Депутаты проголосовали за Игоря Шутенкова единогласно. Через десять дней со дня избрания, согласно уставу города, в администрации г. Улан-Удэ состоялась торжественная церемония вступления в должность мэра столицы Республики Бурятия.
— Спасибо огромное за оказанное доверие стать мэром Улан-Удэ. Второй раз в своей жизни я стою здесь и даю клятву служения нашему городу и жителям. Для меня это большая честь и огромная ответственность. Мы вместе с вами, с горожанами, с тосовцами, с общественниками, с ветеранами уже являемся мощной, надежной, работоспособной командой. Вместе мы реализуем масштабные проекты. Мы делаем нашу столицу лучше. Те изменения, которые происходили и которые происходят сейчас — результат огромной работы. Сделано немало. Впереди еще больше. Я уверен в наших силах, я уверен в нашей команде, — сказал Игорь Шутенков на инаугурации.
Глава Бурятии Алексей Цыденов поздравил Игоря Шутенкова с избранием на пост мэра и особо отметил, что впереди стоят серьезные задачи, которые нужно выполнить обязательно.
— За прошедший период сделано многое — то, что не делалось десятилетиями. Новые трамваи поехали по отремонтированным путям, произошла замена всех магистральных тепловых путей, построены новые школы, детские сады и спортивные объекты. И это только малая часть проделанной работы. Но на этот период у нас запланировано еще больше — нам предстоит преображать облик города. Развитие Улан-Удэ на ближайшие годы определено. Это будет большая и сложная работа, которую можно выполнить только сильной командой. У нас такая есть, — сказал Алексей Цыденов.
О стратегии развития города
Действительно — впереди грандиозные задачи. Игорь Шутенков в своей программе развития Улан-Удэ выделил основные вопросы, которые предстоит решить в ближайшие годы. В частности, речь шла о градостроительной политике.
— Правильный вектор развития города позволит задействовать весь наш потенциал, — подчеркнул Игорь Шутенков.
Главный вызов предстоящей пятилетки для команды города — мастер-план или долгосрочный план комплексного развития Улан-Удэнской агломерации, который одобрен президентом России Владимиром Путиным.
— Мы задали интенсивную стратегию развития Улан-Удэ. Сейчас 70 процентов застройки города занято ИЖС, в которых проживает всего 30 процентов жителей. Будем замещать частную застройку на микрорайоны МКД. Разумеется, с учетом мнения горожан. Это — наша градостроительная стратегия, — сказал мэр.
В мастер-план вошли 30 мероприятий на общую сумму 277 млрд рублей. Реновация центра города — историческое событие: 35 гектаров земли идет под развитие Улан-Удэ с полным обновлением инженерных сетей. Здесь будет построены 200 тысяч квадратов жилья, нацмузей, театр «Байкал», кампус, школа, поликлиника, детсады. Всего же по Улан-Удэ в разных частях города определены границы 14 территорий комплексного развития и на них запланировано построить 1,8 млн квадратных метров современного жилья.
О транспорте и дорогах
Транспортная связность между городскими микрорайонами — еще один важный вопрос, который будет решаться в ближайшую пятилетку.
Одним из вариантов оптимизации дорожного движения в Улан-Удэ станут семь путепроводов, которые включены в мастер-план. По двум из них уже заканчивается разработка проектно-сметной документации. Это развязки в микрорайоне Стеклозавод и на Читинском переезде.
— Несколько дней назад поступила информация, что заместитель председателя правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин утвердил протокол, где предусмотрено 12 млрд рублей на развязки в Улан-Удэ в 2026-2027 годах, — сказал Игорь Шутенков.
Третий мост через Уду также поможет организовать дорожное движение, сократить пробки.
За последние пять лет удалось пересадить горожан с личного на муниципальный транспорт: пассажиропоток вырос в четыре раза. Новый парк — 15 трамваев «Львят», два «Богатыря», 209 новых автобусов — помог разгрузить магистрали города. Муниципальный транспорт в Улан-Удэ перевез почти 10 млн пассажиров за этот год.
Для удобства горожан внедрен пересадочный тариф. Сегодня к нему подключены 12 муниципальных автобусных маршрутов и все трамвайные. Более 200 тысяч человек уже воспользовались пересадочным тарифом в муниципальных автобусах и трамваях с начала 2024 года. Тариф удобен тем, что дает возможность пересадки с трамвая на автобус или с автобуса на трамвай, оплатив цену одной поездки — 30 рублей вместо 55.
— В перевозках приоритет — качество, график, надежность, чистота. Маршрутная сеть общественного транспорта будет выстроена на сочетании магистральных и укороченных маршрутов, — сказал Игорь Шутенков.
Следит за ситуацией на городских дорогах в режиме реального времени интеллектуальная транспортная система, которая впервые внедрена в столице Бурятии.
Результатом работы по развитию транспорта в Улан-Удэ, в том числе, стало снижение ДТП в городе на 20% по сравнению с 2019 годом.
О развитии инфраструктуры
Каждую зиму допустимая концентрация загрязняющих веществ в воздухе превышена в 30-38 раз. Проблема решается. С 2020 года мэрия вместе с правительством РБ добивалась решения этого сложного вопроса на федеральном уровне. Спустя два года Улан-Удэ был включен в федеральный проект «Чистый воздух».
— Теперь у нас есть реальные возможности обеспечить снижение уровня загрязнения воздуха и вернуть городу чистое небо, — считает Игорь Шутенков.
Улучшить ситуацию с загрязнением воздуха поможет переход на энергоотопление. Для этого необходимо повысить надежность энергоснабжения путем масштабной реконструкции сетей.
Для этого в 2022 году мэрия провела тотальный аудит электросетевого хозяйства города. В прошлом году профинансированы проектирование и реконструкция пилотных участков сетей. В федеральном бюджете на 2026-2027 годы заложено 5,4 млрд руб. на реконструкцию электросетевого комплекса.
— Наша задача — обеспечить работу коммунальных систем в бесперебойном режиме. А реализация планов в отношении инженерных систем и благоустройства Улан-Удэ обеспечит развитие города на десятки лет вперед, — говорит мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков.