— Татьяна Сергеевна, в последнее время у жителей нашего региона наблюдается увеличение хронических психических заболеваний или же их уменьшение?
— За 2022 год среди населения Республики Бурятия показатель общей заболеваемости психическими расстройствами повысился на 7,7% из-за роста заболеваемости непсихотическими психическими расстройствами, к которым относятся неврозы, расстройства личности и настроения. К 1 января 2023 года они во всей структуре занимали первое место и составляли 47,5%, между тем как умственная отсталость — второе (32,6%), а психозы, включая шизофрению, — третье (19,9%).
— По каким признакам выявляются такие расстройства, в том числе непсихотические? Как понимаю я, последние отличаются присутствием критичности и сохранением адекватности?
— Существуют эндогенные заболевания, возникающие без воздействия какой-либо значимой внешней патогенной причины — депрессивные состояния, заболевания шизофренического спектра, частыми симптомами которых являются различные галлюцинации и бредовые идеи, а причины разные — от злоупотребления алкоголем и употребления психоактивных веществ до наличия генетической предрасположенности при отягощенности семейным анамнезом. Следующая большая группа психических заболеваний связана с органическим поражением головного мозга — это деменции, органические расстройства личности и др.
Весомую роль в увеличении заболеваемости психическими расстройствами жителей Бурятии играют невротические расстройства, связанные со стрессом. Их основные признаки — неустойчивое настроение, повышенная утомляемость, нарушение ночного сна, в отдельных случаях — снижение или отсутствие интереса к тому, что раньше приносило радость. Сегодня и в стране, и в республике отмечается тенденция к росту генерализованных тревожных, тревожно-фобических, а также обсессивно-компульсивных расстройств и расстройств приспособительных реакций — то есть адаптации к новым ситуациям.
— Какие события становится «спусковым крючком» для неврозов?
— Чрезмерная нагрузка или неприятности на работе, конфликты в семье, потеря близких, что особенно актуально на фоне спецоперации, «накопление» усталости, недостаток отдыха и порой даже смена места жительства могут способствовать развитию данных расстройств. Устранением стрессового фактора можно помочь в отдельных случаях. Целиком и полностью невозможно избежать стрессов — наших постоянных спутников. Но для профилактики подобных состояний нужно соблюдать общие рекомендации по ведению здорового образа жизни. Сюда относятся сбалансированное питание,умеренные физнагрузки, регулярный сон не менее восьми часов в сутки, досуг с родными, занятие любимым делом, контроль своих эмоций и поступков. При усугублении же пограничных состояний и развитии патологических важно не упустить переломный момент — необходимо провести своевременную коррекцию и, возможно, применить медикаментозную терапию.
— То есть не стоит заниматься самолечением, а лучше обратиться к специалисту? Но к кому именно? В народе бытует мнение: пойти к врачу-психиатру — значит, подписать себе приговор…
— С 1 июля 2023 года в силу вступил новый порядок, направленный на дестигматизацию населения при оказании психиатрической помощи. Сегодня в России при всех муниципальных поликлиниках разворачиваются кабинеты медико-психологического консультирования, где работают клинические психологи. Они имеются и при шести городских поликлиниках Улан-Удэ и десяти районных больницах Бурятии, но не относятся к Республиканскому психоневрологическому диспансеру. Специалисты, которые принимают в этих структурных подразделениях, проводят психокоррекционные мероприятия прямо на месте и могут определять на первом этапе диагностики, должен ли вмешаться психотерапевт или психиатр. Из двух зол — проблем с психическим здоровьем и постановки на психиатрический учет — выбирать лучше меньшее — второе.
— Правда, что учет у психиатра чреват рядом ограничений — к примеру, по службе?
