На встречу приглашались представители министерства экономики, министерства сельского хозяйства и продовольствия, управления Бурприроднадзора по Бурятии.
На повестке дня — вопросы, связанные с развитием традиционного сектора экономики: охоты, оленеводства, рыболовства, животноводства. В режиме ВКС к рабочему совещанию подключились все северные районы — Баунтовский эвенкийский, Курумканский, Северобайкальский, Окинский, Закаменский, Муйский, Баргузинский.
Напомним, в Бурятии к коренным малочисленным народам относятся сойоты и эвенки. На территории современной республики они проживают в Курумканском, Баунтовском, Северобайкальском, Баргузинском, Муйском, Закаменском и Окинском районах. Численность эвенков составляет около 3000 человек согласно переписи 2010 года, а сойотов насчитывается более 3500 человек.
Права коренных малочисленных народов Севера защищаются рядом федеральных законов, предполагающих поддержку в развитии экономики, сельского хозяйства, культуры народов Севера. По словам модератора совещания, президента ассоциации коренных малочисленных народов Севера Бурятии Надежды Шеметовой, законы принимались более 20 лет назад, с течением времени законодательство менялось, и этот процесс идет постоянно.
— Представители малочисленных народов обращаются в суды, в том числе дважды такие обращения рассматривал Конституционный суд РФ, — говорит Надежда Шеметова. — Однако на сегодня законодательство не в полной мере отражает суть и проблемы представителей коренных малочисленных народов Севера, особенно это касается сферы использования объектов животного мира. На местах охотники, рыболовы и оленеводы встречаются с большими препятствиями в защите своих прав.
— Министерство экономики каждый год предоставляет федеральную субсидию по социально-экономическому развитию народов Севера, — комментирует и.о. министра экономики РБ Владимир Хингелов. — Ежегодно из федерального бюджета выделяется около 9 млн рублей. На субсидию претендуют 32 семейно-родовые общины из семи районов республики. Общины используют субсидии на развитие инфраструктуры, закуп поголовья крупного рогатого скота и оленей. В целом субсидии могут выделяться на такие направления, как развитие культуры, образования, духовных ценностей, инфраструктуры.
Владимир Хингелов подчеркнул, что родовые общины имеют возможность заниматься установленными законодательством традиционными видами деятельности — всего их 11. А сейчас необходимо развивать еще и туристское направление. Для этого туризм нужно включить в перечень традиционных видов деятельности малочисленных народов.
Большие возможности по защите традиционного образа жизни, сохранению и развитию самобытной культуры дает федеральный закон о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Сегодня в Бурятии только aдминистрация Окинского района смогла оформить территорию традиционного природопользования.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Бурятии также ведет работу по развитию хозяйственной деятельности коренных народов Севера. Это распределение квот и добычи для традиционного рыболовства и господдержка на осуществление сельскохозяйственной деятельности.
Заместитель министра сельского хозяйства Аюна Цыренжапова сообщила, что, к примеру, вылов рыб осуществляет 18 общин. В 2023 году будет разрешен любительский лов омуля с 15 по 30 июня.
— Семейно-родовые общины имеют возможность получения государственной субсидии на поддержку мясного табунного коневодства, на поддержку оленеводства в части возмещения затрат на содержание, — говорит Аюна Цыренжапова. — Так, в 2022 году заявителем стала ЭСРО «Звезда» Северобайкальского района. Ей просубсидировано содержание 78 оленей на 62 тысячи рублей.
Общины, занимающиеся животноводством, поддержку от минсельхоза как сельхозтоваропроизводители не получают. И это вызывает недовольство у северян.
— Чтобы получать господдержку в минсельхозе, необходимо сдавать отчетность о сельхоздеятельности. Здесь основной проблемой является утверждение семейно-родовыми общинами своего статуса сельхозпроизводителя, а именно сдачи отчетности, — пояснила Аюна Цыренжапова.
Также субсидии возможны на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка КРС мясного направления, в том числе яков, маралов и северных оленей. Затраты на их приобретение субсидируются из расчета 50% на одну голову, 70% — на производителей. Однако на деле такую поддержку никто не получал, отметили некоторые выступающие.
К руководителю республиканской службы Бурприроднадзора Марине Дамдиновой со стороны присутствующих было очень много вопросов. Если федеральное законодательство позволяет ставить в охотничьих билетах представителей коренных малочисленных народов штампы о национальной принадлежности, то на местах это не выполняется, утверждают участники совещания. А без штампа в охотбилете нет прав на бесплатную охоту.
— Доступности охотугодий, прав на добычу объектов животного мира как не было, так и нет, — резюмировала по этому поводу Надежда Шеметова.
Для отметки в охотничий билет установлены критерии: первое — это принадлежность к коренным малочисленным народам и второе — человек должен доказать, что охота является основой его существования. Второй критерий весьма странный, учитывая тот момент, что до сих пор законодательно не утверждены нормы потребления. Бурприроднадзором Бурятии вносились предложения в минприроды РФ по этому вопросу, но результатов пока нет.
Какова доля представителей коренных малочисленных народов в годовом лимите добычи охотресурсов у нас в республике? Так, в Хакасии она составляет 50%. В Бурятии по этому поводу ясности нет.
— Полагаем, что активное обсуждение обозначенных проблем на региональном уровне может явиться катализатором к разрешению правовых пробелов в законодательстве, будет способствовать полной реализации прав коренных малочисленных народов, — заявила Марина Дамдинова.
Председатель Общественной палаты Республики Бурятия Татьяна Думнова выразила свое мнение: «Получается, что политика государства противоречит интересам коренных малочисленных народов Севера, поэтому предлагаю обсудить и представить интересы общественности на федеральном уровне».
В завершение президент АКМНС Бурятии Надежда Шеметова выразила пожелание чаще встречаться.
— Недоработки государственных органов, несовершенство законодательства ставят наши народы в положение браконьеров, а это неправильно. Только лицом к лицу, обсуждая и предлагая, мы можем изменить положение дел.