В 2024 году завершился нацпроект «Экология», который состоял из 11 федеральных проектов. Бурятия со стороны Минприроды республики участвовала в реализации нескольких из них: «Сохранение озера Байкал», «Чистая страна», «Сохранение уникальных водных ресурсов», «Комплексная система обращения с отходами» и «Сохранение лесов».
— Национальный проект «Экология» — это не только про экологию, в нем очень много проектов, которые реализовывали и другие ведомства, — сразу уточнила министр, приведя в пример вопросы строительства очистных сооружений в рамках нацпроекта «Сохранение озера Байкал».
По словам Натальи Тумуреевой, проект «Чистая страна» касался только тех свалок, которые находятся в границах городов. В него вошли 4 крупнейшие свалки на территории республики: в Закаменске — свалка с 70-х годов прошлого века, в Кяхте — «вообще историческая свалка, чуть ли не со дня основания города», в Северобайкальске — «самый сложный объект», и поселок Усть-Баргузин, он хотя и не город, но вошел в проект из-за того, что свалка находится в Центральной экологической зоне. Для ликвидации каждой из них была разработана проектно-сметная документация, что делалось впервые, каждый проект проходил экспертизу, в том числе и экологическую.
Самой сложной оказалась ликвидация свалки в Северобайкальске, так как при захоронении отходов необходимо пересыпать их песком. Ведомство столкнулось с тем, что вокруг города нет ни одного песчаного карьера, а в Центральной экологической зоне добыча ресурсов запрещена. То есть новых карьеров не появится, а ближайший находится очень далеко. Но, тем не менее, проект завершить удалось за счет замены песка на золошлак.
Площадь каждой из этих свалок составляла от 3-х до 7-ми гектаров, на ликвидацию ушло более 500 миллионов рублей. На этом проект «Чистая страна» в Бурятии завершился. Кроме того, еще несколько свалок удалось ликвидировать по федеральному проекту «Сохранение озера Байкал». Всего с 2019-го по 2024 годы по нацпроекту «Экология» в Бурятии ликвидировано 14 свалок — в Кабанском, Баргузинском, Закаменском, Кяхтинском районах и в городе Северобайкальске.
Также в нацпроект «Сохранение уникальных водных ресурсов» были включены два озера — Гусиное и Котокель. Работы на Гусином озере начнутся с 2026 года, а на озере Котокель был расчищен небольшой участок — берег, несущий наибольшую антропогенную нагрузку, отметила Тумуреева.
— Все помнят, что это озеро у нас «болело», поэтому было принято решение по его оздоровлению. Берег очистили от камышей и донных отложений. Все поднятое со дна забрал в качестве удобрений местный предприниматель, были сделаны анализы, которые показали, что этот ил можно использовать в качестве удобрения.
В рамках нацпроекта «Экология» также с 2019 года работал федеральный проект «Сохранение лесов», главной целью которого было достижение 100-процентного лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений. Итогами проекта поделился заместитель руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства Сергей Грязнов:
— Эта цель достигнута, сейчас мы высаживаем такое же количество лесных насаждений, которые погибли во время пожаров или были вырублены. Такие результаты стали возможны благодаря современной технике, которая была приобретена для лесного хозяйства. На реализацию национального проекта в период с 2019-го по 2024 годы было выделено свыше 1 миллиарда рублей и закуплено 238 единиц тяжелой техники и оборудования для тушения лесных пожаров.
Основная задача — перевод домов на элекроотопление
С этого года новый нацпроект «Экологическое благополучие» сменит нацпроект «Экология». Он включает в себя шесть ключевых направлений, для каждого из них разработан свой федеральный проект. Это «Экономика замкнутого цикла», «Чистый воздух», «Вода России», «Генеральная уборка», «Сохранение лесов» и «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». Кроме того, в каждом из этих направлений будут прописаны специфические задачи и мероприятия, направленные на охрану Байкала. В этот проект также вошли очистные сооружения, работы продолжатся именно в рамках этого проекта.
Основное отличие — все мероприятия, которые ранее входили в отдельный проект «Сохранение озера Байкал», перешли в другие, и отдельного проекта по Байкалу теперь нет. Например, работа по ликвидации свалок продолжится уже в рамках федерального проекта «Генеральная уборка». Как и раньше приоритетными останутся территории Центральной экологической зоны.
В рамках федерального проекта «Вода России» проведут работы на озере Гусином. В частности, расчистят участки русел рек Загустай и Баян-Гол в Селенгинском районе. На это будет выделено 75 млн рублей, работы начнутся в 2026 году.
Один из крупных проектов — «Экономика замкнутого цикла», куда вошли мероприятия по строительству мусороперерабатывающих комплексов.
— Нам удалось включить туда четыре крупных проекта — строительство мусороперерабатывающих комплексов, которые будут находиться в Селенгинске, Турунтаеве, Баргузине и Ангое. Сейчас уже разработана проектная документация на комплексы в Селенгинске и Турунтаеве, также разрабатывается ПСД для сел Баргузин и Ангоя. Эти комплексы мы рассчитывали с тем, что свалки, которые есть в Центральной экологической зоне, будут размещены на них, — сообщила министр.
Еще один важный глобальный проект, который будет реализовываться в Бурятии, — «Чистый воздух». «Мы за пять лет провели большую работу, чтобы войти в федеральный проект «Чистый воздух», и вошли в него в конце прошлого года, а его реализация начинается в этом году», — подчеркнула Тумуреева.
В него были включены города Улан-Удэ и Гусиноозерск, а также поселок Селенгинск. На реализацию запланированных мероприятий в период с 2025-го по 2030 годы выделено 22,3 миллиарда рублей. При этом министр природных ресурсов и экологии отметила, что пока это единственные деньги, которые будут осваиваться в Бурятии по экологическим проектам в 2025 году. По остальным проектам денег пока нет.
Главная задача — переход на электроотопление, часть суммы будет направлена на модернизацию электросетевого хозяйства Улан-Удэ, в основном — это микрорайоны Левого берега. Будет предусмотрено субсидирование расходов для владельцев частных домов, переходящих с печного отопления на электрическое. Это — затраты на покупку электрооборудования, систем отопления, приборов учета, а также на техприсоединение к электросетям. Субсидии на электроэнергию получат только те, кто ранее получал субсидии на дрова. В планах этого года перевести 160 частных домохозяйств на электроотопление.
Также в планах — модернизация котельных. В этом году начнется строительство системы централизованного теплоснабжения в поселке Первомайский в Гусиноозерске. Отопление будет идти с ГРЭС, жители поселка давно просили перевести его на централизованное отопление, отметила министр. Кроме того, на электроотопление будут переведены несколько школ.
«Люди не виноваты, что они родились у Байкала»
Министр природных ресурсов объяснила, почему появилась необходимость внести поправки в закон об охране озера Байкал. По ее словам, «когда писался первый закон о Байкале (это 1996 год), там были запрещены рубки главного пользования, а все прочие рубки были разрешены».
— К рубкам главного пользования относится коммерческая заготовка древесины. А все остальное — под ЛЭП, дороги, под строительство жилых домов — это все было прочая рубка. В 2006 году приняли Лесной кодекс, в котором этих двух определений не стало. Появились другие определения — сплошная рубка и выборочная рубка. Ну и когда приводили в соответствие закон о Байкале, то взяли и запретили сплошную рубку, — пояснила Тумуреева. — Из-за этой коллизии все и произошло. Никто не хочет зайти и все вырубить. Мы со своей стороны ограничились рубкой для строительства инфраструктуры и перевод земель под кладбища. Нам больше ничего там не надо.
Также она привела в пример несколько правовых коллизий, которые и призваны решить поправки в закон об охране озера Байкал. В частности, Наталья Тумуреева рассказала, что есть решение суда, согласно которому глава населенного пункта обязан построить дорогу в поселке. Но на том месте, где он должен построить дорогу, стоит небольшой лесочек, который не вырубить. А поскольку неисполнение решений суда уголовно наказуемо, глава оказывается в непростой ситуации: не построит дорогу — посадят, построит дорогу — тоже посадят.
Кроме того, в границах Центральной экологической зоны есть 82 населенных пункта, где испокон веков живут люди. И им нужны такие же возможности, как и у любого другого жителя России. К примеру, в настоящее время нельзя переводить земли под кладбища, но есть люди, которым важно, чтобы близкий умерший был погребен на малой родине, и чтобы эти места погребения можно было посещать.
Также она подчеркнула, что все предприниматели, которые строят в Центральной экологической зоне туристические комплексы, понимают, что сплошная вырубка лесов на территории комплекса просто невыгодна. Поэтому рубить лес на этих территориях будут аккуратно и вдумчиво.
Кому принадлежит мусор?
В ходе обсуждения ликвидации свалок Наталья Тумуреева отметила, что произведенный человеком мусор не является собственностью «ЭкоАльянса», любого другого оператора или каких-то ведомств.
— Это ваш мусор, который вы выбрасываете, и не надо думать, что кто-то должен за вами убирать. В Японии на улице нет урн. А у нас попробуй, урну убери, будет скандал. И там считают, что другой человек не должен нести ответственность за ваш мусор. Это другое отношение.
Также министр назвала экоинициативу горожан о внедрении городских компостеров стоящей внимания, и что это можно делать, только нужно это делать правильно.
— Это можно делать. Но нужно понимать, что это все зависит от сознания людей. Человек должен понимать, что не надо туда закидывать все подряд, — отметила министр и рассказала, как на Байкале люди при наличии рядом с туалетом мусорных баков выкидывают мусор именно в туалет. — Это все в голове у нас. Если мы сами не начнем относиться ко всему по-человечески, то мы ни к чему не придем.
Министр рассказала, что в бытность преподавателем своих студентов она возила на свалку. По ее словам, «у нас мышление до мусорного ведра», выбросили в ведро и забыли. На вопрос, когда в Бурятии появится раздельный сбор мусора, министр заметила, что ни в республике, ни в целом по России к этому не готовы.
«Это вопрос денег — сортированный мусор вывозят несколько машин, что автоматически увеличит затраты и поднимет тариф на услугу по утилизации ТБО», — подчеркнула Наталья Тумуреева.
В Бурятии при проектировании новых мусорных полигонов сразу же учитываются комплексы для обработки, утилизации и обезвреживания твердых коммунальных отходов, которые после переработки становятся ресурсами. И здесь самым важным конечным звеном становится предприниматель, который будет перерабатывать эти ресурсы во вторсырье. Пока же нет ни постоянного притока нового сортированного мусора, ни тех, кто будет его перерабатывать. Но сама деятельность и по сортировке, и по переработке весьма перспективна, отметила Тумуреева.
Это новый нацпроект — экономика замкнутого цикла: благодаря переработке отходы тоже становятся ресурсом. Согласно нацпроекту, к 2030 году в стране будет производиться сортировка всех твердых коммунальных отходов, и не менее 25% из них должно быть направлено на переработку и производство вторичного сырья.