Военнослужащий из Бурятии назвал самых опасных врагов российских танкистов на СВО

Танкист из Бурятии был ранен три раза

Продолжу повествование о бойцах танкового соединения из Бурятии, сражающихся на Донбассе. О наших земляках, которые в тяжелое для страны время пошли на фронт и сейчас противостоят необандеровскому нацизму. О людях, штурмующих вражеские позиции под огнем их орудий, противотанковых ракет и fpv-дронов, каждое из которых обладает огромной убойной силой и способно уничтожить даже самый бронированный современный танк.

Танкист из Бурятии был ранен три раза

Про подвиги экипажа под командованием бойца с позывным «Интеллигент» я был наслышан еще во время апрельской командировки на Донбасс. Но встретиться там не довелось – он был в очередной раз ранен и проходил лечение. Встреча произошла уже в Бурятии – когда боец приехал домой в отпуск и нанес визит в региональный филиал центра военной подготовки «ВОИН». «Интеллигент» рассказал о боевых буднях на Донбассе, о том, при каких обстоятельствах трижды получил ранения.

Три ранения

– Мой позывной мне дал наш командир роты «Банзай», еще когда шло формирование. Он обратил внимание, что я редко матерюсь, со всеми вежлив, и предложил мне называться «Интеллигентом», с тех пор я с таким позывным, – рассказывает «Интеллигент».

Герой нашей публикации родился в Улан-Удэ, до того, как попасть на СВО, он занимался в сфере логистики. Срочную отслужил в танковых войсках, и в сентябре 2022 года был вновь призван в танкисты по частичной мобилизации. После переподготовки на базе танкового соединения из Бурятии его отправили на Донбасс. Воевать пришлось на танках той же модели, на которых проходил срочную, поэтому больших проблем с обучением не возникло. Вначале служил механиком-водителем танка, позже стал командиром экипажа. Одно время был наводчиком в экипаже «Банзая», некоторое время занимал должность командира взвода.

Первое ранение «Интеллигент» получил в июле 2023 года, когда его экипаж заступил на боевое дежурство в лесополосе. Танки замаскировали, чтобы они в любой момент могли пойти в наступление или начать обстрел с закрытых позиций. Но этой же ночью к танкистам прилетела «баба-яга» – так называют в простонародье тяжелый дрон, способный нести минометные мины.

– «Баба-яга» начала обкидывать наш первый танк. Я принял решение открыть огонь, стреляли не из зенитных пулеметов на танках, а из автоматов, чтобы не демаскировать машины. Не попали, «баба-яга» ушла, и через десять минут прилетела вторая, второй танк отрабатывать. Я принял решение выйти из лесополосы, и открыть по ней огонь, чтобы она меня заметила. Думал, успею заскочить обратно, а ночь, темно, чисто по звуку ориентировался, и она рядом со мной минометную мину скинула. Так получил первое ранение, – вспоминает «Интеллигент».

Он рассказал, что один осколок пришелся в грудь, еще два – под ребра. После лечения танкист вернулся в строй, но в декабре 2023 года снова был ранен. Это произошло во время боевого выезда под Новомихайловкой, неподалеку от разрушенной водокачки.

Тогда два танка вышли на позицию, чтобы полупрямой наводкой отработать по зданию, где находились украинские боевики. Боевую задачу выполнили полностью, проблемы случились уже на отходе. Сначала один танк, разворачиваясь, подорвался на мине.

– Экипаж не пострадал, ребята успешно эвакуировались. Тем временем противник атаковал fpv-дронами с подвешенными к ним выстрелами от РПГ. Дрон-камикадзе влетел в башню моего танка. Там стояла динамическая защита, если бы он попал в нее, ничего бы не было. Но дрон угодил между ее блоками, и броню прожгло – как раз напротив места командира танка, где я сидел. Осколки брони попали мне в спину, а наводчику и заряжающему – по ногам. Получилось, я верх закрыл своей спиной, – рассказал «Интеллигент».

Спасло, что люки у танка, хотя и были закрыты, в целях предосторожности не фиксировались запором. Это делается специально, чтобы кумулятивный взрыв не создал внутри техники избыточное давление, убивающее экипаж. Но троих из четырех человек, по выражению «Интеллигента», «затрехсотило».

– Связь полностью оборвалась. Механик не знал, что делать, но принял верное решение уходить оттуда. Когда уже думали, что отошли на безопасное расстояние, нас нагнал еще один fpv-дрон, и угодил прямо в ствол орудия на башне. Механику осколками голову посекло. В тот день весь наш экипаж «затрехсотило», но в итоге мы на танке пришли обратно, то есть машину не потеряли, – говорит танкист.

Третье ранение «Интеллигент» получил уже в этом году – 10 февраля, как раз на Сагаалган. Тогда ему поступил приказ вывезти из лесополосы раненых на эвакуационном танке. Как пояснил «Интеллигент», при такой практике тяжелораненых, кто не может сам двигаться, кладут на двигательный отсек, кто ранен легко – занимает место внутри машины. Но при эвакуации танкисты получили ранения сами.

– Мы выдвинулись и, уже подъезжая к лесополосе, по нам начали массово работать fpv-дронами. Мы также вчетвером были, с нами был начмед батальона, его сильно «затрехсотило» – обе ноги переломало. И мне осколком ногу сломало. «Ворон» и «Чупа» тоже получили легкие ранения осколками. Нас оттуда сразу эвакуировали, – вспоминает танкист.

Когда отступает страх

– Fpv-дрон сейчас один из самых опасных противников для танка. Особенно потому, что у украинских войск их много. Они по одному танку сразу штук десять выпускают, и ты не успеешь по всем отработать. Рассказывали, что в ВСУ созданы целые взводы fpv-дронщиков, и, если что, взвод поднимает сразу тридцать дронов. Защита от них – это либо система РЭБ, но у нее ограниченный сектор работы, либо бойцы с автоматами, – рассказывает «Интеллигент».

Опасны и большие дроны-бомбардировщики типа «бабы-яги», атакующие по ночам. Во многом из-за них, если приходится жить на позициях возле танков, роют большие землянки – ночевать просто на поверхности слишком рискованно.

Несмотря на полученные ранения, «Интеллигент», когда мы беседовали, внешне выглядел здоровым и полным сил. Но удивляло не это, а то, как он рассказывал про пережитое – совершенно спокойно, словно о каких-то мелких бытовых неурядицах. Хотя у кого-то даже один подобный случай мог нанести сильнейшую душевную травму. К слову, именно эта черта очень удивляла во время бесед с бойцами танкового соединения. О том, как в их танки прилетали снаряды, как приходилось прятаться от дронов под подбитыми машинами и отстреливаться, пока из пробитых баков на голову лилось топливо – они рассказывали, как о чем-то будничном, без видимых эмоций.

На вопрос, страшно ли в бою, танкист ответил, что страх остается, пока едешь к месту выполнения задания.

– Но в первый же минометный прилет или обстрел будто отключаешься от своего страха, или что-то перебарываешь внутри себя, и думаешь только о том, как выполнить боевую задачу и как прийти назад всем экипажем, чтобы, главное, он остался цел, – говорит «Интеллигент».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 5 июня 2024

Заголовок в газете: Позывной – «Интеллигент»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру