С начала года в районах республики прошло немало мероприятий, собравших совокупно несколько десятков тысяч гостей. В основном их посещали местные жители, но были гости из соседних регионов и даже из-за рубежа. Экономический эффект от событийного туризма еще предстоит оценить, и наверняка где-то в высоких кабинетах проведут детальный разбор каждого из мероприятий, где будет приблизительно указано количество привлеченных к ним жителей.
Одной из ключевых целей событийного туризма является получение мультипликативного эффекта развития региона — всей экономики, включая производство, строительство, торговлю… А это дополнительные рабочие места и налоги в бюджеты. А в стране еще начали делать упор на событийный туризм в сельской местности — проводятся конкурсы на лучшие проекты в этой сфере, выдаются субсидии, гранты. В Бурятии тоже развивают такое перспективное направление. В частности, стали чаще проводиться гастрофестивали и фермерские фестивали.
Бренды событийного туризма региона
Среди самых заметных событий минувшего лета такие известные бренды Бурятии в сфере событийного туризма, как «Голос кочевников» (6+), «Ночь ехора» (6+) и «Наадан Сурхарбаан» (6+). На это повлияла и масштабная выставка-форум «Россия» на ВДНХ — павильон Республики Бурятия стал одним из самых посещаемых. На стендах республики гостям представили лучшие достижения региона, показали традиции и культуру, рассказали об инвестиционном и туристическом потенциале. Бурятия становится известным регионом, интересным для посещения и знакомства с природой и культурой республики. И в этом помогает событийный туризм, привлекающий гостей на домашние мероприятия, которые становятся основной точкой притяжения.
К крупным мероприятиям, прошедшим этим летом, можно добавить II Международный буддийский форум (0+), фестиваль водных видов спорта «Байкальский ветер» (6+) и уникальное шоу «Балет на Байкале» (6+). В целом же с начала года в республике прошло более двух десятков крупных мероприятий, которые привлекли огромное количество туристов. Среди них можно назвать «Байкальскую рыбалку» (6+), прошедшую в 18-й раз, этнокультурный праздник традиционных игр «Алтан Мундарга» (6+), празднование Нового года по лунному календарю Сагаалган, в рамках которого в республике прошло нес-колько десятков различных мероприятий, рассчитанных на массовое посещение.
Также в республике который год проводятся районные гастрофестивали, из которых самый известный — фестиваль боргойской баранины (6+). Традиционные ярмарки в районных административных центрах тоже теперь можно отнести к событийному туризму. Ярмарки переупаковали и теперь это фермерские фестивали.
Посчитать по головам
Все эти крупные мероприятия ежегодно собирают тысячи туристов, но только едва ли четверть из них приезжает на мероприятия специально из других регионов и из-за рубежа. В основном эти мероприятия стимулируют местный туризм, привлекая в первую очередь самих жителей республики. И это тоже огромный плюс — любой турист в целом, независимо от принадлежности к региону или стране, создает экономический эффект, ради которого все и затевается.
Конечно, чтобы на эти мероприятия приезжал иногородний, а тем более иностранный турист, нужны усилия многих: как федеральных, так и региональных координаторов, а также ясное понимание целей и задач муниципальными органами и необходимость единого подхода к оценке эффективности мероприятий событийного туризма. Часто цели мероприятий носят нематериальный характер, к примеру, это может быть формирование положительного имиджа, узнаваемость территории, раскрутка бренда. Оценкой его становится количество посетителей. Но мало только посчитать туристов по головам, необходимо оценить экономический выхлоп: время пребывания туриста, доход с него, средняя стоимость чека. А главное — что с этого получил конкретный местный житель.
Причастность и ответственность
В идеале — в создании локального мероприятия может и должен участвовать каждый житель той территории, на которой оно проводится. Каждый должен чувствовать свою причастность и нести ответственность за то, как и чем развлекают гостей у него на родине.
К примеру, на выбор Сочи как места проведения Олимпиады в свое время пов-лиял тот факт, что почти каждый горожанин был готов принять в качестве гостя у себя дома спортивного болельщика (80%). Тогда как жители австрийского Инсбрука очень неохотно восприняли такое предложение (25%).
То есть при проведении масштабного мероприятия в районе и сельской местности необходимо подумать о степени учас-тия каждого местного жителя. Не просто «завтра к нам придут гости и надо одеться в лучшие наряды и перестать шмыгать носом», а поставить конкретные задачи перед каждым односельчанином, узнать, чем он может помочь и как заработать на этом, чтобы мероприятие не превратилось, как это часто у нас случается, в пустые хлопоты и сплошные затраты.
Как уже было сказано выше — жители района должны активно привлекаться в сферу услуг, предлагая их гостям в ассортименте, включая возможность весело и с пользой провести время, безопасно переночевать и вкусно поесть. После завершения мероприятий они возвращаются к обычному ритму и образу жизни. Звучит непривычно, но именно массовое участие местных жителей в проведении домашних фестивалей и есть традиция гостеприимства, что может и должно стать ориентиром для карьерного и профессионального роста молодежи непос-редственно в сфере туризма. А республика сейчас как раз испытывает нехватку специалистов в индустрии гостеприимства.
Поворот на село
В России внезапно поняли, что развивать нужно сельские территории. Именно на селе крепче живут традиции — культурные, семейные и бытовые. И чаще всего многодетные семьи бывают на селе, и как раз в них закладываются традиционные семейные ценности. В села уже идут большие бюджетные средства на развитие инфраструктуры, строительство учреждений образования, культуры и здравоохранения. А также в виде грантовой поддержки сельского туризма «Агростартап», конкурсы на лучшие мероприятия событийного туризма. И в будущем любой турист, приехав в регион на пару недель, может посетить несколько мероприятий в разных районах. И увидеть, что каждый регион России — это не только одна-две знаковые достопримечательности, но и огромное количество других. В Бурятии, к примеру, это не только Байкал, буузы, Иволгинский дацан и самая большая голова Ленина, но и Гуннское городище, боргойская баранина, фофоновский огурец, бурятские лошади, посольский пирог, тарбагатайское сало, семейские и многое-многое другое.
Прогремевший на всю республику фестиваль боргойской баранины показал другим районам, как сделать из привычного для той или иной территории блюда целое гастрономическое событие, яркое и эффектное шоу и принять несколько тысяч гостей. К такому мероприятию можно подтянуть многие локальные поводы и создать туристские маршруты по всему району, растянув посещение туриста на несколько дней. А учитывая наличие таких грантов, как «Агростартап», можно сообща продумывать, как привлекать туристов круглый год, чтобы созданная инфраструктура не простаивала в зимнее время и люди не сидели без дела.
Тогда, глядишь, и жить на селе станет интереснее и комфортнее, чем в городе. Прибавим к этому нынешние возможности по благоустройству, информационную доступность и привлекательность жизни на лоне природы. И, может быть, и вправду народ потянется обратно в село и среди них будут учителя, врачи и прочие востребованные специалисты. И жизнь на селе забьет ключом.