Путь к новому просвещению: обществу позарез нужны люди с высоким человеческим капиталом

Доля неуспешных людей в обществе, по оценкам экспертов, составляет порядка 15%

В предыдущей статье «Образование — смысл жизни или путь к ее осмыслению?», приуроченный к дню начала учебного года, кратко дан анализ прошлого и настоящего системы образования в России и в нашей республике. Пофакторно изложены причины спада качества.

Доля неуспешных людей в обществе, по оценкам экспертов, составляет порядка 15%
Loon

Завершает статью новая формула жизнеустройства в XXI веке, указывающая стратегическое направление развития личности и системы образования: «Одна жизнь = непрерывное образование + саморазвитие = несколько профессий + новые компетенции = несколько карьер с множеством развилок».

Этой формулой жизнь ставит требование поддержания высокого уровня человеческого капитала. А человеческий капитал — это эффективная образованность. Когда человек на основе своего образования, знаний, квалификации и опыта создает себе и стране новые ценности и доходы в размерах, превышающих затраты общества, государства на его обучение. Если доходы выше затрат, то чистый результат положительный и человек полезен обществу, семье и себе, в том числе.

Доля неуспешных людей в обществе, по оценкам экспертов, составляет порядка 15%. Значит, эти 15% людей не являются донорами национального богатства и престижа страны. Каменный век закончился не потому, что кончились камни, нефтяной век кончится не потому, что исчерпаются ее запасы, а потому что изобретаются новые продукты и создаются новые технологии. Для этого обществу позарез нужны люди с высоким человеческим капиталом. Источник для этого один — система образования и воспитания молодого поколения.

Loon

Как изменить вектор системы образования, «движущейся вверх по лестнице, ведущей вниз»? Острота проблемы призывает к открытому обсуждению не только в профессиональных кругах, а среди всего взрослого населения. В этом контексте мы ставим своей целью изложить взгляд на тему с позиции заинтересованного заказчика от экономики на человеческий капитал.

Одним из самых передовых и объективных взглядов на будущую систему образования в глобальном значении мы нашли в докладе Римского клуба «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты». Главным вопросом в докладе являются «философские корни текущего состояния мира». Мир находится в опасности, и спасение лежит в изменении мировоззрения, в преодолении ошибок и «новом просвещении».

На фундаментальном уровне патологические черты современного мировоззрения связаны с доминированием редукционистского мышления и фрагментацией знания. «Редукционистская философия неадекватна не только для понимания живых систем, но и для преодоления трагедии разрушительного социального и экономического роста». Авторы указывают на губительность перехода «от рассмотрения реальности как целого к ее разделению на множество мелких фрагментов». Наивный реализм и материализм несостоятельны в философском плане и попросту неверны в научном. Тем более, что в соответствии с принципом неопределенности Гейзенберга и концепции комплементарности Бора «взаимодействие исследователя с его объектом — базовая составляющая акта познания».

Ключевой точкой доклада является идея «Нового просвещения», фундаментальной трансформации мышления, результатом которой должно стать целостное мировоззрение. Гуманистическое, но свободное от антропоцентризма, открытое развитию, но ценящее устойчивость и заботящееся о будущем.

Наряду с комплементарностью столпами «Нового просвещения» Римский клуб видит синергию — поиск мудрости через примирение противоположностей и баланс. Доклад выделяет несколько областей, в которых необходимо достичь баланса:

  • в отношении между человеком и природой — устойчивое развитие, экологическое сознание;
  • между кратковременной и долговременной перспективой;
  • между скоростью и стабильностью — изменения и прогресс не должны восприниматься в качестве самоценности;
  • между индивидуальным и коллективным.
  • Исторически идея баланса больше созвучна с восточной концепцией «инь — янь».

Образование для будущего

Клуб видит задачу образования в формировании у молодежи «грамотности в отношении будущего» (futures literacy). Образование, способное делать это, должно:

  • основываться на «связанности» — отношения были и будут сутью обучения; использование информационных технологий «ценно и эффективно только когда они способствуют связи между людьми». Образование должно «вызывать интерес, освобождать энергию и активно задействовать способности каждого обучающегося учиться для самого себя и помогать учиться другим»;
  • носить ценный характер, корениться в универсальных ценностях и уважении к культурным различиям. «Ценности — это квинтэссенция человеческой мудрости, накапливаемая веками»;
  • фокусироваться на устойчивости — большая часть знаний, касающаяся экологии, взаимосвязанности систем и устойчивого развития, появилась недавно и еще не стала частью общего культурного багажа; поэтому обучение новых поколений соответствующим дисциплинам и навыкам имеет принципиальное значение;
  • культивировать интегральное мышление, а не ограничиваться аналитическим мышлением. Обучение системному мышлению недостаточно, поскольку «в системном мышлении сохраняется тенденция рассматривать реальность в довольно механических категориях, неспособных ухватить ее органическую интегральность». Интегральное же мышление способно «воспринимать, организовывать, согласовывать и воссоединять отдельные фрагменты и достигать подлинного понимания основополагающей реальности». Оно отличается от системного мышления, так же как интеграция отличается от агрегации;
  • исходить из плюрализма содержания. Клуб констатирует, что многие университеты продвигают конкретные школы мысли вместо того, чтобы «давать молодым умам весь спектр противоречивых и комплементарных перспектив». Культурное разнообразие также необходимо для социальной эволюции как генетическое для биологической.

В своем докладе Кейт Раворт — член Римского клуба, Оксфордский профессор, экономист — подчеркнула, что «сегодняшние студенты, которые будут определять политику в 2050 году, — учатся идеям из книг 1950, которые основаны на теориях 1850. Чтобы лучший мир стал реальностью экономика может и должна функционировать иначе». Следовательно, фундаментальные прогрессивные идеи, законы и закономерности из исторического прошлого нужно обновлять и подкреплять современными в учебниках, учебных пособиях, а главное — во взглядах учителя.

По нашему убеждению, развертка каждого пункта «образования для будущего» — это большая и сложная тема, раскрыть которую по силам научной педагогике в интеграции с профессиональными практиками системы образования. Значительную помощь в продвижении «образования для будущего» можно получать от отечественных и зарубежных педагогов — инноваторов XX века.

Из зарубежных педагогических гениев приведем лишь один пример. Это Рудольф Штайнер — австрийский философ, педагог, эзотерик и создатель антропософии (antropos — человек; sophia — мудрость). Суть антропософии — педагогическую науку рассматривать в совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера); души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций); духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера).

Задача педагога, по Штайнеру, привести все три сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы. Эту трехчленность автор заложил на практике в основу организации Вальдорфской школы, созданной в 1919 году в г. Штутгарде в Германии. Образовательную систему он выстроил в трех уровнях/стадиях.

Первые 7 лет жизни — «раннее детство» (вклад в физическое развитие); последующие 7 лет , с 7 до 14 — «детство» (вклад в эмоциональное развитие); с 14 до 21 года — «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека).

Суть Вальдорфской школы педагогики:

— природосообразность; свобода; культ здоровья; культ творчества; единство развития ума, сердца, руки. В совокупности их исполнения решается основная задача — саморазвитие и духовные познания с помощью мышления. Кредо Рудольфа Штайнера: «принимай ребенка с благоговением, воспитай его любовью, выпускай свободным».

Его первая книга «Образование ребенка» написана в 1907 году. По нашему убеждению, педагогическое наследие Штайнера не потеряло актуальности для современной образовательной системы, навороченной множеством нарративов.

Из отечественных инноваторов, реализовавших на практике свою педагогическую методологию, выделяется А.С.Макаренко. Она строится на «трех китах»: воспитание в труде; воспитание в коллективе и через коллектив; гуманность.

По мнению Макаренко, труд — это необходимый фактор воспитания. Он должен быть по душе, творческим, радостным, сознательным, с возможным вариантом выбора. Труд — это основная форма проявления личности и заложенных в ней возможностей. Его плодами дети должны распоряжаться сами.

Свою педагогическую теорию Антон Семенович реализовывал на практике и подкреплял следующими принципами:

  • уважение к личности ребенка;
  • благожелательный взгляд на его потенциальные возможности;
  • умение воспринимать хорошее, становиться лучше;
  • любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требовательностью к ним.

Воспитание в коллективе и через коллектив — центральная идея педагогической системы А.С.Макаренко. «Только создав единый школьный коллектив, писал Макаренко, можно разбудить в детском сознании могущественную смену общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора». К воспитанникам Антон Семенович предъявлял как можно больше требований и проявлял как можно больше уважения.

Современники могут отрицать успешность применения педагогической методологии и практики А.С.Макаренко на современных детях, мотивируя тем фактором, что то были беспризорные: одичавшие, голодные, раздетые и разутые, а сегодняшние дети воспитываются совсем в иной сфере, а поэтому к ним нужно применить иные методы и средства. Ответ, по-нашему, прост. Нищенство и пресыщенность — это два полюса одной проблемы. Поэтому методы обучения и воспитания детей на основе синтеза учебы и труда к обоим полюсам располагают равнозначным потенциалом эффективности. Ведь кто сделал человека? — труд! Не так ли?

В теорию и практику отечественной системы образования внесли вклад и бурятские ученые.

Одним из авторов педагогики трудового становления учащихся является Петр Родионович Атутов (12.07.1921-11.04.2001) — академик советской и российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ и Респуб-лики Бурятия, заслуженный и народный учитель Бурятии. Он вошел в историю отечественного образования и педагогической науки в области дидактики, методологии и истории педагогики, трудовой подготовки, политехнического, технологического и профессионального образования учащихся.

В двухтомном научном труде «Педагогика трудового становления учащихся» сформированы научные идеи и направления политехнического образования, состав и взаимосвязь его элементов. Специфика технологического преобразования действительности, считал ученый, состоит в том, что оно ориентировано на синтез, создание искусственных объектов, на технологическое освоение мира (синтез вещей), в отличие от его научного (анализ вещей) или художественного познания. Отсюда следует, что в содержании общего среднего образования технологический аспект должен быть органично вписан, наряду с основами естествознания, обществоведения и др. То есть содержание общего среднего образования должно обеспечивать усвоение школьниками не только общих основ познания и художественного осмысления мира, но и его технологического преобразования в направлении повышения общей технологической культуры. Развитие у учащихся способностей, позволяющих им адаптироваться в новых технологических экосистемах и активно участвовать в преобразовании экосреды, — основная цель политехнизации образования.

Таковы только некоторые идеи и положения, раскрытые в трудах Петра Родионовича Атутова по проблемам политехнического образования.

«Подлинная красота человека проявляется в труде. Прекрасен не только результат труда, но и сам процесс свободного труда, в котором раскрываются творческие возможности человека, мощь его разума, его власть над силами природы. Труд стоит у истоков эстетического чувства, у истоков искусства, которое само является областью вдохновенного духовного труда» (эпиграф из двухтомника «Педагогика трудового становления учащихся»).

Кому в Бурятии не известна знаменитая фамилия Мункина Виктора Санжимитыповича — выдающегося учителя, педагогическая деятельность которого отмечена множеством наград разного уровня: он двукратный победитель всероссийского конкурса «Учитель физики и математики» в номинации «Наставник будущих ученых».

В.С.Мункин открыл дорогу для шестерых докторов физико-математических наук, профессоров и 30 кандидатов физико-математических наук, а также множеству учителей физики и математики.

Наставником и учителем Виктора Санжимитыповича был Петр Родионович Атутов — директор Кижингинской средней школы в 1945-1950 годах. Именно они — Атутов Петр Родионович, Булгадаев Александр Васильевич, Тармаев Григорий Алексеевич — в послевоенные годы заложили педагогическую основу для творческого расцвета детей Кижингинского района.

Встраивание трудового обучения в учебно-воспитательный процесс детей имеет под собой синергический эффект. Например, в сельских школах дети полученные знания из предметов физики, химии, ботаники, биологии, экологии и т.д. смогут реализовать на пришкольных производственных участках, создавая при этом материальные ценности и продолжая цепочку создания новых стоимостей в логистике и маркетинге. А это и есть тот путь, на котором рождаются предпринимательские навыки с детского возраста.

В городских школах аналогичные процессы следует организовывать путем создания лабораторий, мастерских, производственных участков, цехов и другой материально-технической базы, в том числе для креативных видов деятельности.

А для тех и других школ настало время создания кустовых детских технопарков-кванториумов для развития у детей исследовательских и изобретательских навыков и опыта.

Путь к «Новому просвещению» тернист. Сокращение срока реформирования и запланированные эффекты зависят от качества институтов управления образовательной системой. Но это другой раздел анализа.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 25 сентября 2024

Заголовок в газете: Путь к новому просвещению

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру