Из пункта А в пункт Б
— Расскажите про перспективы развития транспортной инфраструктуры Улан- Удэ.
— В сравнении с показателями других городов время, проводимое в пути на работу улан-удэнцами, не самое критичное. Тем не менее транспортная инфраструктура города имеет резервы для развития. Наша задача вместе с коллегами из профильных дорожных и транспортных структур сопровождать эти процессы аналитически и организационно.
На данный момент результаты положительные — по путепроводам «Стеклозавод» и «Читинский переезд» проектные документации находятся в разработке. По путепроводам «Почтовый» и «Комушка» разработаны ТЭО, которые открывают возможности для разработки проектной и рабочей документации. По путепроводу «Горький» законтрактовано технико-экономическое обоснование, исполнение будет в 1 квартале 2025 г.
В конце октября пришли хорошие новости — штабом вице-премьера М.Ш.Хуснуллина распределены лимиты финансирования путепроводов на 2026-27 годы. По Улан-Удэ включено строительство в том числе и крайне важного для развития города путепровода «Горький».
С другой стороны столицы (на юго-востоке) за 12 лет сформировалась аналогичная проблема — за переездом «Почтовый» живут почти 30 тысяч человек. Генпланом предусмотрена дорога-связь «Спиртзаводская трасса — ул. Мокрова», разработано ТЭО самого переезда. Это задачи следующего этапа.
Также решен вопрос по финансированию строительства путепровода «Стеклозавод» — будет ликвидирован регулируемый переезд на главном ходе ВСЖД.
Помимо капстроя есть и другие инструменты по оптимизации трафика — и режимы интеллектуальной транспортной системы, и выделенные полосы, и так далее. Вопрос в том, что их реализация в рамках существующей улично-дорожной сети имеет ограниченный диапазон применения.
На горизонте 2027-2030 годов Улан-Удэ ждут серьезные положительные изменения в транспортной инфраструктуре, в том числе и запуск третьего моста «Талаан». Именно мост «Талаан» и Стеклозавод разгрузят путепровод «Элеватор», что, в свою очередь, сильно разгрузит центр города в целом. Это и будет результат по задаче повышения транспортной связанности районов города.
Тепло и светло
— Расскажите про перспективы развития энергетической инфраструктуры Улан-Удэ.
— Улан-Удэ энергетически несколько разбалансирован. Этот тезис состоит из ряда составляющих. Во-первых, советская школа энергетики базировалась на принципе «островного» режима, когда генерация и потребление располагались сильно рядом. В 1992 году в Улан-Удэ ТЭЦ-2, на которой по проекту 1984 года планировалось производство 800 МВт электроэнергии, запустили без электрогенерации. Последствия этого мы ощутили на себе в 2018-2023 годах, когда из-за внештатных ситуаций на генерации или сетях вводились ограничения для сотен тысяч жителей Бурятии.
Во-вторых, несмотря на располагаемую мощность двух ТЭЦ в размере 788 ГКал/ч, фактически суммировать их можно только на объем взаимного резервирования — 80 ГКал/ч. Введенный в декабре 2021 года региональный ЧС — это именно про отсутствие взаимного резерва. Это и есть ключевая проблема теплоэнергетики Улан-Удэ с точки зрения обеспечения энергобезопасности.
В-третьих, в обозримом будущем назревает выход ТЭЦ-1 в зону дефицита по расчетной нагрузке. Как и у любой техники, режим котлоагрегатов должен быть обеспечен резервом, работа на износ сильно омрачает эксплуатационные перспективы.
В-четвертых, пресловутое электроотопление (экология) и развитие тепловой генерации (энергетика) связаны с собой сильнее, чем кажется на первый взгляд. И все вместе это увязано с потреблением тепловой мощности, что выводит уже на градостроительный вопрос. Пространственное развитие, энергетика и экология с девяностых годов сплелись в клубок проблем, который невозможно было решить без аналитической подготовки для лоббирования главой Бурятии на уровне федерации.
Даже если не анализировать социально- экономические последствия этих глобальных проблем (спойлер — их анализировать надо в первую очередь), развитие Улан-Удэ как города, а не деревни с дровяными обозами уперлось в потолок. Рост расходов на ЖКХ ведет к падению доходов и оттоку граждан в теплые края, что, отражаясь на экономике, формирует следующий виток проблем.
По генерации электроэнергии ПАО «ТГК-14» обеспечило победу в конкурсных отборах мощности новых генерирующих объектов в марте и августе этого года. 180 МВт, производимых в Улан-Удэ, — это своевременное решение, потому что скоро энергии не будет хватать уже в Иркутской агломерации в связи с исчерпанием резерва сечения «Братск-Иркутск».
Теперь о тепле. К имеющейся располагаемой мощности 788 Гкал/ч (488 — ТЭЦ-1 и 300 — ТЭЦ-2) планируется добавить 500 Гкал/ч (100 — ТЭЦ-1 и 400 — ТЭЦ-2).
Весь теоретически возможный градостроительный потенциал Улан-Удэ (без учета агломерации) составляет около 5 млн квадратных метров жилья. Это примерно по 11 квадратов на каждого ныне живущего горожанина. Из этих 5 млн кв.м в рамках комплексного развития территорий со степенью вероятности выше среднего до 2040 года может быть реализовано 1,8 млн кв.м. В числе 5 млн кв.м на 894 тысячи квадратных метров застройщикам уже выданы разрешения на строительство, 2/3 из которых будут введены в эксплуатацию до 2030 года.
Кроме этого на территории города находятся 144 малых и крупных котельных, которые требуют консервации и присоединения потребителей на центральное тепло. Один только Загорск с четырьмя котельными («Авиазавод», «Ростелеком», «Загорск» и «Стальмост») требует не менее 170 Гкал/ч. Таким образом, дополнительные 500 ГКал/ч востребованы Улан-Удэ как в части решения поднакопившихся проблем, так и для задела на развитие.
В части взаимного резервирования зон действия ТЭЦ с 2019 года проведена колоссальная работа по реконструкции всех шести городских тепломагистралей (ТМ). В 2019-м — ТМ №4 и ТМ №5, 2020 — ТМ №1, 2021 — ТМ №6, 2023 — ТМ №3, реконструкция ТМ №2 началась в этом году и закончится в 2025-м. Без этого невозможно было бы что-то планировать, ветхие сети — не самый лучший попутчик в светлое будущее. В рамках непосредственно обеспечения взаимного резервирования потребуется строительство второго луча от ТЭЦ-2, реконструкция ряда повысительных станций, переход-перемычка через реку. Сформировано понимание модели, участков строительства и реконструкции, вопросы проектирования и финансирования строительно-монтажных работ — в процессе.
Тяжесть поставленных в первой части вопросов, накопленных с 1992 года, такова, что на их решение требуется больше полутора десятилетий, из которых половина периода уже прошла. Сдвинуть этот вопрос с мертвой точки и показать положительные промежуточные результаты удалось лишь тандему Цыденов-Шутенков. Финализация результатов произойдет на том же горизонте 2027-2030 годов, когда горожане увидят осязаемые объекты, которые готовятся уже 5 лет.