Известный в Бурятии предприниматель призвал земляков не продавать свою землю

Алексей Гыргенов: «Земля наших предков должная остаться нашим детям»

Известный в Бурятии предприниматель и общественник Алексей Гыргенов два года назад начал развивать туристический бизнес в родном Тункинском районе. О том, как продвигается новое для него дело, что в этом бизнесе важно, а главное — для чего это все нужно, он рассказал в интервью «МК в Бурятии».

Алексей Гыргенов: «Земля наших предков должная остаться нашим детям»
Фото из архива Алексея Гыргенова.

Возвращение на родину

Алексей Гыргенов известен в Бурятии с нулевых — как один из ярких лидеров гремевшей когда-то в республике организации «Ассоциации молодежных объединений». Затем он ушел в сферу наружной рекламы и одновременно с этим занялся развитием этноспорта: Алексей — один из тех, кто стоял у истоков возрождения национальных игр по разбиванию хребтовой кости hээр шаалган, шагай наадан и других.

Успел поработать начальником отдела маркетинга одного из крупнейших торговых центров, помогал супруге ставить на ноги сеть частных детских садов. Все это вкупе позволило ему наработать огромный опыт, с которым он пришел в новую для себя сферу — туризм. Тем более что родился в благословенной Тункинской долине — с ее горячими источниками и чудесными ландшафтами.

— Почему я решил уйти в туризм? В голове у меня давно была мысль вернуться домой в Тунку. Но я всегда думал о том, как именно вернуться, в какой ипостаси, что я там буду делать, ведь я в последний раз в Тунке жил, наверное, в школьные годы. Ведь мне там делать-то было нечего: хозяйство родительское было распродано, и я ездил в Тунку разве что на обряды — помолиться. И мне нужен был проект. Тот проект, благодаря которому я вернусь на родину. Строительство туристического комплекса показалось мне лучшим проектом, который все это осуществил бы, — рассказывает Алексей. — До этого у меня имелся небольшой опыт — организовывал групповые поездки по Бурятии, в Тунку, в Монголию — на озеро Хубсугул. И, когда я возил эти группы, мне катастрофически не хватало мест размещения. Было неудобно, когда гостиницы или были заняты, или не работали в то время, когда мне было нужно. И это доставляло огромное неудобство.

На родине у Алексея много друзей и одноклассников. Многие из них уже занимались туристическим бизнесом: «У кого-то гостиницы, у кого-то туркомплексы, кто-то водил экскурсии. И я со многими советовался, общался, ездил, узнавал. И при общении с людьми у меня вырисовывалась картина». А тут как раз родному младшему брату Алексея одобрили дальневосточную ипотеку, но получилось так, что в городе на эту ипотеку брать было нечего.

Алексей Гыргенов. Фото из архива Алексея Гыргенова.

— Абсолютно нечего — квартиры были дорогие, или долго надо было ждать. И мы увидели, что в Аршане продается дом. Решили попробовать. И когда мы его взяли, поняли, что очень много проблем. Не знали, куда мы залезли. Во-первых, в доме не было нужных электрических мощностей, соответствующих документов, земля была не того назначения, которое нужно для турбизнеса. И было много жалоб на неудобства: туалет в коридоре, номера не оснащены полностью. Многим не нравится, когда через стенку кто-то живет. Люди просили уединения и тишину. И было понятно, что работать так, как раньше — по старинке, уже неправильно.

Нужно было что-то новое, и тут Алексей начал изучать тему глэмпинга.

— Что такое глэмпинг? Глэм — от слова «гламур», что означает красивый, современный, кэмпинг — палаточный городок. По сути, получается современный палаточный городок со всеми удобствами, строения могут быть разными. И мы начали искать землю. В Толтое я увидел несколько интересных проектов: мараловая ферма, дома А-фреймы, геокуполы прямо в поле, которые буквально вдохновили меня. Все проекты открыли наши земляки с Тунки. Я поговорил с ними, с каждым отдельно, и понял, что у всех есть своя сильная сторона. И нужно примерно так же реализовать подобный проект. На тот момент о глэмпингах только-только начинали говорить. Это был 2022 год, они только стали появляться, и тогда мало кто понимал, что это такое. Очень много домов в Аршане, которые я вижу, красивые современные дома А-фреймы, барнхаусы, и их строят в маленькой ограде на участке 6 или 8 соток. А это нарушает саму концепцию глэмпинга. И мы поняли, что глэмпинг нужно строить по правилам, то есть, первое, что нужно делать — предоставить вид на что либо, а у нас в Тунке это, конечно, горы. Беспроигрышный вариант.

«4 млн закопали в поле и думали: пойдет или нет»

Алексей с братом долго искали землю, которая могла бы полностью соответствовать этой концепции. Сам курортный поселок Аршан для этого совершенно не годился — он переполнен, там узкие улочки, маленькие участки, сложная перегруженная архитектура, рассказывает предприниматель. Тем более что глэмпинг, в первую очередь, — это про единение с природой, а расстояние до источников не играет роли.

— Сегодня для глэмпинга расстояние — это неважно. Будь ты вдали на 50, 100, 200 км, но если будешь точкой притяжения, разместишь там свой глэмпинг, к тебе все приедут. Самое главное — чтобы он был классный, атмосферный. И мы эту волну решили поймать.

Ловить волну пришлось зимой — в самый не туристический сезон.

— Начали мы строительство в октябре. А впереди зима, и все: и строители, и партнеры крутили пальцем у виска, мол, зимой никто не строит. Но мы успели в октябре забить сваи и строили до января. Тогда мы построили два А-фрейма. И в январе решили запуститься. Проблем и сомнений было много: что же мы сделали в итоге? Каждый дом нам обошелся почти в 2 млн рублей. Получилось, что 4 млн закопали в поле, а потом стали думать: пойдет дело или не пойдет. Но, когда мы опубликовали в пабликах Иркутской области фотографии наших домов, написали небольшой рекламный текст, пошли заказы. Представляете, в январе, в -35, -40 градусов. Но у нас теплые дома, камины, теплые полы. И люди к нам поехали. Январские праздники, февральские, март. Два А-фрейма начали просто бешеной популярностью пользоваться. Мы не ожидали, что будет такой ажиотаж. Люди приезжали и благодарили. Приезжали парочками. Сидели у камина, потягивая вино, устраивая романтические вечера. И все это было очень красиво, и мы вдохновились. Мы поняли, что попали в самое сердце туриста. Было очень много откликов, заявки шли один за другим. И, конечно, вдохновившись, мы решили построить остальные дома. Но выбрали уже другой тип домов — небольшие барнхаусы.

По словам Алексея, большую роль сыграл в продвижении и его профессионализм как маркетолога. А еще помогали друзья. В частности, подруга семьи Инна Подобашина помогла с CRM-программой для гостиниц, полностью настроила всю систему продаж, сайт, оптимизацию, SEO, программу бронирования.

— Когда мы начинали в том гостевом доме в Аршане, мы в блокнотик записывали, и чуть с ума не сошли: это было ужасно. По 20-30 минут разговаривать по телефону, а после этого человек говорит: «Извините, нам этот дом не подходит». Это было тяжело, сложно, и я думал, точно по старинке пойду сейчас на дорогу с табличкой «Жилье» и буду стоять так. Но, слава богу, Инна профессионально все настроила и сейчас без моего участия и участия команды идут продажи, а нам остается только людей встречать и размещать.

Главное в этом бизнесе — качественный сервис, говорит Алексей.

— Сегодня людям нравится, чтобы было все качественно: белье, посуда, мебель. Такие предметы, как губки, тряпки — все должно быть абсолютно новое. Должны быть заключены договоры со всеми поставщиками: по химии, по обработке, по уборке и прочему, что создает качественный сервис. Нельзя уже работать по старинке — люди это сразу чувствуют.

Но главная фишка его туркомплекса — круглогодичность и прекрасные виды на горы.

— Почти все базы работают в формате летнего туризма. Мы решили сломать этот стереотип и предложили зимний туризм. И не прогадали. Сейчас мы уже отработали два зимних сезона, и видим, что людям нравятся тункинская зима, наши живописные горы в это время года. Я сам, когда езжу теперь постоянно, замечаю, что горы каждый раз разные: немного снег выпадет — одни горы, растает снег — другие, туман упадет — снова другие. И эта картина меняется и настолько это живописно и красиво, что ты смотришь в окно и понимаешь, что это лучше всякого телевизора Full HD качества. И всю эту красоту телефон никогда не передаст, только вживую можно это увидеть и насладиться. Это была сильная фишка — зимняя Тунка, зимний туризм, и круглогодичное размещение.

Земля предков — наше богатство

Алексей вдохновлялся примером своих земляков, открывающих новые интересные проекты, а сейчас его проект становится примером для тех ребят земляков, кто уехал в другие регионы, но сейчас планирует вернуться на родину.

— Мы родились на святой земле, земле наших предков, и нам повезло, что нам досталась эта красота, и нам нужно это использовать грамотно, создавать классные продукты, чтобы не говорили, что мы, тункинцы, безответственные хозяева, что мы не можем осуществлять реальные проекты, а можем только мигрировать, уезжать, бросать свои участки и землю. И многие молодые ребята вдохновились нашим проектом, подходили ко мне и говорили: вот мы из Якутии, хотим вернуться домой, у нас тут земля есть. То есть, ребята начали вдохновляться и поняли, что можно, оказывается, делать тут свои проекты, не надо бросать свою землю, уезжать куда-то. Считаю, что тункинцы очень богатые люди, нам достались такие земли. Нужно возвращаться на родину и реализовывать подобные проекты. Мы многих ребят вдохновили. И я думаю, в ближайшие 2 года мы увидим успехи наших земляков, которые вернулись и решили начать свое дело.

Алексей призывает земляков не продавать земли, а пробовать начинать свое дело самим. Не так давно тункинцы получили возможность оформлять участки в собственность и продавать их.

— Есть минусы того, что начали оформлять землю: в Тунку неизбежно придет большой капитал. Капитал сильный — это могут быть иркутские, московские бизнесмены. И я боюсь, что придет крупный бизнес и задавит наш местный. Я писал на эту тему несколько постов, призывал к тому, чтобы тункинцы сгоряча не продавали свои земли. Это богатство должно остаться у земляков, и достаться их детям. Я слышал, что есть уже примеры, что многие продают свои земли москвичам и иркутянам. Ни в коем случае не осуждаю, это законы рынка, как предприниматель сам это понимаю, но здесь стоит сильно задуматься.

И напоследок Алексей дал пару советом тем, кто только начинает заниматься туристическим бизнесом.

— Всем начинающим предпринимателям, кто хочет заниматься гостиничным бизнесом, я хочу пожелать работать по правилам. Нужно понимать, что это сложный и ответственный труд, и что нужно совершенствоваться. Главное — верить в свой проект и учиться новым навыкам и технологиям. Построить отель — это полдела, ты должен как руководитель обучиться всему тому, что сделает твой бизнес успешным. И у нас сейчас огромная проблема с персоналом, это острейшая проблема в сфере туризма. По зарплате нам очень тяжело конкурировать с другими регионами, где тоже развивается турбизнес. Сейчас за хорошего работника идет огромная конкурентная борьба. Поэтому только профессиональная работа с кадрами, обучение своих кадров даст возможность развиваться дальше. Нужно научиться работать с людьми, туризм — это коммуникации. Если раньше общение с людьми занимало 30% твоего времени, то в турбизнесе ты на все 200% должен выкладываться и общаться с людьми постоянно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 17 апреля 2024

Заголовок в газете: "Мы поняли, что попали в самое сердце туриста"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру