Очнуться от зомби: как нам вернуть отечественное образование

Восстановление национальной идентичности, отечественного образования не представляет непреодолимой сложности

В предыдущих двух статьях, посвященных вопросам образования, нами изложены в основном внутренние проблемы и противоречия. Однако основная угроза зашла к нам извне. Об этом предмет настоящей статьи. Есть такая меткая формула: «Если хочешь победить врага, воспитай его детей».

Восстановление национальной идентичности, отечественного образования не представляет непреодолимой сложности
Loon

Коллективный Запад выделил большие суммы денег, чтобы подорвать устои советской системы образования. Применены разные способы: замена учебников по истории; изменение списков литературных произведений; сокращение уроков русского языка; замена или упразднение некоторых предметов; а в целом осуществлено разрушение единого образовательного пространства. Подрыв нашего образования оборачивается смещением мировосприятия и мировоззрения, культуры, морали, ценностей детей и молодежи в гедонизм.

Советская школа давала всем обучающимся весь спектр образовательного минимума. На его основе каждый мог выбрать профессию и получить профессиональную квалификацию в техникуме или в институте, университете. То есть советское образование было элитарным в целом и для всех. Подтверждением служит вывод 35-го президента США Джона Кеннеди: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой. Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять».

Ныне вместо элитарного образования внедрены федеральные обязательные образовательные стандарты. В них вместо знаний утверждено понятие компетенция. Открылись платные образовательные услуги. Началась приватизация образования.

Аналогичные «новации» пришли в высшую школу. Россия 19 сентября 2003 года присоединилась к Болонскому процессу на саммите министров образования европейских стран в Берлине и поступательно вошла в европейское образовательное пространство, на западные обучающие стандарты. Что это означает? А то, что Россия потеряла свой образовательный суверенитет, а отсюда свой духовный суверенитет, и, следовательно, создала угрозу национальному суверенитету. Теперь образовательные стандарты, программы, методики обучения получаем из-за рубежа.

Напомним, что образование у нас в стране рассматривалось как усвоение системы знаний плюс духовно-нравственное воспитание в совокупности с государственной идеологией.

Западные идеологи не забыли и про наше дошкольное образование, внедрив туда свои стандарты. В них оговорено, что ребенок может сам самостоятельно определить содержание своего образования. Это как? Такое даже вообразить невозможно, чтобы ребенок, которому нет и 7 лет, мог самостоятельно определить для себя содержание своего образования. Новации также зашли в семьи. Родители и дети теперь партнеры с равными правами. Дети вправе предъявлять иск родителям за нарушение их прав. В методиках обучения в детских садах отсутствуют морально-нравственные составляющие воспитания.

Совокупность изложенных «модернизаций» отечественного образования имеет свое название — «Поведенческая война», организованная коллективным Западом против России. Война штыков — это уже история. В мейнстриме война мозгов, интеллекта, морали и технологий.

В Стелленбосском университете (ЮАР) висит занимательный стенд со следующим текстом: «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана на экзаменах учащимся. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования — это крах нации».

Очнуться от зомби, отряхнуться и взяться за свой собственный ум, трудолюбие, разбудить комплементарность и доверие в обществе — единственный источник и фактор, чтобы воспрять от летаргического состояния гедонизма на просторы созидания и развития, не доводя ситуацию до точки невозврата.

Восстановление национальной идентичности, отечественного образования не представляет непреодолимой сложности. Нужны воля и решительность, а также тщательное изучение инновационных образовательных методик великих отечественных педагогов — ученых и практиков.

В трудные моменты жизни предки и учителя нас учили обращать свой взор в свою историю и тщательно изучить ее. А она нам преподносит беспримерный подвиг Октябрьской социалистической революции 1917 года и создания государства абсолютно нового типа в окружении враждебных стран. И уже через 2 года, в декабре 1919 года молодая Советская республика приступила к стратегически важной задаче ликвидации безграмотности (см. декрет совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 г.). Согласно декрету, всему населению страны «от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей» в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшему читать и писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. В этот период в России всего 27% населения владело грамотой, занимая последнее место в Европе. По данным переписи населения, к концу 1920 года грамотными были уже 33% (58 млн человек). В 1930 г. в СССР введено обязательное всеобщее начальное образование. К 1936 году было обучено 40 млн неграмотных граждан. А к 1939 году численность грамотных в возрасте от 9 до 50 лет составила 87,4%. И СССР вышел на первое место в мире по чис-лу обучающихся школьников и студентов, а численность интеллигенции составила 14 млн человек. К 1940 году население страны в массе своей было образованным, грамотно умеющим обращаться с техникой и технологиями. Программа «Ликбез», согласно декрету от 1919 года, была завершена к началу 1940 г. Условно назовем ее «Ликбез-1,0».

Если повесткой «Ликбез-1,0» являлось обращение неграмотного населения в грамотных, то повесткой «Ликбез-2,0» является формула жизни XXI века: «Одна жизнь = непрерывное образование + саморазвитие = несколько профессий + новые компетенции = несколько карьер + множество развилок».

Изучение созданных институтов управления и организации выполнения реформы «Ликбез-1,0» в условиях страшного дефицита всего и вся, отсталой транспортной инфраструктуры и связи — первый шаг в реализации реформы «Ликбез-2,0».

Второй шаг — полная ревизия и отмена тех нормативных правовых актов реформирования системы образования, которые подготовлены под руководством западных консультантов в 90-е и нулевые годы.

Третий шаг — повышение статуса и восстановления престижа учителя. Для этого у государства достаточно институтов материального и морального стимулирования. За ближайший ориентир можно принять средний уровень оплаты труда государственных служащих из силового блока правительства. Почему у учителя, который обучает и подготовил судей, прокуроров, следователей и т.д., оплата труда в разы ниже, чем у бывших учеников? Нелогично и неэтично как-то. Тогда как у учителя средняя заработная плата должна быть как минимум выше на 15-20%, чем у учеников. В законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 47 сказано «…признается особый статус педагогических работников в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности… предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня…». Надо выполнять закон, принятый аж 12 лет назад, т.е. не только путем жалований, но и предоставлением учителю всех привилегий социального характера, которыми государство дарует силовиков.

Четвертый шаг — восстановление советской системы бесплатного образования по всей образовательной цепочке от дошкольного до поствузовского (аспирантура, докторантура). Отречься от рыночных инструментов. При этом для скорого преодоления дефицита учителей установить в педагогических колледжах, институтах и университетах повышенный размер стипендий, а также увеличить число студенческих мест для абитуриентов, открыть льготное кредитование для малоимущих категорий обучающихся. Установить гарантии трудоустройства для выпускников (ссузов и вузов).

Пятый шаг — укрепление научной и методологической базы российской педагогики путем создания системы стимулов для аспирантов, докторов и научных сотрудников институтов Российской академии образования.

Шестой шаг — финансирование государством образовательных учреждений перевести из остаточного принципа формирования бюджета в приоритетный сектор, как важнейший объект национальной безопасности Российской Федерации.

При профессиональном и тщательном подходе к проблеме возможно расширение перечня рекомендаций. Мы постарались изложить предложения базового общесистемного свойства с надеждой, что решение о реформе образования не заставит себя долго ждать.

Октябрь открыли два очень знаменательных праздника: День пожилого человека и День учителя. Поздравляем всех участников события с пожеланием благожелательных смыслов и ценностей в вашем жизненном пути и крепкого здоровья!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 9 октября 2024

Заголовок в газете: «ЛИКБЕЗ-2.0»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру