Закон РБ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» был принят в 2007 году. В 2016 году в него внесли изменения, разрешив заготовку дров гражданам, которые не являются собственниками жилья (самовольщики, арендаторы, обитатели ветхих домов).
После этого Народный Хурал вместо решений стал, в основном, повторять, как заклинание, общеизвестные факты: природоохранные ограничения в Центральной экологической зоне Байкала, отдаленность и труднодоступность делян, нехватка денег в бюджете для субсидирования жителей или создания райтопов. А также — выдавать на-гора ценные рекомендации тем, кто в ХХI веке вынужден отапливать свое жилье печами.
Например, в прошлом году народные избранники глубокомысленно рекомендовали народу заготавливать дрова летом, когда они дешевле. Кроме того, они отметили «необходимость усиления контроля за ценообразованием на твердое топливо». Кто должен усиливать и на каких основаниях, не уточнялось. А отсутствие четких подходов к решению проблемы наводило на мысли о том, что никаких серьезных вариантов решения проблемы, выработанных с участием экономистов, специалистов лесной отрасли, не говоря уж об инвесторах, нет и в помине.
Все это сильно напоминает лозунг «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» (в данном случае — замерзающих), украшавший стену шахматного клуба «Четырех коней» в Васюках. А учитывая, что большинство депутатов Народного Хурала комфортно проживает в благоустроенных квартирах (особо заслуженные — в полученных за казенный счет и затем приватизированных), их советы имеют, мягко говоря, небольшой практический смысл для избирателей, поставленных перед жестким выбором: мерзнуть или недоедать.
Почему-то никто из депутатов не задает Республиканскому агентству лесного хозяйства прямой вопрос: как вышло, что крупные лесопользователи, имеющие средства и технику для прокладки лесовозных дорог, получают удобно расположенные участки леса, а население и соцсфера — у черта на куличках? Видимо, депутаты всем сердцем прочувствовали, что экспорт древесины и продуктов ее переработки — это экономика, перспективы, доходы казны и прочие стратегически значимые вещи. А уж население найдет какой-нибудь выход, чтобы не дать дуба зимой. Например, кредиты возьмет в банках или МФО. Ему ведь не привыкать...
В этом году Народный Хурал не продвинулся в поисках решения дровяной проблемы. Но одно ноу-хау все-таки появилось. В плане «перевода стрелок».
На совещании в комитете по экономической политике, природопользованию и экологии депутаты как за спасательный круг ухватились за подсказанную представителем министерства природных ресурсов РБ идею. В 2023 году был сделан расчет: сколько надо средств, чтобы обеспечить всех жителей ЦЭЗ Байкала дровами, привезенными из-за пределов охранной территории. Получилось 1,5 млрд рублей. Обращение с этим расчетом было направлено в федеральные органы власти, где рассматривается и поныне.
Председатель комитета Иннокентий Вахрамеев развил мысль: раз сложности с дровами в ЦЭЗ Байкала возникли из-за федеральных ограничений, то и субсидировать расходы должен федеральный бюджет. Было предложено подготовить обращение в Государственную Думу РФ. На чем и завершилось двухчасовое обсуждение. Никто не возразил, что проблема компенсации Бурятии природоохранных издержек, связанных с «байкальским фактором», существует минимум четверть века, а воз и ныне там. Наивно полагать, что его получится сдвинуть с мертвой точки дровами.
Да и в повестке ноябрьской сессии Народного Хурала нет пункта об обращении в Госдуму РФ. Судя по всему, депутаты решили не форсировать события. Холода уже наступили. Сложно даже представить, сколько времени может «путешествовать» законодательная инициатива по различным органам власти в Москве. Как видно на примере расчетов завоза дров в населенные пункты ЦЭЗ Байкала, год — это не срок, а лишь его начало.
Зато каждый депутат-участник совещания теперь может, глядя лучистым добрым взглядом в глаза своим избирателям, поведать: «Мы работаем над обеспечением населения дровами по доступным ценам — готовим обращение в Госдуму...». Ведь главное — не отнимать у людей надежду. Верьте. Ждите. Улита едет, когда-то будет...
В повестку предстоящей сессии Народного Хурала включено другое депутатское воззвание — к зампреду правительства России Александру Новаку. В нем содержится просьба «рассмотреть возможность выделения из федерального бюджета субсидии для ПАО «Россети Сибирь» — «Бурятэнерго» в сумме 19,1 млрд рублей, в том числе 17,2 млрд рублей на финансирование первоочередных мероприятий программы повышения надежности электроснабжения Республики Бурятия».
Понятно, что филиал электросетевого монополиста — это не сельская школа и не пенсионер, выживающий в доме с печкой. Тут все гораздо масштабнее и интереснее. Тем более, что директор «Бурятэнерго» Сергей Козлов сам заседает в Народном Хурале.
В обосновании запрашиваемой суммы упоминается тема дороговизны дров: «Население вынуждено отказываться от покупки дров и угля, что влечет массовый переход на электроотопление, к которому республика оказалась не готова... Мощности не хватает, растет аварийность, а подключения к электроснабжению ожидают более 6,5 тыс. человек. Необходима модернизация электросетевого комплекса».
«Оказалась не готова» звучит странно. Про переход на электроотопление так долго и много говорили, в том числе в стенах Народного Хурала, что неожиданности как будто исключены. Но, похоже, «планов громадье» озвучивалось ради красного словца. Как и ежегодные обсуждения «необходимости усиления контроля» за ценами на дрова без принятия каких-либо конкретных решений.