Дороги Феликса Ходаковского: в Бурятии вспоминают одного из ведущих строителей БАМ

История магистрали неразрывно связана с именем Героя Социалистического Труда

Хочу рассказать о легендарном руководителе бурятского участка БАМа, Герое Социалистического Труда СССР Ходаковском Феликсе Викентьевиче. Знакомство коллектива нашего ЗММК с Феликсом Викентьевичем произошло в августе 1977 года, когда он прибыл к нам в качестве вновь назначенного управляющим генподрядным трестом «Нижнеангарсктрансстрой» («НАТС»). 

История магистрали неразрывно связана с именем Героя Социалистического Труда
Феликс Ходаковский. Фото: из личного архива.

Его предшественник Кривочуприн В.М., как и другие лица из числа руководства треста, а также бойцы отрядов комсомольцев, регулярно посещал наш завод, который являлся одним из базовых предприятий при строительстве БАМа, поэтому и прибытие Ходаковского Ф.В. было закономерным.

Ратмир Мухаров. Фото: из личного архива.

Феликс Викентьевич был человеком среднего роста и, будучи спортсменом-штангистом, крепким и сильным. Приехав к нам, он познакомился со всеми руководителями ЗММК, посетил цеха завода, знакомился с рабочими. В нем была видна неподдельная заинтересованность в деталях нашего дела: как из металлоконструкций собираются мостовые пролеты больших, средних и малых мостов, какова их стоимость, срок эксплуатации и т.д. Он излучал доброжелательность и много шутил.

Сам бог велел нам работать вместе! И мы работали, строили БАМ. Бок о бок 15 лет.

Феликс Викентьевич родился в 1938 году в Хмельницкой области Украины в семье рабочих-строителей. Он говорил, что по национальности поляк и рассказывал, что некоторые украинцы к полякам не очень хорошо относились. В 1951 году его семья переехала в Иркутскую область. Прижился хорошо, закончил школу, поступил в техникум, занимался спортом, работал на стройках. После окончания техникума Феликс Викентьевич вступил в ударно-комсомольский отряд и участвовал в строительстве, связанном с транспортом. Начал с рабочего на стройке железной дороги «Абакан – Тайшет» – эта дорога вела в сторону будущего БАМа. И уже в 27 лет был удостоен звания Героя Социалистического Труда!

После, работая уже на БАМе в различных ИТР-должностях, Ходаковский Ф.В. успевал одновременно получить образование – заочно закончил Новосибирский ИИЖТ. В 1974 году был переведен в г. Тынду на центральный участок БАМа и назначен управляющим трестом «Бамстроймеханизация». Там он зарекомендовал себя надежным и опытным руководителем, и его перевели управляющим на самый сложный участок БАМа – бурятский. Надо сказать, что Феликс Викентьевич полностью оправдал оказанное доверие.

Несмотря на большие успехи и большую ответственность, Ходаковский Ф.В. был человеком простым. Он легко общался с рабочими, но был при этом требовательным руководителем, высококлассным специалистом и истинным патриотом СССР.

Рассказывал, что бурята впервые увидел, когда переехал с семьей в Иркутскую область. А впоследствии говорил, что и сам считает себя бурятом. Уважал бурятские традиции и обычаи. Когда мы с ним посещали строительные объекты на севере Бурятии, он показал себя знатоком священных мест, в которых в древние времена буряты и эвенки совершали молитвы. Например, на горе Даван и на реке Витим он такие места не пропускал, мы останавливались, и он капал водку или молоко. Говорил, что надо почитать священные места. Еще он любил здороваться и прощаться с людьми по-бурятски: «Сайн байна!» и «Баяртай!».

Мы с Феликсом Викентьевичем регулярно посещали различные строительные объекты, были в тесном контакте с рабочими, вместе с ними спали в палатках, ели с полевых кухонь. Когда мы с Ходаковским Ф.В. приезжали, рабочие шутили: «Бригадиры наши приехали!». Говорили они так, потому что знали, что мы бывшие рабочие-строители и бригадиры. Рабочие разговаривали с нами открыто и честно, предлагали нам способы решения тех или иных проблем, возникающих на стройке. Нам с Феликсом Викентьевичем очень нравились эти встречи…

В то время на нашем участке на севере Бурятии проживали 4-5 тысяч эвенков – коренной народ Севера. Там не было ни транспортной инфраструктуры, ни центрального электроснабжения, ни социальных объектов, что еще больше осложняло и без того огромную и трудную по масштабам работу. Однако мы справились, и даже более того!

Приведу лишь некоторые факты: было запланировано 6 туннелей общей длиной 27 км, построено по итогу 8 туннелей общей длиной 31 км; было запланировано 250 мостов, построено – 268 мостов; запланировано переработать 100 млн кубометров грунта, переработано – 112 млн кубометров; запланировано построить 11 поселков, построено – 14, в том числе на территории Читинской области. Кроме того, построены около 600 км главных железнодорожных путей, примерно 125 км станционных железнодорожных путей, 220 ЛЭПов, 4 аэропорта, 4 речных и морских порта, автодороги, а также город Северобайкальск и его социальные объекты, в том числе школы, больницы, детские сады, спортивные площадки, жилье и т.д.

Строителями совершались настоящие трудовые подвиги. Вот некоторые из них:

– бригадой проходчиков байкальского туннеля под руководством Толстоухова В.Р. установлен мировой рекорд проходки в ходе строительства главного ствола туннеля – за один месяц пройдено 175,5 м;

– бригадой строителей-путеукладчиков под руководством Бондаря А.В. за сутки уложено 5,4 км железнодорожных путей.

И во все это внес свой весомый вклад Феликс Викентьевич Ходаковский. Эти рекордные трудовые успехи совершались под его руководством. Благодаря трудовым заслугам в качестве руководителя в различные периоды он избирался депутатом Верховного совета Бурятской АССР, членом обкома КПСС Бурятии. После завершения строительства БАМа Ходаковский Ф.В. был удостоен звания Героя Труда, других почетных званий и наград: орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, Знак Почета, «Почетный строитель СССР», «Заслуженный строитель СССР» и т.д. Также позднее Феликс Викентьевич был избран секретарем Бурятского обкома КПСС, курировал строительство. Через некоторое время его перевели в Москву в Госстрой СССР.

Феликс Викентьевич скончался 2 октяб-ря 2022 года. Узнав эту горькую новость, я сообщил ее в правительство и Народный Хурал Бурятии, там выразили соболезнования в связи с этой утратой. Также по моей просьбе депутат Госдумы РФ Мархаев В.М. посетил его семью в Подмосковье и также выразил соболезнования.

Вспоминается еще одна история. Однажды после очередного пленума обкома КПСС Бурятии Модогоев А.У. пригласил Феликса Викентьевича и меня в свой кабинет и сказал, что здание музея имени М.Н.Хангалова находится в аварийном состоянии и спросил могли бы мы построить новое. Феликс Викентьевич, конечно, ответил, что готов, ему нужно только согласие начальника «Главбамстроя» Мохортова К.В., которое также скоро было получено. В итоге мы, бамовцы, построили это здание и подарили его Бурятии и городу Улан-Удэ.

Учитывая огромный и неоценимый вклад бамовцев в развитие инфраструктуры Бурятии и личный вклад Ходаковского Ф.В., надо увековечить его память в Бурятии и г. Улан-Удэ. Мы, ветераны-строители бурятского участка БАМа, выражаем благодарность мэру г. Северобайкальска Котову О.А. и председателю совета ветеранов Марценюк Н.В. за установку мемориальной доски почета Ходаковскому Ф.В. Молодые люди и будущие поколения должны его знать и гордиться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 26 июня 2024

Заголовок в газете: Дороги Феликса Ходаковского

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру