Но первыми короткометражный фильм конкурса «АртМастерс» увидели в Улан-Удэ на предпоказе, который прошел в Центре креативных индустрий 26 февраля. На презентации присутствовали создатели фильма, актеры и приглашенные. Создатели фильма — дальневосточная команда кинематографистов — рассказали о проекте, съемках, командной работе.
Проект «АртМастерс регионы» это творческая лаборатория, в которой могут принять участие молодые люди в возрасте 14-17 и 18-35 лет, желающие развиваться в сфере креативных индустрий. Из тех, кто подал заявки, формируются региональные команды, которые затем совместно создают фильм, спектакль или что-то еще, в зависимости от того, какое направление они выбрали.
Бурятия — локация и киноресурсы
В этом году команда из дальневосточного округа по направлению «Кино», в которую вошли кинематографисты из Улан-Удэ, Забайкальского края, Иркутска, Владивостока, Находки и других городов, снимала короткометражный фильм в Бурятии. В прошлом году местом съемок был выбран Якутск, а в этом — Улан-Удэ.
— В прошлом году конкурсный фильм снимался в Республике Саха, в этом году было решено поменять локацию, чтобы был задействован весь Дальний Восток. И было решено, что Бурятия достойна принимать такую большую команду, потому что у республики есть опыт, есть ресурсы, — рассказала продюсер картины, руководитель студии «БайкалКино» Дина Подпругина.
Действительно, для съемок этого короткометражного фильма были привлечены почти все киноресурсы республики.
— Этот фильм сплотил бурятское киносообщество. Это продакшн «4 ветра» Никиты Буланова, продакшн Булата Цыденешеева «Арчи фильм», оборудованием помогали «Монула филмс» Солбона Лыгденова и наш «БайкалКино». Так что можно сказать, что для того, чтобы делать качественный контент, объединяемся, друг друга усиливаем, и это классно, — подчеркнула продюсер.
Тем более, что сегодня правительство Бурятии в лице министерства культуры и АНО «Центр креативных индустрий» активно поддерживает кино. Приняты региональные нормативные акты, поддерживающие киноиндустрию, проходят кинофестивали, грантовые конкурсы.
— Огромное спасибо всем, кто помогал проекту. Спасибо министерству культуры, без такой всесторонней поддержки мы «болтались» бы по-своему, а так — когда есть поддержка со стороны правительства Республики Бурятия, законодательная и финансовая, это прекрасно, — сказала Дина Подпругина.
Министр культуры Бурятии Соелма Дагаева отметила, что благодаря таким федеральным проектам, как «АртМастерс», кинодеятели из регионов могут объединяться в большие команды, создавать уникальные проекты и строить свою карьеру.
— «АртМастерс» делает большое дело. Он не только команды регионов и федеральных округов объединяет, но и команды всей страны. Вы вместе работаете, знакомитесь, и в будущем у вас будут интересные коллаборации, и ваша карьера пойдет очень стремительно. Вы за четыре дня сняли фильм, сплотились, и я видела ваши глаза, ваше отношение друг к другу, признание друг друга, и это для каждого из вас хороший опыт, ваш вклад в будущее индустрии кино, — отметила министр.

Профессионалы
Короткометражный фильм длительностью 15 минут был создан в сжатые сроки, после чего оперативно прошли этапы монтажа, озвучивания и цветокоррекции. Съемки фильма проходили с 8 по 11 февраля. И хотя на съемки было затрачено всего четыре дня, сам процесс потребовал огромных усилий большой команды со всего Дальнего Востока. Именно результат командной работы в сжатые сроки оценивало жюри.
— За короткий срок вы всем доказали, что являетесь профессионалами. Вы не только объединились в команду, но и смогли создать творческий продукт. Важно, что «АртМастерс регионы» — это прежде всего командные соревнования. Работа в команде, особенно в новом коллективе — это всегда определенный вызов для творца. Именно этот вид творческой деятельности «АртМастерс» активно исследует, продвигает и развивает. Чтобы показать высокий уровень, вам пришлось быстро объединиться в команду, и показать свой профессионализм, — сказал в видеонапутствии на предпоказе Борислав Володин, руководитель проекта «АртМастерс».
Режиссером короткометражки стал Баяр Барадиев, выходец из Забайкалья. Автор сценария — Петр Набатчиков из Находки. За звуковое оформление отвечал Никита Сыроватко из Петропавловска-Камчатского, продюсером стала Валерия Мангушева из Владивостока, в съемках принимали участие и другие профессионалы из разных городов Дальнего Востока. «БайкалКино» под руководством продюсера Дины Подпругиной выступил местным партнером проекта.
Сам процесс подготовки к съемкам занял примерно две недели, и еще две недели ушли на постпродакшн. Итого — весь процесс съемок короткометражки занял около месяца.
— Абсолютно незнакомые ранее люди собрались. И для кино это такой уникальный прецедент, потому что это сфера, где проверенные люди, и ты в них уверен, и ты их берешь, потому что они подходят. А здесь все было наоборот. По условиям конкурса были отобраны разные ребята, которые будут выполнять разные задачи. За две недели до конкурса нам прислали сценарий, который тоже победил в отборе, и после этого мы начали подготовку: раздавали задачи по департаментам, художникам, операторам и так далее. И примерно где-то за неделю у нас начались плотные планерки в онлайн-режиме, и потом мы приехали и сняли все за четыре дня. И для такого опыта, такого прецедента, мне кажется, все прошло очень легко. Затем за неделю у нас был собран фильм, первый драфт, и еще неделя ушла на корректировку звука, цветокоррекцию и так далее, — рассказал режиссер фильма Баяр Барадиев.
Адский труд
Этот фильм — трогательная история о трех самостоятельных детях отца-одиночки, который боится познакомить их со своей подругой. Он откладывает знакомство, но дети сами берут инициативу в свои руки.
Дина Подпругина выразила особую благодарность актерскому составу, особенно юным дарованиям. Уникальным стало участие детей из семьи Хамутаевых: Номины, Тамира и Оли, исполнивших роли на экране. Алик Санжиев предстал в образе их киноотца, а телеведущая Мария Латышева впервые попробовала себя в роли киномамы.
Мама детей-актеров рассказала, что даже не думала, что кастинг пройдут все трое. Изначально актером хотел быть только Тамир. После просмотра одного из нашумевших российских сериалов он «заболел» кино и у него появилась мечта — стать актером. И в один из вечеров мама детей, просматривая чаты в телефоне, увидела объявление о кастинге. Посоветовалась с мужем, и они приняли решение попробовать, съездили на кастинг со всеми троими детьми. После первых кастинг-проб их пригласили на онлайн-собеседование с режиссером, после чего им объявили, что их выбрали. Хотя, как рассказал кастинг-директор проекта Булат Цыденешеев, они сначала составляли тройки из разных детей.
— Моя задача была — найти типажи характерных детей, которые еще друг с другом бы могли смотреться в кадре. И это непростая задача, потому что работать в кино с детьми и животными всегда тяжело. А тут еще троих детей найти, чтобы они были органичны в кадре. И когда уже Баяр принял решение, он сказал, что возьмем эту троицу родных. Я говорю: круто, потому что я сам на них запал, они очень крутые.
Детям очень понравился опыт съемок в кино. Хотя первый день съемок им с непривычки дался очень непросто.
— Мы очень устали, у нас болели ноги, потому что мы много стояли. И когда домой приехали, сразу же уснули. Зато на второй день уже привыкли. Больше всего понравилось, когда там пускали дым, и вообще все было очень круто. Понравилось все, много нового узнали. Оказалось, сниматься в кино непросто, — рассказала Номина.
Тамиру тоже понравилось все: и сниматься в кино, и сам процесс съемок, и он сказал, что обязательно будет пробовать сниматься еще. А вот их киномама сниматься в кино, наверное, больше не будет. Мария Латышева говорит, что сниматься в кино — это адский труд.
— Хотя у меня есть опыт работы перед камерой, это совершенно иной уровень. Я поняла, что актерское мастерство — невероятно трудная профессия. Нам приходилось делать до 25 дублей. Это изнурительная работа. Но в целом команда отлично справилась и результат получился замечательным. Это добрый и светлый фильм, именно то, что нужно сегодня. Дети проявили себя великолепно! Они запомнили сценарий даже лучше меня, и помогали мне с текстом, — рассказала телеведущая.
Кинопапа отметил, что работать с командой было легко, особенно с детьми. Единственная сложность возникла, когда по сценарию нужно было целоваться с киномамой.
— Я не хотел целоваться, — начал Алик Санжиев.
— Ну я тоже не горела желанием, — перебила его Латышева.
За кадром
Конечно, во время съемок фильма случались разные забавные истории и не всегда то, что хорошо для одного участника процесса, хорошо для другого. К примеру, по словам режиссера Баяра Барадиева, он очень переживал каким будет сценарий, который они получат. А получив его и прочитав, он выдохнул: «Слава богу, одна локация, ничего сложного». А по словам оператора-постановщика Никиты Буланова, для него это и было самое сложное: «Это квартира, маленькая комната, и нужно все эти 10 минут сюжета показать с разных точек, с разной динамикой, разные ракурсы. И все это не напутать и не перемешать».
— Была проделана очень большая работа за кадром. Над фильмом работали 30-40 человек, здесь не вся команда. Было много разных сложностей, но все в итоге получилось. Я надеюсь, что это станет подспорьем для будущих совместных проектов и будущего дальневосточного кино, — сказала продюсер фильма Валерия Мангушева из Владивостока.
Художник-постановщик из Иркутска отметила, что сначала переживала, как же она будет находить реквизит в другом городе, но в реальности не возникло никаких проблем — все оперативно доставалось, она постоянно ощущала поддержку и помощь.
— Изначально по сценарию детей звали по-другому. А дети — это единственные, кто выучил сценарий, и вдруг режиссер решает переименовать детей в фильме на их настоящие имена, и им пришлось заново переучиваться — привыкать звать друг друга настоящими именами, — рассказали создатели фильма.
На презентации фильма показали фильм о фильме, в котором также нашлось много интересных эпизодов: на съемках был специальный человек, который ловил падающий торт, камеру на капоте автомобиля закрепляли на ботинке одного из членов команды, и многое другое.
А еще на предпоказе был задан вопрос: «Как попасть в киноиндустрию?». Создатели лучшей короткометражки отвечают:
— Мы всегда открыты, всегда рады тем, кто к нам присоединяется. Это не так, что здесь есть какая-то конкуренция и все грызутся из-за этого, нет. Если специалисты прибавляются, то это нам только на руку, поэтому если вы горите этим и чувствуете, что это ваше — то велкам, добро пожаловать!
Отметим, что теперь дальневосточная команда, выигравшая в конкурсе «АртМастерс регионы», получает уникальный шанс — участие в акселерационной программе президентского фонда культурных инициатив. Это даст им возможность выиграть грант до 100 миллионов рублей на создание полнометражного кинофильма, а также разместить свои работы на партнерских стриминговых сервисах. Победители в каждой отдельной номинации автоматически получают право на участие в отборочном туре национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters-2025. Им также будет предоставлена возможность пройти стажировку в крупнейших компаниях или поучаствовать в проектах в сфере креативных индустрий.