Глава Бурятии опубликовал результаты сверки между очистными сооружениями в городе Ворсмы Нижегородской области и в Северобайкальске. При одинаковой мощности в 5 тысяч кубометров стоков в сутки разница в цене схожих объектов оказалась десятикратной: 345 млн рублей в Ворсме (на Волге) против 3,2 млрд рублей в Северобайкальске.
Именно это обстоятельство после визита в Бурятию парламентского контролера Жанны Рябцевой и заставило главу республики посетить город на Волге, чтобы лично сравнить объекты и понять причину многократной разницы в цене. Свои выводы Алексей Цыденов изложил в телеграм-канале сегодня, 25 ноября, сообщив, что в ходе анализа выявлен факт необоснованного финансирования примерно на 200 млн рублей.
По словам Алексея Цыденова на стоимость очистных сооружений в Северобайкальске повлияло множество факторов. Среди них вдвое большее количество жителей (24 тысячи против 11 тысяч в Ворсме), более вредное производство, связанное наличием в Северобайкальске железнодорожного локомотивного и вагонного депо, что влияет на фактический процент загрузки очистных, как следствие – значительное превышение уровня загрязнения в Северобайкальске по отношению к уровню в Ворсме.
«В итоге, у нас входящие стоки с большей концентрацией загрязняющих веществ, при этом требования к очистке стоков гораздо жестче, - написал Алексей Цыденов. - Но достижение более высоких показателей очистки не является «линейной зависимостью». То есть, иногда даже незначительное повышение требований предполагает кратно большие усилия для их соблюдения. А у нас требование отличаются очень сильно в более жесткую сторону. Соответственно и более жесткий подход в подборе технологических решений, выбору механической и биологической очистки, более производительного и качественного оборудования».
Еще одним удорожающим фактором глава назвал необходимое наличие резервного оборудования:
«Северобайкальск стоит непосредственно на Байкале и любой сбой в работе очистных приведет к попаданию неочищенных вод непосредственно в озеро. Поэтому по проекту у нас все технологические процессы имеют обязательное резервирование, то есть, в двойном количестве, - пояснил глава. – Оборудования, емкостей и конструкций у нас значительно больше и это объективная необходимость. В Ворсме 55 единиц оборудования, а у нас 132».
Алексей Цыденов напомнил, что все технологические проектные решения по очистным сооружениям в Северобайкальске прошли согласование на Научно-техническом совете Минстроя России. «Иной более компетентной экспертизы в этой сфере в России просто нет», - подчеркнул глава региона.
Алексей Цыденов назвал еще одно различие, также объясняющее разницу в цене между, казалось бы, двумя одинаковыми объектами:
«В Ворсме монтировалось чешское оборудование в 2020 году. У нас же большая часть - российское оборудование, плюс за 4 года многие процессы произошли, которые существенно повлияли на стоимость. Соответствующие транспортные расходы на доставку до Северобайкальска также заложены в цену».
При этом глава Бурятии заметил, что работа по сверке стоимости двух очистных сооружений не была напрасной еще и потому, что нашлось необоснованное завышение объемов и соответственно стоимости работ по благоустройству.
«Порядка 200 млн рублей. Уже экономия. При приемке работ это бы все равно выявилось, но чем раньше, тем лучше», - отметил Цыденов.
Он также обратил внимание на то обстоятельство, что затраты на эксплуатацию энергоемких очистных окажут соответствующее влияние на формирование тарифа для населения.
«Весь технологический цикл очистки до установленных приказом Минприроды требований дОрог не только в строительстве, но и в последующей эксплуатации. Повышенное потребление электроэнергии и прочего. Это непосредственно отразится на тарифе. И актуальным остается вопрос и к исполнительным органам, и к законодательным о том, что население республики несет дополнительные расходы, связанные с охраной озера Байкал».
В этой связи Цыденов подчеркнул, чтобы сохранить Байкал для будущих поколений республике, находящейся в водосборной части озера, нужна госпродержка:
«Но нам нужна поддержка. И в льготном тарифе на электроэнергию, и в газификации республики, и во многом другом», - заявил он.