Всего в работе круглого стола приняли участие около шестидесяти человек, в том числе депутаты, активисты партии, представители общественности и научного сообщества.
Как отметил спикер круглого стола, руководитель фракции КПРФ в Народном Хурале Виктор Малышенко, благодаря своему уникальному значению Байкал включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1996 года, и чтобы обеспечить его защиту, в России в 1999 году был принят федеральный закон, определяющий специфику природоохранной деятельности в регионе.
— Согласно этому закону, возведение туристических объектов допускается исключительно в пределах населенных пунктов, находящихся в особых экономических зонах Байкальской природной территории. Документ накладывает значительные ограничения на хозяйственную деятельность, включая запрет на действия, оказывающие негативное влияние на экологию озера, строительство новых промышленных объектов и добычу байкальских эндемиков, таких как омуль и нерпа, — сказал Малышенко.
Руководитель Бурятского рескома КПРФ, депутат Госдумы России Вячеслав Мархаев обратил внимание аудитории на обстоятельства, предшествующие разработке законодательства, касающегося озера Байкал:
— Этот закон — уникальный, поскольку посвящен одному природному объекту и вошел в историю республиканского и российского парламентаризма. 16 ноября 1994 года в Улан-Удэ по принятию закона о защите Байкала состоялись выездные парламентские слушания. Организовать их тогда было непросто. Бурятские депутаты обратились к руководителям партийных фракций Госдумы и с их согласия вопрос о слушаниях был решен. На совещание приехали шесть депутатов Государственной Думы с нашим земляком Николаем Кондаковым, представители правительства РФ, законодательных собраний соседних регионов, руководство Бурятского научного центра, Байкальского лимнологического института и более 100 делегатов от властных структур и общественных движений Бурятии. В таких условиях проводился первый публичный разговор о том, каким быть закону о Байкале.
Вячеслав Мархаев выразил сожаление, что действующие члены Государственной Думы не смогли глубоко проанализировать предложенные корректировки в законодательство, касающиеся озера Байкал, и не получили консультаций от научного сообщества и профильных специалистов. Депутат поднял вопрос о приватизации земель в пределах населенных пунктов, находящихся на территории природных заповедников, что может привести к активному строительству инфраструктуры и нанести ущерб охраняемой природной зоне.
Он отметил, что изменения должны учитывать реальные нужды жителей региона, но не должны наносить вред окружающей среде, гарантировали не только сохранение, но и улучшение экологической обстановки на Байкале. Депутат предложил обязательное проведение научной экспертизы и учет мнения общественности при рассмотрении любых законодательных инициатив.
— В докладе я много цитировал мнение ученых, поскольку считаю, что без них нельзя принимать решения по важным вопросам, в том числе по Байкалу. Наука всегда определяла вектор технологического и социального развития цивилизации. Игнорирование мнения науки может привести к катастрофе, — заявил Мархаев.
Директор Лимнологического института Андрей Федотов в самом начале своего выступления привел цитату президента Владимира Путина, которая была произнесена во время рассмотрения проекта «Пять морей и озеро Байкал»: «Мы бережно должны относиться к озеру Байкал — общемировому достоянию, чтобы не сделать неверных шагов и не пожалеть об этом».
— Хотел бы остановиться на том материале, который преподносится как причина принятия поправок в закон о Байкале. Утверждается, что рассматриваемый законопроект не затрагивает особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Тем не менее в Гремячинском участковом лесничестве, а именно в заказнике «Прибайкальский», запланированы санитарные рубки на площадях в 6 и 12 гектаров, а в Сухинском — на 150 гектарах. В общей сложности в Иркутской области и Республике Бурятия вырубки намечены на 7 тысячах гектаров. При этом необходимость подобных мероприятий не всегда подтверждается актами лесопатологических исследований, а сами рубки влекут за собой строительство подъездных путей и организацию сплава леса.
Эксперт привел данные бурятского Росстата, согласно которым только в одном участковом лесничестве под заготовку древесины для личных нужд выделено 24 тысячи гектаров. Те же статистические данные указывают на то, что объемы приватизации жилья в Кабанском и Прибайкальском районах за 2023 год сопоставимы с Улан-Удэ. Ученый подкрепил свои доводы конкретными случаями, иллюстрирующими нестабильность границ водоохранной зоны. Эксперт подчеркнул, что в настоящее время любой желающий имеет право оспорить установленные в 2006 году границы и инициировать их пересмотр.
Также среди выступающих на круглом столе были представители общественности, научные деятели и неравнодушные граждане. Юрий Сикерин, общественный деятель и житель одного из прибайкальских поселков, подчеркнул необходимость всестороннего обсуждения предлагаемых изменений в законодательстве. Он отметил, что туристическое развитие вокруг Байкала сопровождается вырубкой лесов и интенсивной застройкой, хотя в границах поселков, в которых наблюдается отток населения, можно вместить до 5 тысяч туристов, не вырубая для этого леса.
Депутат Государственной Думы Николай Будуев, возглавляющий подкомитет по охране озера Байкал, обратил внимание на ситуацию в других регионах, в которых территории вокруг природных рекреационных объектов уже недоступны широкой общественности. Он подчеркнул, что действующее законодательство направлено на предотвращение разграбления земель вокруг Байкала.
— Сегодня закон спасает озеро Байкал в первую очередь запретом на перевод земель лесного фонда в земли иных категорий — под частные владения, туристические базы и так далее. Предлагаемые же изменения призваны сломать данный механизм под разными предлогами — от помощи местному населению до строительства селезащитных сооружений, — сказал Будуев.
По итогам обсуждения на круглом столе была подготовлена резолюция, содержащая ряд рекомендаций. Этот документ будет направлен депутатам Государственной Думы, которым предстоит рассмотреть поправки к законодательству о Байкале. Виктор Малышенко отметил, что участники круглого стола включили в резолюцию предложение о проведении всесторонней проверки действующих нормативных актов, регулирующих вопросы, связанные с озером Байкал. В резолюции отмечается, что «изменения законодательства, разрешающие сплошные рубки, несут колоссальные риски, между тем как современная ситуация позволяет осуществить жизнь и деятельность человека в рамках уже действующего законодательства».
Среди прочих предложений: формирование рабочей группы с участием специалистов и представителей общественности для совершенствования законопроекта; разделение вопросов экологической безопасности, экономического развития и туристической деятельности при рассмотрении законодательных инициатив; усиление контроля за соблюдением природоохранных норм и расширение экологического мониторинга. Также предложено развивать экологический туризм в качестве приоритетного направления для сохранения Байкала и поддержки местных жителей. Реализация этих мер будет способствовать сохранению уникальной экосистемы озера и обеспечит его устойчивое развитие. Кроме того, рекомендуется утвердить комплекс мер, направленных на увеличение финансирования и повышение эффективности строительства очистных сооружений, а также на внедрение системы мониторинга и предотвращения загрязнения сточными водами.