Во время боя военнослужащий по контракту, водитель-механик пятой Гвардейской танковой бригады, дислоцированной под Улан-Удэ, получил контузию в результате взрыва мины, осколочное ранение в печень и в бессознательном состоянии попал в плен. С той операции прошло почти полтора года, из которых каждый прожитый день был мучительным и для бойца и для матери военнопленного - Инги Баторовны.
Инга Баторовна – простая женщина, кладовщик в одной их торговых сетей в Бурятии - наверное, тысячу раз представляла себе долгожданную встречу с сыном, на возращение которого никогда не теряла надежды. «Он ведь у меня везунчик», - говорит Инга Баторовна в беседе с «МК в Бурятии».
Но сначала была полная безвестность. Как тьма, которую нельзя рассеять никаким светом: в списках живых военнослужащих Эрдэни не значился.
Но и в числе погибших – тоже.
Пропавший без вести «объявился» спустя месяц.
- Когда мы узнали, что нашего Эрдэни нет среди военнослужащих его части, мы стали искать о нем информацию на украинских ресурсах, - рассказывает Инга Баторовна, подразумевая под «мы» своих многочисленных родственников. - И однажды увидели в одной из программ укроновостей сюжет, где показали моего сына. Его о чем-то спрашивали. Он коротко отвечал, буквально пару слов. Это было доказательство того, что мой Эрдэни находится в плену, что он жив и нуждается в помощи.
Позже выяснилось, что бурятского танкиста Эрдэни Ухинова держали в СИЗО под Киевом и вряд ли заботились о состоянии его здоровья: осколок от мины извлечен не был и он так и остался в печени, причиняя боль.
Инга Баторовна подключила к освобождению сына всех, до кого смогла дотянуться – замполита воинской части, в которой служил Эрдэни, уполномоченного по правам человека в Бурятии Юлию Жамбалову, депутата Государственной Думы Николая Будуева. Каждый приложил массу усилий, чтобы сделать реальным возращение Эрдэни домой.
Николай Будуев помог устроить встречу Инги Ухиновой со своим коллегой, представителем парламентской координационной группы по вопросам СВО Шамсаилом Саралиевым, за здоровье которого в России молятся матери и жены сотен освобожденных из плена военнослужащих. Уполномоченный по правам человека Юлия Жамбалова обратилась за помощью в Минoбороны и Уполномоченному по правам человека России, благодаря чему Эрдэни Ухинову был установлен официальный статус военнопленного.
- Особая благодарность, конечно же, Шамсаилу Юнусовичу Саралиеву, - говорит Инга Баторовна. – Сначала написала ему, потом мы встретилась в Москве. Он внушил мне уверенность в том, что всё будет хорошо. Шамсаил Юнусович прямо сказал: сына моего вытащим из плена! И сдержал слово. Колоссальный мужик! Летом 2023 года мне сообщили, что Эрдэни включен в список для обмена военнопленными. С тех пор я только и думала о том, чтобы с моим сыном там, в плену, что-нибудь не сотворили! Ведь в ВСУ особое отношение к бойцам-бурятам…
Почему Эрдэни Ухинова долго не удавалось включить в список для военнопленных – пояснять, наверное, и не надо. Укронацисты высоко оценивают боевые качества бурятских военнослужащих, о которых упомянул сам папа Римский. И за голову каждого из них награда выше, чем за других бойцов. Тем, очевидно, сложнее было добиться результата. Но об этом Шамсаил Юнусович, наверное, когда-нибудь расскажет сам...
Жить полтора года в постоянной тревоге – мука, которой никому не пожелаешь, говорит мама бойца и добавляет:
- Всем родственникам, у кого остались родные ещё там, в плену, я хочу пожелать не отчаиваться, верить, ждать и дождаться своих…
Как она представляет себе встречу с сыном, Инга Баторовна ответила коротко:
- Я увижу своего живого, здорового, красивого сына, обниму его и сделаю ему буузы. Мы уже поговорили с ним по телефону. Он сказал: «Мама, я живой, меня вернули». И еще он сказал о том, как хорошо слышать голос родных ему людей.
Эрдэни Ухинов переехал с семьей в Улан-Удэ из Верхнего Бургалтая Джидинского района Бурятии, здесь окончил 54 школу и поступил в медицинский колледж учиться на медбрата.
- Потом решил идти в амию. Друзья пошли и он захотел, - рассказывает мама. - Решил проверить, учиться ли ему дальше в медицинском колледже или остаться служить. После службы выбрал армию. «Мама я пойду по контракту, хочу служить», - сказал он. Мы его переубеждали, но где там!
По словам Инги Баторовны, Эрдэни настоящий везунчик. Чего захочет – обязательно добьётся, удача ему благоволит. Не видит перед собой никаких препятствий. В детстве увлекался танковым биатлоном а, повзрослев, стал танкистом пятой Гвардейской танковой бригады.
Поинтересовались у Инги Баторовны, готова ли она услышать о том, что пришлось пережить ее 23-летнему Эрдэни за 1,5 года плена на Украине?
- Я сама не буду об этом спрашивать его, мне страшно это слышать, - подумав, сказала она.