Жильцам двухэтажных деревянных домов по улице Коммунистической в Ильинке Прибайкальского района Бурятии можно только посочувствовать. В начале июня подрядная организация раскопала вдоль домов траншею с коммуникациями, лишив людей холодной воды. Траншея отсекла обитателей бараков от единственной в этой округе водоколонки, а также от гаражей и кладовок. Строители даже не удосужились перебросить через канаву мостики, чтобы ходить за водой, хотя в домах преимущественно проживают старики. Пришлось делать это самим жильцам.
Подрядная организация вскрывала трассу с коммуникациями варварски, поломав некоторые бетонные крышки для лотков и канализационные колодцы. Бетонный хлам как на поле боя до сих пор топорщится вдоль земляного вала, заросшего травой и крапивой. В лотках местами поблескивает вода, которая сочится из ржавых труб системы отопления.
В первых числах октября, откликнувшись на непрерывный сигнал «sos», к месту коммунальной драмы направилась комиссии, сформированная из вновь избранных депутатов районного совета.
- Я испугался, когда увидел этот завал, - рассказывает заместитель председателя Прибайкальского районного совета депутатов Юрий Сахаров. - Мы когда 5 октября туда поехали смотреть, там трасса вообще вскрытая стояла. Только холодный водовод проложили, а трубы отопления - все гнилые, на них заплатки ставят. Прошли вдоль метров десять - насчитали пять протечек.
Юрий Сахаров рассказал, что деньги выделялись только на водовод для холодной воды. Менять трубы отопления не планировалось. Раскурочили лотки, долго возились, кое-как уложили трубу из композитных материалов. Когда в районе формально стартовал отопительный сезон, включили отопление и по ржавым трубам с прогнившей местами изоляцией потекла теплая водичка, обогревая воздух. Местные власти обещали зарыть траншею до 25 октября. Но жители бараков уверены, что теплосистема долго не протянет.
- Мы тут за лето и осень всё облазили, каждый сантиметр труб изучили, все протечки знаем наперечет, - рассказывает «МК в Бурятии» пенсионер Ирина Зубарева. – В любой момент авария может произойти.
Все эти месяцы жильцы бараков по улице Коммунистической, хотя и надеялись на чудо, но не сидели сложа руки – жаловались во все инстанции, куда только можно. Чудо не произошло, а инстанции не отреагировали. Сотрудники местной жилищной организации на все требования заменить старые трубы на новые, поставили людей перед выбором.
- Обратились в наше ЖКХ, а там сказали: или трубы или уголь. Дескать, выбирайте. А как тут выбирать? - разводят руками люди.
Кажется, что и ильинские, и районные власти вычеркнули дома и их обитателей из списка живых, терпеливо дожидаясь, когда бараки опустеют естественным образом, как это произошло с домом №17 по Коммунистической. Он уже не «жилец». Говорят, что на пустые провалы окон нынешним летом обратил внимание глава Бурятии Алексей Цыденов. В другом доме постепенно опустел один из подъездов. Еще в трех бараках квартиры сиротеют одна за другой - как будто кто-то выключает свет. Если собрать оставшихся жильцов, то, пожалуй, скоро все они поместятся в одном из бараков. А раз так, то зачем тратиться на новые трубы! И так сойдет…
Но люди не сдаются. Те, что помоложе, пытаются решать проблемы самостоятельно и за свой счет. В подъезде дома №13 жильцы вскрыли в подъезде деревянный пол, демонтировали часть старой чугунной трубы, ведущей от квартиры до канализационного колодца на улице, и заменили пластиковой трубой.
- Когда из унитаза, извините, полились какашки, дышать стало невозможно. Жить невозможно! Нам ничего не оставалось, как самим отремонтировать систему слива – наша управляющая организация, назначенная с 1 августа, помогать отказалась, - рассказывает жительница дома Анастасия Денисова. – Сами залазили в колодец, сами вычерпывали его содержимое ведрами, сами ремонтируем и убираем.
- К сожалению, всю заменить не смогу – не успею уже, - говорит ее супруг. – Но хотя бы это. Представляете! Снял чугунную трубу, а там внутри – ржавые наросты с кулак, как тромбы. Поэтому и засорялся слив каждые два-три дня.
Анастасия Денисова написала в прокуратуру, в письме рассказала и о затянувшемся ремонте трассы, и о многомесячном отсутствии холодной воды, и о забившейся канализации, и о пассивном отношении ко всему происходящему местных органов власти. И теперь ждет ответа. Дождется ли?
- Наша квартплата - 27 рублей за квадратный метр. А в Татаурово 13 рублей. Где справедливость? – жалуются люди. - За отопление платим, за холодную воду платим, за ремонт платим, за откачку платим, а жить всё хуже и хуже. В подъездах невероятная вонь стоит!
Из десяти сельских поселений Прибайкальского района в пяти главы выбираются не прямым голосованием, а проходят конкурсный отбор с последующим утверждением советами депутатов, в том числе и в Ильинке.
- Когда принимали республиканский закон, допускающий возможность выборов глав на конкурсной основе, говорили, что это станет барьером для случайных людей, что будут выбирать исключительно хозяйственных, более опытных и боле подготовленных, - комментирует ситуацию депутат Народного Хурала Бурятии Серей Мезенин. – Опыт Прибайкальского района показал, что это палка о двух концах. Сегодня, раз они напрямую не избираются, главы поселений меньше стали уделять внимание проблемам жителей. Ситуация в Ильинке – тому подтверждение. 5 июня раскопать трассу и до сих пор ее не отремонтировать – это нонсенс! А руководители вместо того, чтобы выполнять свои должностные обязанности, отсылают обращающихся к ним земляков ко мне со словами: «Голосовали за Мезенина – к нему и идите!». Ну, что ж, обращайтесь! Будем вместе через надзорные и контролирующие органы добиваться выполнения главам местного самоуправления тех полномочий, которыми они наделены законами.