На одиннадцатый день Великого Молебна Монлам Ченмо, который проходит в Иволгинском дацане в Бурятии, Хамбо Лама Дамба Аюшеев встретился с земляками великого йогина, перерожденца Нагарджуны — Соодой ламы (Цэдэна Соодоева). Гостями стали жители Баргузина и Курумкана, откуда родом знаменитый лама, сообщили в пресс-службе Иволгинского дацана.
История Соодой ламы
Соодой лама, родившийся в 1846 году и ушедший из жизни в 1916 году, известен как перерожденец Нагарджуны. Его жизнь и духовные достижения оставили глубокий след в истории буддизма. Однако точное место, где он реализовал «радужное тело» — высшую форму духовного совершенства, — долгое время оставалось неизвестным. Благодаря воспоминаниям пожилых жителей села Аргада, это святое место было обнаружено. Оно находится на возвышенности, откуда открывается вид на Баргузинскую долину, горы Элэсун, Сагаан-Нур и Угнасай.
Последние семь дней жизни Соодой ламы стали легендой. Он вступил в заключительный затвор высочайшей буддийской медитации, целью которой было преобразование физического тела в радужный свет. Это редчайшее достижение, доступное лишь единицам, демонстрирует возможность трансформации материального тела в пустоту за одну жизнь.
Один из учеников ламы, посетив его келью через несколько дней затвора, увидел Учителя, уменьшившегося до размеров 9-летнего ребенка. Этот удивительный случай до сих пор передается из поколения в поколение. В итоге тело Соодой ламы полностью растворилось в радужном свете, символизирующем единство пяти первоэлементов Вселенной и человека. Остались лишь его одежда, волосы и ногти. Одежда была передана родственникам из Аргады, а волосы и ногти использованы для закладки в Субурган.
Соодой лама завещал сохранить его одежду, сказав: «Тогда в следующем перерождении я вернусь за ней». На листке бумаги, хранящемся вместе с одеждой, записана дата его ухода: «Год Дракона, месяц Дракона, день Дракона. Соодой лама ушёл, 1916 год».Великий Молебен Монлам Ченмо
Монлам Ченмо, который длится 15 дней, традиционно собирает почётных гостей в резиденции Хамбо Ламы. Каждый день посвящён встрече с разными группами:
Первый день: близкие друзья Хамбо Ламы.
Второй день: главы районов Бурятии, поддерживающие буддийские общины.
Третий день: депутаты Народного Хурала Бурятии.
Четвёртый день: председатели районных и городского советов депутатов.
Пятый день: деятели культуры, преподаватели бурятского языка и члены жюри конкурса «Эхэ хэлэн — манай баялиг».
Шестой день: медицинские работники.
Седьмой день: борцы — чемпионы Праздника Хамбо Ламы Этигэлова.
Восьмой день: чабаны, владельцы социальных отар.
Девятый день: владельцы лошадей — победители Праздника Пандито Хамбо Ламы Этигэлова.
Десятый день: тренеры молодых спортсменов и представители хамниганов — одного из крупнейших родов Бурятии.
Монлам Ченмо продолжает объединять людей разных профессий и поколений, укрепляя духовные и культурные традиции Бурятии.