого
Гомбожаб (Гонбочжаб) Цэбекович Цыбиков родился 20 апреля 1873 года в м. Урдо-Ага Забайкальской области Читинского уезда. Когда мальчику исполнилось 5 лет, отец обучил его монгольской грамоте, затем в 1880 году отвез сына в училище, где преподавались монгольский и русский языки. В 1895 году Гомбожаб поступил на факультет восточных языков Петербургского университета, который окончил в 1899 году с дипломом первой степени и золотой медалью.
После окончания университета Гомбожаб Цыбиков совершил знаменитое путешествие в Центральный Тибет, с 25 ноября 1899 года по 4 апреля 1902 года на средства Русского географического общества.
В то время Тибет был закрыт для въезда иностранцев. Исключение было сделано лишь для уроженцев стран Азии, исповедующих буддизм. Гомбожаб Цыбиков стал первым ученым из России, который сумел проникнуть в Центральный Тибет и его столицу Лхасу, посетить крупнейшие города и религиозные центры региона и благополучно вернуться. «Центральный Тибет, под которым мы подразумеваем две провинции — Уй и Цзан, не был, как известно, после 1845 года посещаем европейцами, по крайней мере, в главных своих частях… Из русских путешественников никто ни в старину, когда допускались туда европейцы, ни тем более в новое запретное время не проникал туда», — писал в отчете о путешествии Гомбожаб Цыбиков.
Попытки пробраться в Центральный Тибет известных путешественников Н.Пржевальского, француза Г.Бонвало, американца В.Рокхиль, шведа С.Гедина и других терпели неудачи, а некоторые, например, француз Дютрель де Ренс, японец Кавагучи поплатились за свою дерзость жизнью. Цыбикову, путешествующему инкогнито, по тибетскому закону грозило обезглавливание.
О результатах экспедиции ученый написал в книге, которая до сих пор является авторитетным пособием по истории, этнографии, религии и культуре тибетского народа.
Под видом паломника российский исследователь вывез из Лхасы древние книги, рукописи, трактаты по древней медицине, истории, философии и тайным учениям, их пришлось размещать на 20 вьючных животных. С риском для жизни Цыбикову удалось сделать фотоснимки закрытой страны.
Публикация дневников и итогов экспедиции вызвала сенсацию в научных кругах России и Европы. Российское географическое общество высоко оценило научный подвиг Гомбожаба Цыбикова. В его честь выбили золотую медаль «За блестящие результаты путешествия в Лхасу». Ученый был удостоен высшей награды общества — премии имени Пржевальского. После публикации статьи о путешествии в журнале «National Geographic» на бурятского исследователя обрушилась мировая слава.
А по тибетским канонам чем известнее человек, тем ценнее чаша-габал, изготовленная из его черепа.
Охотники за головой
Сам характер экспедиции рождал слухи (разведчик под прикрытием?), его загадочная кончина (где могила Цыбикова?) и поныне вызывает конспирологические версии.
Еще в период пребывания в Лхасе спутники Гомбожаба Цыбикова обратили внимание на почтительное отношение к нему буддистских монахов и ламаистских авторитетов. По мнению ламаистов, особая форма головы путешественника выдавала в нем боговдохновенного человека. Согласно местной легенде, приход определенного числа таких паломников приближает эпоху Майтрейи.
На родине по сию пору поговаривают, что великий земляк умер не своей смертью. Ведь головами великих людей интересовались в тот период не только ламы. К примеру, с 1925 года в знаменитой Кунсткамере хранилась голова грозного Джа-ламы, сражавшегося за независимость Монголии сначала с китайцами, затем с советскими войсками. В Европе в ХIХ и ХХ веках также «увлекались» головами великих людей. Из могил исчезали головы философа Рене Декарта, композитора Йозефа Гайдна. А увлечение лидеров фашистской Германии оккультизмом и Тибетом, в частности, хорошо известно. Сей фактор запустил слух, что голова Цыбикова похищена сотрудниками органов ОГПУ с целью передачи ее в качестве дара коллегам из Германии, с коей в 30-х СССР «дружил».
Участникам конференции в Чите, посвященной 120-летию путешествия в Тибет, в октябре 2019 года была представлена версия, что голову никто не похищал, как и тело. Гомбожаб Цыбиков сам де все это организовал и ушел в Тибет. В 1929-1930 годах росла волна репрессий против «царских специалистов». В 1930-м начались чистки в вузах Владивостока и Иркутска, в которых он работал. Самого Г.Цыбикова публично обвинили в приверженности к «панмонголизму». Могли пострадать родные и близкие. Ради их защиты стоило рискнуть. С помощью друга Лыксыка Жабэ ученый вполне мог «организовать» свою смерть, а затем при поддержке лам перебраться в тот самый Тибет, о котором он рассказал миру. Недаром после смерти профессора исчезла бывшая у него золотая фигурка Будды. Возможно, он захватил ее с собой с последним караваном…
Не та голова
Этот юбилей таки состоялся. 150-летие Г.Цыбикова, да еще в канун 100-летия республики, отметили в формате «встреч с общественностью». Докладчики выступили перед кучкой студентов, согнанных в библиотеку, — у нас юбилей иного «деятеля искусств» отмечают шире. И ни одного из госчиновников.
К сведению последних: ученый Гомбожаб Цыбиков был государственным деятелем. Он один из создателей Буручкома, участник государственно-культурного строительства республики (1922). Ранее избирался в состав Учредительного Собрания буферной Дальневосточной республики (ДВР), предтечи Бурятской Республики. Работал с Советами, переводил работы Ленина о крестьянстве. Сам Г.Ц.Цыбиков в автобиографии писал, что всегда был беспартийным. Цель у него была одна — развитие просвещения и образования бурятского народа. Цыбиков был сторонником только одной партии — бурят. Поэтому он и поддержал в декабре 1917 года Народный Совет, выступавший против атамана Семенова и… большевиков.
Профессор Г.Ц.Цыбиков принимал участие в подготовке педагогических кадров для молодой республики и обсуждении новой для страны концепции всеобщего образования, учитывающего национальную специфику. Автор учебников бурятского и тибетского языков.
Короче, голова, да и только. Голова, да не та. Скромный характер чествования знаменитого этнографа в канун 100-летия республики переключает взор «паломников» на главную Голову, что на площади Советов. Такое ощущение, кабы не усилия библиотекарей и архивистов, то юбилей легендарного исследователя Тибета могли бы не заметить. В столице Бурятии нет ни одного памятного знака Гомбожабу Цыбикову. Есть, правда, бюст Петра (Жамсарана) Бадмаева, первого учителя Цыбикова (к тому же близкого родственника), установленного по инициативе Б.Ж.Тумунова как дар Аги. Вот, дескать, в Аге и отмечайте на высшем уровне.
Еще раз к сведению местных властей: Агинский аймак был неотъемлемой частью республики вплоть до 1937 г. И поныне таковой является в контексте этнической Бурятии. К слову, имя Г.Цыбикова украсило бы Национальную библиотеку, дебаты об этом зашли в тупик. И надо переиздать труды «буддиста-паломника» и Петра Бадмаева. Эти планы есть у изд-ва им. Ж.Тумунова и Г.Цыбикова. Книги — тоже памятник, если аналог в бронзе не предвидится.
…И все-таки хочется верить, что великий наш земляк не умер, а ушел с последним караваном верблюдов в Тибет.