Кяхтинский районный суд в Бурятии назначил жителю Иркутской области наказание за незаконное пересечение государственной границы России с Монголией. Пограничники сопредельного государства задержали его на своей территории 1 сентября 2023 года и после соответствующих процедур передали российской стороне. Выяснилось, что мужчина, ветеран боевых действий, перешел границу недалеко от официального пункта пропуска, используя для этого компас.
Он раздвинул руками колючую проволоку, пролез через образовавшийся лаз, пересек пограничную полосу, оставив на ней свои следы и, пройдя несколько десятков метров по лесной и кустарниковой зоне, оказался на территории Монголии – это он понял, кода увидел вывески на иностранном языке. А потом монгольские пограничники задержали его.
На что рассчитывал мужчина – совершенно непонятно. Но при нем помимо военного билета, удостоверения ветерана боевых действий, трудовой книжки, водительского удостоверения и компаса были около 28 тысяч российских рублей и 3 тысячи долларов США. То есть, все-таки на что-то рассчитывал.
В Кяхту он приехал на пассажирском автобусе, как и все, пройдя процедуру проверки документов в пограничной полосе. Проверяющему он показал паспорт гражданина России и пояснил, что в древний купеческий город приехал навестить свою сестру.
На допросе нарушитель пояснил, зачем он пересек границу и отчего решил покинуть Россию.
По его словам, он убегал не от алиментных обязательств, в чем его пытались обвинить. Он скрывался от принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа, куда был определен постановлением городского суда в Ангарске. В «дурку» он должен был поступить 5 сентября 2023 года. Поэтому, по его словам, «скоропалительно решил покинуть территорию России, не видя другого выхода».
Родная сестра осужденного тоже сообщила, что у брата возникла задолженность по алиментам, и что якобы это приставы инициировали его помещение на принудительное психиатрическое обследование в Иркутске. В конце августа 2023 года брат позвонил ей после заключения психоневрологического диспансера и высказывал намерение «залечь на дно», поскольку «сильно опасается лечения в психиатрической лечебнице - видел, как медикаментозно лечат в таких заведениях, после чего люди становятся недееспособными». Во время разговора брат не сказал ей, где собирается «залечь на дно», но просил не беспокоиться.
Почему мужчина не пересек границу легально – тоже ответил: как назло, закончился срок действия заграничного паспорта, а во-вторых, был убежден, что его бы не пропустили как должника по алиментам. Одним словом, куда ни кинь, всюду клин.
Заметим, что по заключению судебно-психиатрической экспертизы, назначенной Кяхтинским районным судом, гражданин «психических расстройств не имеет, обнаруживает признаки расстройства личности, что не относится к психическим недостаткам, в принудительных мерах медицинского характера не нуждается». В пользу такого вывода свидетельствовало и в целом поведение подсудимого как в ходе расследования дела, так и во время судебных заседаний, в результате чего у суда «не возникло сомнений в его психической состоятельности».