В плотном графике визита Николай Орзаев нашел время и для посещения холдинга «NEW MEDIA GROUP».
- Николай Павлович, в Элисте разделены должности главы города, избираемого из числа депутатов Элистинского городского собрания и главы администрации города (сити-менеджера). Элиста перешла к такой модели власти в 2019 году, примерно в то же время, когда в Улан-Удэ решили вернуться к выборам мэра прямым всенародным голосованием, поскольку у нас такая модель не прижилась. В чем секрет?
- Секрета нет. Если вы проанализируете, то увидите, что в большинстве региональных центров в России именно такая схема и работает. И у нас она работает, на мой взгляд, хорошо. Действительно, глава города избирается из состава Элистинского городского собрания сроком на пять лет и исполняет полномочия его председателя. Что касается главы администрации города, то он назначается на должность по контракту, заключаемому по итогам конкурса на замещение должности сити-менеджера. Правда, сейчас мы это слово – сити-менеджер – не употребляем.
- Сколько с тех пор поменялось в городе сити-менеджеров, точнее руководителей администрации?
- С 2019 года – уже второй. Первый пошел на повышение – назначен заместителем председателя правительства Республики Калмыкия.
- У вас уже сложилось какое-то впечатление об Улан-Удэ?
- Я как будто-то дома - и лица такие же, и улыбки те же. А когда обедали и ужинали, то и меню в целом похожее. Мы с самолета, 1 июня, сразу поехали в Иволгинский дацан. По пути видели и городские окраины, и центральные улицы. В принципе все то же самое. Отличие природного ландшафтного характера. Мы беседовали с коллегами из Улан-Удэнского горсовета, с главой вашего города, и нашли много общего. Те же, что и у нас задачи по развитию городской среды, те же трудности. Даже политические мероприятия совпадают: у вас в 2023 году будут выбирать Народный Хурал, и у нас будут выбирать Народный Хурал. В 2024 году в Улан-Удэ намечены выборы городского совета, а у нас – городского собрания. В Улан-Удэ мы видели бывший «обкомовский» дом, с торца увешенный мемориальными досками в память о бывших руководителях Бурятии, которые в этом доме жили. У нас есть точно такой же!
- Вы впервые в Улан-Удэ?
- Впервые и при этом - самая дальняя точка на востоке России, где я побывал. В армии служил в Красноярском крае. Бурятия - восточнее.
- Есть ли какие-либо практики, которые вы могли бы предложить, как успешные, Улан-Удэ и наоборот что-то перенять?
- Я отвечу на этот вопрос после детального изучения вашего города. Но навскидку – это решение вопроса, связанного с вывесками на двух национальных языках. Одно время хотели ввести, но столкнулись с препятствиями, связанными с законом о защите прав потребителей. Сейчас нашли вариант с ведением этого требования в правила благоустройства города Элисты. Поэтому, у нас вывески на двух языках. Одна из основных целей моего визита в Улан-Удэ – это изучение опыта коллег по подготовке мастер-плана развития городской территории. Это такая нужная вещь, которую надо бы внедрять по столицам всех регионов России. Хочу поизучать, как это было сделано у вас и пойти по этой дороге с учетом опыта коллег из Улан-Удэ.
Наши республики – Бурятия и Калмыкия – находятся примерно в одной экономической ситуации. У вас ограничивают развитие высокие экологические требования, связанные с Байкальской природной территорией, у нас - это высокие цены на энергоресурсы и природные особенности. Мы были в поиске нового направления развития Калмыкии. И одним из них неожиданно стал туризм, к которому, признаться, прежде относились несерьезно. А сейчас есть понимание, что это неожиданное и новое направление экономики. Не культуры, а именно экономики, особенно сейчас, когда в условиях СВО и западных санкций сделан акцент на развитие внутреннего туризма. Например, по инициативе нашего главы Бату Хасикова, наш знаменитый фестиваль тюльпанов в апреле проходит не одним днем, а столько, сколько цветут тюльпаны – то есть месяц. И в течении месяца это хороший повод для туристических прибытий.
У нас растут лотосы, есть пески, красивейшие барханы. Людям интересно: мы находимся в Европе, но у нас пески и восточный колорит – в Азию ехать не нужно. Туристы с удовольствием фотографируется на фоне, в том числе, буддийских символов.
И степь тоже интересная штука. У вас, в Бурятии, лес, лес. А у нас – степь, степь, ровная до горизонта. Вы, наверное, знаете про всероссийскую конкурсную программу «Деревья – памятники живой природы». Так вот, в ней в 2019 году уверенно победил наш лавролистный тополь, который называют одиноким. Это единственное дерево на обширном участке степи, произрастающее около поселка Хар-Булук Целинного района. И оно стало объектом туристического показа. Люди гадают, откуда тополь взялся и почему один – много легенд и мифов на этот счет. Недавно был в Уфе, там говорят: у нас столько много разных красивых деревьев, а у вас одно, и оно победило.
Так что, у нас есть, на что посмотреть и я считаю, что и вам тоже нужно развивать туризм. Ведь у вас есть Байкал, а в стране нет такого человека, кто бы не мечтал на нем побывать.
- Как бы вы оценили, в связи с этим, работу по озеленению Улан-Удэ?
- У вас, условно говоря, проблема, как вырубить деревья и выкосить траву, а у нас, как посадить и вырастить, поэтому и подходы разные. Поэтому и фестивалем тюльпанов стали в городе заниматься, засадили им газоны, клумбы, чтобы Элиста стала «городом миллиона тюльпанов». Но у нас проблема с водой. Пресной водой. Она очень жесткая. Вынуждены заниматься капельным орошением чтобы, ее экономить. У вас нет проблем с водой. Вам легче.
- В Элисте есть улицы Улан-Удэнская, Бурятская, Байкальская. Как к этом относятся местные жители?
- Все понимают, что буряты – наш братский народ. Поэтому Элиста и Улан-Удэ – города-побратимы, и улицы мы называем и будем называть в вашу честь и в честь ваших героев. Например, в Калмыкии знают о подвиге Героя России, моряка-дальневосточника Алдара Цыденжапова. Думаю, нужно усиливать наши связи. Предлагаем подкорректировать Соглашение о сотрудничестве, добавить новые пункты и пролонгировать его в Элисте с приглашением делегации из Улан-Удэ.