Мэр Улан-Удэ рассказал о будущем столицы Бурятии

О мастер-плане, ТЭЦ-2, трамваях до «сотых» и многом другом

На минувшей неделе мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков дал телекомпании «Тивиком» большое интервью. Беседа вышла под интригующим заголовком: «Чтобы тебя услышали, не обязательно кричать». И с не менее интригующим комментарием: «Интервью с самым серьезным мэром в истории Улан-Удэ». В интервью Игорь Шутенков рассказал об идеологии мастер-плана, его влиянии на настоящее и будущее Улан-Удэ, нюансах, о которых мы прежде и не подозревали. «МК в Бурятии» публикует самые интересные фрагменты интервью.

О мастер-плане, ТЭЦ-2, трамваях до «сотых» и многом другом
Фото: пресс-служба мэрии Улан-Удэ.

О чистом воздухе

— Мы поставили перед собой задачу сделать воздух чище. Наиболее оптимальным решением, с учетом мнений ученых, посчитали перевод частного сектора на электроотопление и модернизацию существующих кочегарок. Часть работы уже начали делать. Подчеркну, что это не какие-то «прожекты», а продуманная стратегия, одно из направлений мастер-плана Улан-Удэ, одобренного Владимиром Путиным. И эту стратегию мы начали воплощать в жизнь. Вы знаете, что третья теплотрасса уже модернизирована и продлена до Стеклозавода? Благодаря этому мы закрыли четыре старые котельные, из которых две топились мазутом, две — углем.

В рамках проекта «Чистый воздух» на первом этапе мы планируем порядка 27 тысяч домовладений перевести на электроотопление. Для этого, конечно, надо модернизировать все сети. Кабель нужного сечения, трансформаторные подстанции — все должно соответствовать требованиям повышенного энергопотребления. В результате этого начального этапа мы достигаем, во-первых, качественных изменений в экологии города — воздух станет чище. Во-вторых, повысится надежность электроснабжения горожан.

Фото: скрин с видео телекомпании "Тивиком"

О ТЭЦ-2

— В мастер-плане стоит задача — решить накопленные проблемы развития нашего города. Так вот, ТЭЦ-2 для нас была накопленной проблемой. К сожалению, ТЭЦ-2 функционирует как большая котельная, которая работает только зимой, а на лето консервируется. Сейчас принято решение — на ТЭЦ-2 будет монтироваться новое оборудование, в том числе — турбина. Станция станет полноценной теплоэнергоцентралью, которая будет генерировать порядка 65 гигаватт электричества.

Что это даст? Это, во-первых, обеспечит надежное теплоснабжение горожан, во-вторых, окажет сдерживающее влияние на рост тарифов, что тоже важно для улан-удэнцев. Поясню. Объемы теплоснабжения города надо увеличивать, и это неоспоримо. В том числе — закрывая неэффективные котельные. Ведь если мы вкладываем в них деньги, то «отбиваться» они могут из двух источников — либо платит бюджет, либо платят жители через повышение тарифов. Запустив ТЭЦ-2 с генерацией энергии, за счет ее продажи мы уменьшим затраты. То есть тарифу не дадим возможность расти.

Кроме того, все мы так или иначе ощущаем последствия любых аварий в энергосистеме. На Гусиноозерской ГРЭС случилась авария — мы почувствовали это в городе. Если у нас здесь, в Улан-Удэ, будет производиться своя электроэнергия на ТЭЦ-2, то мы будем энергообеспечены и энергозащищены.

О развитии трамвая в Улан-Удэ

— Надо сказать спасибо предыдущим поколениям, которые создали трамвайное кольцо в Улан-Удэ и смогли его сохранить. Наша задача — развивать его дальше, чем мы и занимаемся. В мастер-плане Улан-Удэ предусмотрено развитие трамвая, и работа в этом направлении ведется. Например, недавнее приобретение двух трамваев «Богатырь» — это как раз-таки уже реализация мастер-плана.

Также в мастер-план заложено строительство новых трамвайных веток и депо. Они будут проложены в юго-восточном и юго-западном направлениях. Мы уже резервируем земельные участки для строительства. Решается, сколько подвижного состава приобрести, чтобы обеспечить движение по новым городским маршрутам. Это в том числе сотые кварталы — 102, 103, 105, 113 и т.д. Закрепили землю за ТРЦ «Мед» для возможного строительства там нового трамвайного депо. Ну а юго-восточное направление — через «Почтовку» в сторону спиртзавода. Согласно мастер-плану, это должно быть сделано до 2030-2035 года. Также есть планы по новой ветке в сторону Улан-Удэнского авиазавода. Направление уже утверждено постановлением правительства Российской Федерации.

Считаю, что вокруг транспортной обеспеченности развивать жилищное строительство — это правильное дело. Люди должны из дома выйти и на комфортном безопасном транспорте доехать в ту точку, куда им надо. Поэтому наша задача вокруг трамвайного кольца создавать экономику, рабочие места и возможность для комфортного проживания, — подчеркнул мэр.

Инфраструктура города

— Мы за это время модернизировали практически все основные теплоцентрали. Они находятся под землей. Раскопали, отремонтировали, закопали. Их не видно. Но теперь лет 30 в Улан-Удэ мы можем спокойно к ним не подходить, и не бояться аварий на тепловых магистралях. Помните, какие аварии у нас случались каждый год. Мы сейчас практически каждый год проходим без аварий на основных теплоцентралях. Сточные воды ведь тоже надо убирать, это тоже часть нашей жизни — бетонные коллекторы были проложены в 70-80-е годы. И они уже износились. Мы сейчас меняем коллекторы. 

Центр города, где расположена новая Национальная библиотека и где скоро появятся Национальный музей, театр «Байкал», студенческий кампус и жилмассив с социальными объектами, — все это требует обеспечения инженерной инфраструктурой. Туда необходимо подать новые мощности электроэнергии, теплоснабжение и водоотведение, чего в историческом центре катастрофически не хватало. Мы уже заключили контракты, определен подрядчик, который в ближайшее время начнет прокладывать новую инженерную сеть в центр Улан-Удэ. И горожане эти изменения увидят.

Центр Улан-Удэ

— В рамках мастер-плана предусматривается строительство в центре Улан-Удэ 190 тысяч квадратных метров жилья и более 10 тысяч квадратных метров для использования в коммерческих целях. Это значит, что все первые этажи будут отданы под бизнес. Появятся парикмахерские, магазины, аптеки, салоны, разнообразные небольшие и полезные пространства.

Кампус, театр «Байкал», Национальный музей — это не просто здания, это — центры притяжения для горожан и гостей города. Например, будущий Национальный музей — это здание в пять этажей. Что такое обычный музей? Это выставочный зал и хранилище. В нашем же Национальном музее будут предусмотрены и выставочные площади, и хранилища, и конференц-зал, и свободные креативные пространства, и библиотека, и зал для проведения мастер-классов, и кафе. Вокруг — озелененная прогулочная зона, которая будет вписываться в пространство набережной.

Здание театра «Байкал» будет шестиэтажным. Внутри расположатся несколько репетиционных залов для оркестра и хора, вокальные кабинеты, кабинеты для работы и дополнительного образования детей. Как и здание Национального музея, театр будет окружен прогулочной зоной.

В центре города предусмотрена и пешеходная зона, а набережная будет продвигаться вдоль Уды и Селенги.

О промышленности и туризме

— Турист — это одна из составляющих экономической части города и от этого мы никуда не денемся. Но турист прежде всего едет на Байкал — и российский, и зарубежный. Мы должны воспользоваться этой возможностью и на какое-то время этого туриста «приземлить» и задержать в Улан-Удэ. Чтобы турист посмотрел на нашу культуру, попробовал нашу кухню и оставил здесь свои деньги.

У нас есть туристические преимущества, которые мы должны использовать. Байкал — это преимущество. Центр восточной медицины — преимущество. Есть такое понятие как медицинский туризм: люди едут, восстанавливают здоровье. Иволгинский дацан и те дацаны, которые находятся на территории Улан-Удэ, — тоже наше преимущество. Есть такое понятие как религиозный туризм. Люди всегда будут приезжать, и этим надо пользоваться. Наш фольклор, наши семейские, наш театр «Байкал» — вся наша культура. На все это был и будет спрос.

Промышленность в Улан-Удэ ввиду экологических ограничений и нахождения столицы в ЦЭЗ Байкальской природной территории развивать будет тяжело, поэтому ставку необходимо делать на возможностях иного порядка. Те промышленные предприятия, которые уже существуют, они должны работать и развиваться. Новые, особенно крупные, вряд ли будут появляться. Зато у нас есть возможность создавать транспортную логистику: склады, сборочные, точечные производства, развивать IT-технологии, науку, чему, к слову, будет способствовать новый студенческий кампус. Вот это должно и будет приносить доход городу.

Об Улан-Удэнской агломерации

— Мастер-план затрагивает не только исторический центр Улан-Удэ, а всю Улан-Удэнскую агломерацию, в которую входит население, проживающее вокруг города в радиусе 50 километров. При этом пригород оказывает большое влияние на жизнь столицы Бурятии.

Люди из пригорода едут на работу, учебу, за медицинскими услугами и прочее — это наши люди, и они также уже считают себя улан-удэнцами. На территории проживания пригородных улан-удэнцев есть много серьезных проблем. Например, отопление частного сектора дровами, углем. Дым ветром несет в черту Улан-Удэ, и все мы им дышим. Это пример, как все взаимосвязано и поставить стенку и сказать: вот, мы делаем только для города, а все остальное нас не касается — нельзя. Улан-Удэнская агломерация должна развиваться как единое целое, а мастер-план дает такую возможность.

Сам город Улан-Удэ административно состоит из 54 поселков, нескольких десятков кварталов и микрорайонов и 102 дачных товариществ. Улан-Удэ — это не просто город, а комбинация поселков, микрорайонов и кварталов. Поэтому взять и сделать его большим многоэтажным городом — такой задачи нет. Нужно развивать город, чтобы было удобно каждому жителю, живущему в любом поселке и микрорайоне.

Есть такое «градостроительное» понятие — «15-минутный город». Любой горожанин может получить все, что ему надо с доступностью в течение 15 минут. Пешком, на машине, на автобусе, на трамвае. Возможность увезти детей в детский сад, в школу, в секцию, в театр, в парк, в больницу. Мастер-план Улан-Удэ предусматривает создание такого города — с доступной инфраструктурой в любой его точке.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру