Сроки сдачи ключевого для развития транспортной инфраструктуры Улан-Удэ объекта неоднократно продлевались, а стоимость работ увеличивалась. Однако банковская гарантия, предоставленная подрядчиком – АО «Хотьковский автомост» – осталась неизменной. Хотя, как считают в ГКУ «Бурятрегионавтодор», должны были увеличиться и срок ее действия, и сумма.
В решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения госконтракта отмечается, что в июне 2023 года его цена была увеличена до 8 млрд 609 млн рублей. Соответственно, лимит банковской гарантии должен быть увеличен до 2 млрд 233 млн рублей, считают в ГКУ «Бурятрегионавтодор».
В апреле 2024 года срок исполнения госконтракта был продлен до 28 февраля 2027 года. Поэтому, по мнению заказчика, АО «Хотьковский автомост» должно было предоставить банковскую гарантию со сроком действия до 27 марта 2027 года.
Однако, говорится в решении ГКУ «Бурятрегионавтодор», с момента заключения контракта ни измененная, ни новая банковская гарантия подрядчиком не предоставлены.
Судебное дело
АО «Хотьковский автомост», со своей стороны, не согласилось с решением об одностороннем отказе ГКУ «Бурятрегионавтодор» от исполнения контракта и обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Бурятии. В нем утверждается, что «отсутствие банковской гарантии обусловлено бездействием заказчика». Истец ссылается на нормы законодательства о том, что именно государственный заказчик при изменении сроков исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий, включая предоставление измененной банковской гарантии. Но при заключении дополнительных соглашений к госконтракту заказчик этого не обеспечил.
Кроме того, АО «Хотьковский автомост» утверждает, что ГКУ «Бурятрегионавтодор» при расчете лимита банковской гарантии (2 млрд 223 млн рублей) не учитывает объем уже исполненных подрядчиком обязательств, а также казначейское сопровождение аванса.
Между тем, в ЕИС «Закупки» содержатся следующие данные: «Цена контракта - 8 609 908 228,82 руб.; стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств - 3 855 751 142,37 руб.; фактически оплачено - 5 337 932 663,50 руб.»
Означает ли это, что подрядчику оплатили еще не выполненные работы на сумму свыше 1 млрд 482 млн рублей? Если это так, то достаточно ли первоначальной банковской гарантии для того, чтобы в случае чего вернуть в бюджет столь крупную сумму? По данным ЕИС «Закупки», размер предоставленной банковской гарантии составляет 753 млн рублей, а срок ее действия – до 15 февраля 2025 года.
Поэтому понятна обеспокоенность ГКУ «Бурятрегионавтодор» истекающим сроком банковской гарантии. Непонятно другое – почему эта обеспокоенность не возникла раньше, когда заключались дополнительные соглашения к госконтракту.
И никаких инсайдов
Впечатляет оперативность, с которой АО «Хотьковский автомост» обратилось с иском в Арбитражный суд Бурятии. Решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта по строительству третьего моста через р. Уда и Транссиб датировано 23 декабря 2024 года. А на исковом заявлении указана дата - 24 декабря. Это наводит на мысль, что АО «Хотьковский автомост» могло заблаговременно подготовиться к негативному сценарию. Причем, речь даже не об инсайде. Власти не скрывали, более того - публично заявляли, что рассматривают вариант расторжения госконтракта.
«Заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт. По ряду причин. Это невыполнение графика производства работ, непредоставление банковской гарантии, невыполнение финансового графика», - сообщил в середине декабря зампред правительства Бурятии Евгений Луковников. И добавил, что «подрядчик находится в зоне риска». Одному из основных акционеров АО «Хотьковский автомост», по его словам, недавно были предъявлены требования со стороны его деловых партнеров.
Напомним, что в декабре 2024 года в Москве был помещен под домашний арест бизнесмен Туфан Садыгов. Он обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, Садыгов и другие лица, заключали фиктивные договоры по выдаче заведомо невозвратных кредитов фирмам, аффилированным с участниками организованной группы.
В 2018 году Туфана Садыгова принимали в Бурятии как «собственника завода «Улан-Удэстальмост». Его же целый ряд источников называет «бенефициаром АО «Хотьковский автомост».
Генпродрядчик в «блокаде» ФНС
Главный вопрос сегодня, конечно, заключается в том, кто, на какие средства и в какие сроки будет достраивать третий мост через р. Уда и переход через Транссиб, если решение ГКУ «Бурятрегионавтодор» об одностороннем отказе от исполнения госконтракта устоит в суде?
Пока Арбитражный суд Бурятии по ходатайству АО «Хотьковский автомост» принял обеспечительные меры – приостановил действие этого решения до вступления в законную силу вердикта суда. Сколько продлится судебное разбирательство – не стоит даже загадывать.
А Федеральная налоговая служба с 13 января приостановила операции по расчетным счетам генподрядчика третьего моста через р. Уда в связи с «неисполнением налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налогового агента) требования об уплате задолженности». По данным сервиса «Руспрофайл», недоимка составляет свыше 229 млн 961 тыс рублей.
Ситуация, на наш взгляд, патовая. Генподрядчик у третьего моста вроде бы есть, так как решение ГКУ «Бурятрегионавтодор» об одностороннем отказе от исполнения госконтракта приостановлено судом. Но как он будет вести работы с заблокированными счетами и в состоянии судебной тяжбы с заказчиком? Вопрос, как говорится, не риторический...
Комментарий пресс-службы Минтранса Бурятии
23 декабря 2024 года Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе об исполнении контракта. Основанием послужило непредоставление обеспечения государственного контракта. Исполнитель, не согласившись с решением 25 декабря 2024 года подал иск в арбитражный суд Бурятии о признании решения Заказчика незаконным. В настоящее время суд приостановил решение заказчика об одностороннем расторжении контракта в рамках обеспечительных мер до вынесения решения судом.
Отметим, что в настоящее время общий объем выполненных работ по строительству Третьего моста составляет 44,8%. Готов сам мост, на 80% завершено переустройство коммуникаций на левом берегу, ведутся работы по выносу коммуникаций на ВСЖД для начала работ по строительству тоннеля, ведутся работы по устройству фундамента подпорных стенок. На сегодня за фактически выполненные работы подрядчику выплачено 3 млрд 856 млн. рублей.