В Бурятию пришла весть о смерти Римаса Туминаса

В Бурятию пришла весть о смерти Римаса Туминаса
Автор фото Римаса Туминаса Валерий Мясников (предоставлено Театром им. Е.Вахтангова)

Без Мастера

Умер Римас Туминас! Как страшно и непоправимо. Весть о его смерти застала меня в Бурятии.

Говорят, что человек всегда предчувствует беду. В ночь на 7 марта я не могла уснуть, металась. Переживала за маму, как полечу, как оставлю её одну на целых три месяца. Ругала себя, зачем купила билеты на самолёт. Если бы на поезд, можно было бы поменять на более позднее число, в конце концов уговорить и снова увезти её в Москву. Мама меня утром отругала, сказала, чтобы не выдумывала. Что ещё куча времени. Я только успокоилась. И вдруг! Как обухом по голове...  

Конечно, как и все, я знала, что когда-нибудь Римас Владимирович уйдёт совсем, как однажды он ушёл из Вахтанговского театра. Но я не думала, что это будет так неожиданно и так больно...

Римас Туминас - человек Мира 

27 марта 2015 года, в Международный день театра, в Вахтанговском впервые проходила церемония вручения премий "Человек театра", на сцену по очереди поднимались разные люди — актёры, администраторы и даже сотрудник охраны. Среди лауреатов народные артисты СССР Юлия Борисова и Василий Лановой, а также спектакли "Ревнивая к себе самой" (режиссер Александр Коручеков) и "Ветер шумит в тополях" (режиссёр Римас Туминас). Всего 9 премий. 

И вдруг ведущий церемонии Дмитрий Трубочкин объявил, что есть ещё один человек — десятый лауреат. И хотя у каждого, сидящего в зале, не было сомнений, кто этот человек, сам Римас Туминас был искренне удивлён, смущен и тронут всеобщим признанием, особенно, когда стоящие на сцене актёры запели на литовском языке арию "Небо подарило тебе высоту" из мюзикла "Легенда Барборы Радвилайте и Жигиманта Августа".

Сюрприз, который придумала для Мастера режиссёр-постановщик церемонии хореограф Анжелика Холина, получился, не только Римас Туминас на сцене с трудом сдерживал слезы, но и многие в зрительном зале. И поэтому родившееся тогда чувство бесконечного восторга, безграничной любви и радостного восхищения – он это сделал, выдержал и победил, не смогло разрушить последовавшее через несколько дней сообщение, что данное событие совсем неоднозначно взбудоражило зрителей в России и Литве.

Да, как это ни печально, но жизнь Римаса Туминаса, бывшего художественным руководителем Вахтанговского театра с 2007 по 2022 год — была дорогой, вымощенной не только лепестками, брошенных к его ногам роз, но и их шипами. Римас Туминас оказался отличной мишенью для националистов всех мастей, как в Литве, так и в России. Первые не могли ему простить, что он возглавил русский театр и живёт в Москве, вторые, что в русском театре говорят и даже поют на литовском языке. 

Наверное, можно потратить жизнь, доказывая кому-то свою правоту, оправдываясь и извиняясь. У Римаса Туминаса был свой путь, оставаясь литовцем, искренне любящим свою родину, он заставлял весь мир стоя аплодировать России. Потому что рассказанные им, всем хорошо известные и прочитанные ранее, истории вдруг начинали звучать по-новому. Они теряли свою местечковую ограниченность и приобретали всемирный общечеловеческий масштаб...

Наталья Стефани. Фото: автора

История одной фотографии

Когда пришла печальная весть, страницы людей, знавших Римаса Туминаса лично, или по его работам в театре и ленты новостных каналов запестрели фотографиями. В основном выбирали на черном фоне, созвучно моменту. Я предпочла иную, ту, что сделал Валерий Мясников 13 января 2015 года, в тот день вахтанговцы традиционно все вместе отмечали наступление Нового года. Увидев её через несколько дней тогда впервые, я написала: "Чтобы так смотреть, нужно очень любить этих людей, на которых ты смотришь". И когда через несколько месяцев во время интервью для журнала "В мир прекрасный" речь зашла и о Римасе Туминасе, я про эту фотографию вспомнила.

По моей просьбе, Вахтанговский театр фотографию мне переслал и я отдала её в редакцию. Но когда, за сутки до выхода журнала из печати, мне показали уже сверстанное интервью со всеми фотографиями, фотографии Римаса Туминаса я не увидела. Верстальщик, которому я позвонила, объяснил это просто: "Не влезла".

Человек я очень эмоциональный, и это мягко сказано. Конечно, я напугала всех даже не своим заявлением: "Делайте, что хотите. Убирайте все мои фотографии, но фотография Туминаса в журнале должна быть. Без неё я запрещаю публиковать моё интервью" (а это не много не мало, а несколько страниц уже практически подписанного в печать номера, которые чем-то срочно нужно заполнить), а в большей степени тем, как я это сказала. Поэтому через несколько часов мне позвонила взволнованная Ольга Жигмитова, она кажется была учредителем журнала, и пообещала, что всё будет хорошо.

На другой день журнал всё-таки вышел и уже вечером мы дарили ещё пахнущие типографской краской экземпляры гостям очередной встречи "В кругу любимых книг".

Был Сочельник католического Рождества, в зале пахло хвоей и мандаринами, звучала музыка, а с журнальной страницы на меня смотрел Римас Туминас. И всё-таки я не была полностью удовлетворена. Фотография Мастера в журнале была не соразмерно мала по отношению к его гению. Но я уже ничего не могла изменить. Тысяча экземпляров была отпечатана и упакована.

Я так думала, что уже ничего нельзя изменить. Поэтому утром я пошла на Главпочтамт, чтобы отправить два экземпляра журнала в Вахтанговский театр. Но, выходя из Национальной библиотеки Республики Бурятия, остановилась - прямо передо мной было крыльцо типографии "НоваПринт". А я с ними уже сделала не один проект. Поэтому знала, что в типографии обязательно должен остаться макет журнала, который хотя бы для одного дополнительного экземпляра можно изменить.

Наступило Рождество и чудеса уже происходили. Во-первых, люди в типографии меня услышали, во-вторых, сразу за моим интервью целую страницу в журнале занимало стихотворение Саши Чёрного "Больному" (во время разговора с корреспондентом я упомянула, что это мой любимый поэт), поэтому передвинуть текст на одну страницу вперёд особого труда не составило (текст стихотворения убрали) и фотография Римаса Туминаса, как и было оговорено первоначально, во время интервью, заняла всю страницу.

Фото: автора с использованием фото Валерия Мясникова (предоставлено Театром им. Е.Вахтангова).

Но возникла дыра в тексте, ведь меньшую по размеру копию фотографии мы тоже убрали. Верстальщики меня торопили, срочно была нужна фотография, не только подходящая по формату, но и в хорошем разрешении. Под рукой (в моей эл. почте) оказалась лишь одна фотография, возможно, не самая удачная для разговора о вере и искусстве, но выбора не было, экземпляр журнала нужно было срочно отправлять в печать, ведь я хотела получить его до Нового года.

Единственное, что я ещё попросила, это отпечатать всё-таки два экземпляра. Для меня и для Римаса Владимировича.

Я не знаю, сохранился ли экземпляр Туминаса в Вахтанговском театре, но свой я храню, как самую дорогую реликвию. А фотографию спустя ещё один год я распечатала и сегодня она стоит на книжном шкафу в моей московской квартире, рядом с той, которую я "в лихорадке" удачно или нет нашла "на замену". Теперь я их отдельно друг от друга не воспринимаю и называю не иначе, как "Мастер и Маргарита". 

Умер Римас Туминас... В этом году Международный день театра не только вахтанговцы, но и актеры в Литве, Израиле, Италии встретят без своего дорогого Мастера. Но он навсегда останется в наших сердцах. 

Светлая память великому человеку. Человеку мира. Человеку искусства. Человеку любви.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру