Вот только Югово – не город, а деревня, находящаяся в стороне от федеральной трассы, многие дома давно заброшены, желающих поселиться в них нет, а, по словам старосты Марины Щепиной, в Югово осталось немногим более 220 человек, да и то, преимущество, люди почтенного возраста.
Накануне, 27 июня, в деревне прошел сельский сход, на котором юговцы высказали свои претензии местным властям и подрядной организации, строящей дорогу и тротуары. Работы ведутся с мая 2003 года в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги». К ним-то – безопасности и качеству – у жителей села и возникли большие вопросы.
Поначалу, правда, ничего не вызывало подозрений и опасений. В деревню пришла техника, на центральной улице 40 лет Победы было сделано фрезерование старого дорожного покрытия, обочины очищены от плодородного грунта. А потом началось странное. Вместо щебня в качестве уплотнителя под асфальт строители привезли смесь, пахнущую креозотом. Люди находили в ней фрагменты шпал и металла.
- Нам сказали, что смесь (ЩПС) выбрана из соображения экономии, дескать, деньги на тротуары не выделялись, - рассказывает «МК в Бурятии» староста села Югово Марина Щепина. – Но смесь сильно пахнет креозотом и шпалами, по фрагментам металла и дерева видно, что это была какая-то свалка, которую привезли к нам, в Югово.
По словам Марины Щепиной, на жалобу отреагировали – пару недель назад приехали какие-то люди, взяли на экспертизу немного «мусора», используемого в качестве наполнителя под асфальт. Предполагалось, что результаты экспертизы будут озвучены 27 июня.
- Сказали, что результатов еще нет, - с сомнением отметила староста. - Хотя люди ждали...
Другая проблема – тротуары, уже уложенные бордюрными камнями. Если не знать наверняка, что это будущий тротуар, то можно предположить, что это полоса препятствия.
- Они задраны на полметра от земли, даже если их уровняют за счет щебня и асфальта, все равно, они окажутся на значительной высоте от калиток и ворот, - комментирует староста. – Мы просили срезать землю, углубить, чтобы опустить дороги и тротуары ниже, на один уровень с входом в дома.
Впрочем, тротуары здесь и не нужны вовсе, считают люди. Из-за них в ограду не проедут грузовики, тракторы, появиться проблема с выгрузкой дров, других крупногабаритных грузов.
- Людям проект не показали и начали строить, поэтому, так поздно отреагировали, - поясняет Марина Щепина.
Ситуацией в Югово заинтересовался «Народный фронт». Активисты побывали в деревне, пообщались с людьми и подготовили обращение в прокуратуру Бурятии.
- Асфальтируется проезжая часть с тротуарами по обеим сторонам дороги, ради которых сельчанам придется пожертвовать своими палисадниками. Ставятся слишком высокие бордюры, к домам прокладываются ливнёвки – в будущем это грозит подтоплением. Под сомнением и качество используемых материалов, - комментируют «фронтовики». - Для чего такие старания и траты, если деревня очень малочисленная?
Между тем в том же Прибайкальском районе есть множество сел, включая Турку, где люди годами не могут дождаться ремонта проселочных дорог. «У района уточняем, насколько обосновано вложение в это строительство. Ведь большие населенные пункты часто дождаться ремонта дороги не могут, а тут такие траты...», - заключает «Народный фронт».
На сельском сходе в Югово договорились внеси в проект коррективы – вместо двух тротуаров (справа и слева) на центральной улице сделать только один. С какой стороны – пока не ясно.
- Сейчас проведем подворовой обход, узнаем у людей, нужен ли им тротуар, - говорит Марина Щепина, подозревая, что этот путь - точно в никуда.
А стройка тем временем стоит, сроки срываются. И об «опережении графика» о котором глава Прибайкальского района Сергей Семенов так бодро вещал в мае, можно забыть.