В минувшие выходные прошел II международный гастрономический этнофестиваль «Боргойская баранина» в Джидинском районе Бурятии. Он собрал более 500 участников из России, Монголии и Китая, а также 8 тысяч гостей — любителей блюд из баранины. В том числе — главу республики Алексея Цыденова.
На гастрофестивале за день было приготовлено и съедено 140 баранов. Прошли соревнования по национальной борьбе, по стрельбе из лука и разбиванию хребтовой кости, конные скачки. Поистине интригующим пунктом фестивальной программы стал конкурс «Лучший образ боргойского барана».
Сейчас минтуризма РБ широко анонсирует фестиваль семейного туризма и вкусной еды «Щучка fest-2024». Его изюминкой должен стать «Щучка-бургер», приготовленный, как сообщается, «из локальных продуктов Селенгинского района». Фестиваль пройдет 26-28 июля, причем третий день организаторы планируют посвятить экскурсиям для всех желающих.
Как прирожденного зануду и скептика, автора этих строк волнует вопрос: а что останется после всех этих «праздников живота» и раскрепощенного духа? Песчаный берег Байкала с «дикими» туристами? Степь да степь кругом? Беседки с мангалами для приготовления шашлыков из мяса, купленного по пути на Щучку в местных торговых сетях?
Информационный шлейф фестивалей довольно короток, а на федеральном уровне — никакой. Повседневное меню общепита в районах — далеко от изысканного (не будем вспоминать истории с массовыми отравлениями шаурмой в Петропавловке и роллами в Гусиноозерске, оставив эти эксцессы на совести конкретных исполнителей). С местами размещения туристов — напряги, хотя берега Гусиного озера и застраиваются сейчас новыми туробъектами, что вызывает недовольство местных жителей.
Попробуйте, например, организовать гастротур по Бурятии с возможностью для гостей отведать лучшие блюда бурятской, русской, байкальской, семейской, казачьей кухни, сопутствующей культурной программой и комфортными ночлегами. Столкнетесь с массой проблем. В 2015 году в рамках подготовки к празднованию 350-летия Улан-Удэ был разработан подобный пятидневный маршрут, но, похоже, до наших дней не дотянул.
Спору нет, событийный туризм надо развивать. Хотя бы для узнаваемости местных брендов. Как раз в июле минтуризма РБ провело прием заявок на предоставление субсидий «на поддержку и продвижение масштабных событийных мероприятий». Можно ожидать, что количество гастрофестивалей в Бурятии умножится. Тут не надо ломать головы в поиске продуктивных идей. Варианты лежат на поверхности, и их — масса: кижингинский сыр, заиграевские рыжики, тарбагатайский мед, бичурская свинина и орехи, оронгойские арбузы, хурамшинские огурцы (кстати, в 2012-2013 годах уже проходил фестиваль «Фофановский огурец» в Кабанском районе), кяхтинское чаепитие, баргузинские караси/сазаны, муйский тугунок, если таковой еще остался, окинские яки, баунтовский сырок (не молочный продукт, а рыба) и т.д.
Можно даже провести «Кубок Байкальского шлема» по аналогии с российским фестивалем самогонщиков-винокуров. Массовость гарантирована!
При таких подходах у Бурятии есть все шансы стать меккой для современных гаргантюа. Важно, однако, учесть, что разнообразная, особенно непривычная для органов пищеварения еда, говоря словами ослика Иа-Иа, «входит и выходит, замечательно выходит». Поэтому в ожидании бума гастрофестивалей в Бурятии хорошо бы все-таки построить побольше очистных сооружений, с которыми «кое-где у нас порой» процесс забуксовал.
Ну и поработать над тем, чтобы вкусно, комфортно, полезно было не раз в год в отдельных районах, а постоянно и повсеместно. Может, тогда декларируемая на протяжении полутора десятков лет цель — 2 млн туристов ежегодно — станет для Бурятии более реальной.
По официальным данным, в 2023 году республику посетило 800 тыс. гостей. Сколько из них приехало на отдых, а сколько по казенным надобностям — не уточняется. Минтуризма РБ сообщило лишь, что 641 тыс. приезжих останавливалась в местах коллективного размещения — отелях, гостиницах, турбазах, гостевых домах. Куда «растворились» еще 159 тыс. человек — неведомо.
Как говорил один умный предприниматель, раз туристы к нам не бегут, сломя головы, заняться им тут особенно нечем, с круглогодичным туризмом, комплементарной медициной и горнолыжными курортами все непросто, будем развивать туризм сами для себя. Чем, собственно, занимаемся. И гастрофестивали нам очень даже в тему...