Северобайкальский разлом: ученые обнаружили новые грязевые вулканы на дне Байкала

Учёные Института земной коры и Лимнологического института СО РАН обнаружили при изучении подводных видеосъёмок, проведенных в ходе совместных экспедиционных исследованиях акватории Байкала, новые грязевые вулканы.

Как считает руководитель экспедиции, представитель Института земной коры СО РАН, доктор геолого-минералогических наук Оксана Лунина, эти вулканы могли появиться по причине активности Северобайкальского разлома, лежащего вдоль северо-западного побережья Байкала.

«Полученные данные создадут основу для интерпретации новой информации о строении рельефа и происходящих процессах на дне озера, который всё еще недостаточно изучен», - отмечается в сообщении ИЗК СО РАН со ссылкой на газету «Наука в Сибири».

Отмечается, что грязевые вулканы находятся на глубине в 130 метров, и это удивительно, поскольку, как отметила ученая, «у берега не должно быть сильно большой мощности осадочных отложений».

«Уже хорошо изученные грязевые вулканы формируются намного глубже, там, где есть высокие давления и температуры», — подчеркнула доктор геолого-минералогических наук Оксана Лунина и пояснила, что ее в экспедицию пригласили сотрудники Лимнологического института СО РАН, которые в минувшем году обнаружили на дне Байкала трещину.

«Я предложила посмотреть еще несколько мест под водой, напротив Северобайкальского разлома, - отметила она. – Там мы и увидели грязевые вулканы, хотя ожидали увидеть только трещины».

Еще один участок со значительным проявлением грязевого вулканизма ученые нашли в Горячинской бухте. Там грязевой вулкан представляет собой возвышение конусообразной формы с кратером, из которого извергаются грязевые массы и газы.

Оксана Лунина подчеркнула, что грязевые вулканы изучать необходимо, поскольку они помогают получать материал из больших глубин, до которых просто так не дотянуться, а корни отдельных грязевых вулканов могут достигать более трех километров. Ученая добавила, что эти вулканы также считаются спутниками проявления газа и нефти.

«Это свидетельство того, что Северобайкальский разлом — активный, что он живет. В Северобайкальской впадине, которая ограничивается этим разломом, в прошлом были сильные землетрясения, судя по сейсмогенным разрывам вдоль побережья Байкала», — сказала в интервью «Науке в Сибири» Оксана Лунина.