— Люди, страдающие стойкими затяжными расстройствами с частыми обострениями, находятся под диспансерным наблюдением, которое предусматривает регулярное посещение врача-психиатра. Такие пациенты не допускаются до определенных видов деятельности — управления транспортными средствами, ношения оружия. А люди, не имеющие серьезных нарушений и обратившиеся первый раз, находятся под лечебно-консультативным наблюдением с различной кратностью осмотров. Психиатр оценивает, как протекает психическое заболевание, не обретает ли хроническую форму, не нарушает ли трудоспособность, и использует сочетание различных методов лечения и диагностики. Если пациент достигает стойкой ремиссии или полного выздоровления, то не нуждается в дальнейшем наблюдении.
— Диагноз поставить вправе лишь врач? Ведь многие блуждают по бескрайним просторам всемирной паутины и чего только не находят у себя...
— Некоторые действительно ищут симптомы в Интернете, «привязывают» их к любому из существующих диагнозов и думают: «У меня серьезное психическое заболевание!». Однако некоторые не могут быть объективными к себе при наличии психической патологии, поэтому подтвердить или опровергнуть ее может только специалист. В то же время определенные симптомы игнорировать нельзя. Например, депрессия проявляется снижением настроения и аппетита, способности к бытовому самообслуживанию, развитием апатии, быстрой утомляемостью, мыслительной, а также двигательной заторможенностью и даже суицидальными мыслями. Все это может послужить «первым звоночком» для самого пациента и его родственников и не может остаться без внимания специалиста. Особенно когда дело касается несовершеннолетних и пожилых.
— Чем же депрессия опасна у возрастных людей?
— Она бывает как самостоятельным расстройством, так и предвестником и спутником других заболеваний, в том числе деменций различного происхождения (сосудистая, болезнь Альцгеймера), и характеризуется опять же нарушением сна, снижением настроения, ухудшением памяти. Чтобы сохранять светлый ум всю оставшуюся жизнь, пожилые люди должны поддерживать головной мозг на «должном уровне»: посещать пусть не психиатра, но невролога, получать ноотропную терапию курсами и давать мозгу умственную нагрузку — учить стихи, разгадывать кроссворды и ребусы. Образование новых нейронных связей отсрочивает развитие деменции. К сожалению, к специалистам обращаются в большинстве случаев при уже развившейся деменции.
— Пациенты приходят к психиатрам сами или их приводят родные?
— Пациенты обращаются как самостоятельно, так и в сопровождении родственников. Много самообращений и первичных обращений поступает в наш психотерапевтический центр на улице Модогоева, 1а. Все они фиксируются, и эти сведения хранятся в медицинской организации. Когда речь идет о совершеннолетних и дееспособных, осмотр проводится с их согласия, если же обращается несовершеннолетний — с согласия его законного представителя. Если человек не считает себя больным, хотя является таковым, представляет опасность для себя и окружающих, беспомощен в силу состояния и не способен к принятию решений, а неоказание медпомощи грозит ухудшением здоровья, то освидетельствование осуществляется в недобровольном порядке. Но это случается нечасто. Кстати, поток обращений растет и к психиатрам в частных клиниках.
— Можно ли сказать, что остались в прошлом методы карательной психиатрии?
— Если мы вспоминаем психиатрию прошлых веков, когда обездвиживали человека, помещали его за решетку, одевали в смирительную рубашку, грубо проводили электросудорожную терапию, то сегодня не делают такого однозначно. Согласно «Закону о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», врач может фиксировать пациента лишь по жизненным показаниям и обязан выбирать при этом самый щадящий способ. Большинство людей находится в стационаре с собственного согласия, несовершеннолетние — с согласия родителей, а недееспособные — опекунов.
— Почему психические заболевания, например, биполярное аффективное расстройство, иметь стало «модно»?
— Начнем с того, что БАР — довольно тяжелый диагноз с высоким риском инвалидизации. И тот, кто гордится или хвастается, что страдает им, скорее всего, не страдает на самом деле. Должно быть в меру всего — и информации из Интернета, и советов врачей, и понимания собственного психического состояния. Если довелось плохо спать одну ночь, не нужно сразу же пить лекарства. Нужно искать первопричину. И, конечно, время от времени не помешает посещать хотя бы психолога.