Иволгинский район Бурятии: где история дышит, культура поёт, а природа исцеляет

Иволгинский район был образован 25 августа 1939 года и занимает территорию 277 324 гектара. Административный центр — посёлок Иволгинск, расположенный в 29 км к юго-западу от Улан-Удэ. По данным на 1 января 2020 года, население района составляло 59 185 человек. На его территории находится 28 населённых пунктов, объединённых в шесть сельских поселений.

Иволгинский район Бурятии: где история дышит, культура поёт, а природа исцеляет

В начале XVIII века по указу русской администрации 500 семей эхирит-булагатов были переселены из Предбайкалья в долину Иволги для охраны южных рубежей государства. Кочевники выбрали долину вдоль реки Халюта и расселились до Гусиного озера. Новую родину они назвали Эбилгэ, что означает «благодатная, плодородная». Со временем название трансформировалось в Иволгу.

Административное устройство и дореволюционный период

В Национальном архиве Республики Бурятия сохранились документы, освещающие историю района. С 1805 года действовала Иволгинская сборная изба — орган местного самоуправления, подчинявшийся Иволгинскому волостному правлению Верхнеудинского уезда. В её ведении находилось 17 селений. В 1838 году в этих селениях насчитывалось 304 двора, 813 душ, 6232 га земли и 10 463 голов рогатого скота. Основными занятиями жителей были хлебопашество и промыслы. В 1884 году сборная изба была упразднена, а вместо неё образовано Иволгинское волостное правление, которое занималось сбором налогов, учетом населения, контролем за порядком и другими административными вопросами.

С момента образования Бурят-Монгольской АССР в 1923 году территория современного Иволгинского района входила в состав Верхнеудинского уезда. До 1924 года административное деление Бурятии было фрагментированным: бурятские хошуны и русские волости не имели чётких границ. В ходе реформы были созданы компактные территории, и к 1927 году осталось 9 аймаков и уездов, включая Верхнеудинский.

Советский период: от аймаков к району

26 сентября 1927 года Верхнеудинский уезд был преобразован в Верхнеудинский аймак, который в 1933 году переименовали в Тарбагатайский с центром в с. Тарбагатай. В 1938 году из его состава выделили Пригородный район, включивший сёла Иволга, Сотниково, Гурульба и другие.

25 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Иволгинский аймак в составе: Иволгинского, Каленовского, Гурульбинского, Саянтуевского, Заводского сельсоветов (из Пригородного района); Оронгойского и Гильбиринского сельсоветов (из Селенгинского аймака); посёлков Ганзурино и Кордон (из Тарбагатайского аймака).

8 июня 1940 года центр аймака перенесли из с. Саянтуй в улус Мангазай, переименованный в Иволгинск.

Послевоенные изменения и укрупнение

В 1950–1960-е годы административные границы неоднократно менялись: в 1954 году Заводской и Саянтуевский сельсоветы передали в Тарбагатайский аймак. 25 августа 1960 года Иволгинский аймак упразднён: часть территорий отошла к Селенгинскому аймаку, часть — к Советскому району Улан-Удэ. В 1963 году образован Улан-Удэнский сельский аймак, включивший земли бывших Иволгинского, Тарбагатайского и части Селенгинского районов.

Восстановление района и современность

15 августа 1985 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Иволгинский район был восстановлен в границах: Гурульбинский, Сотниковский, Оронгойский, Гильбиринский сельсоветы; Иволгинский поссовет. Позднее добавились Нижне-Иволгинский сельсовет (1987) и другие населённые пункты.

Иволгинский дацан — главный центр буддизма в России. Здесь находится резиденция Пандито Хамбо-ламы и действует буддийский университет. Одной из главных святынь дацана является нетленное тело Хамбо-ламы Итигелова, привлекающее паломников и туристов со всего мира.

Иволгинская долина — живописный уголок Селенгинской Даурии, сочетающий степные просторы, речные долины и горные отроги. Благодаря плодородным землям и мягкому климату район издавна славится земледелием и скотоводством.

Экономика района

Сельское хозяйство остается фундаментом экономики Иволгинского района. В 2024 году аграрный сектор показал стабильные результаты: производство скота в живом весе составило 11146 центнеров, а валовый надой молока достиг 49028 центнеров. Основу животноводства составляют молочное и мясное скотоводство, а также овцеводство. В растениеводстве район специализируется на выращивании овощей открытого грунта, картофеля и кормовых культур. В 2024 году сельхозпроизводители собрали 15237 тонн овощей и 12582 тонны картофеля.

Агропромышленный комплекс представлен 4 сельскохозяйственными производственными кооперативами, 4 обществами с ограниченной ответственностью, 2 предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, 118 крестьянскими фермерскими хозяйствами и 1729 личными подсобными хозяйствами. Доля сельского хозяйства в экономике района составляет около 40%, при этом личные подсобные хозяйства производят 62% валовой продукции, фермерские хозяйства — 23%, а сельхозорганизации — 15%. Среди ведущих сельхозпроизводителей выделяются КФХ Доржиев А.Г. (молочное и мясное животноводство), КФХ Вихрев Д.Е. (овощеводство), ИП Поспелов П.А. (зерновые культуры и мясное производство), ИП Русин А.М. (зерновые и кормовые культуры) и ИП Пурбуев Т.А. (мясное животноводство).

Промышленный сектор Иволгинского района представлен предприятиями различных отраслей. «Байкальская нерудная компания» занимается добычей гранита и производством материалов для дорожного строительства, участвуя в ключевых инфраструктурных проектах республики.

Рыбозавод «Байкал» специализируется на переработке байкальской рыбы и морепродуктов, используя современное оборудование из Германии, Италии, Польши и других стран. ООО «Котельный завод „Тапхар“» производит котлы центрального отопления, а ООО «ПП „МИДЗУ“» выпускает лакокрасочные материалы и полиграфические краски.

Строительная отрасль района представлена такими компаниями, как ООО «СТРОЙСИБ-7», ООО «МАГИСТРАЛЬСПЕЦ», ООО «ДОС-СТРОЙ», ООО «ТЭРЭНГИ» и другими, которые занимаются возведением жилых и нежилых зданий. ООО «ЗЕНИТ» производит товарный бетон, а ООО «БНК» — изделия из бетона для строительства.

Несмотря на ограниченность земель сельскохозяйственного назначения, район демонстрирует потенциал для роста. Планируется увеличение посевных площадей за счет ввода в оборот неиспользуемых земель, развития тепличного хозяйства, расширения производства зерновых и кормовых культур, а также внедрения лекарственного растениеводства. Инвестиционные проекты в агропромышленном комплексе и промышленности способствуют устойчивому развитию Иволгинского района, укрепляя его позиции как важного экономического центра Республики Бурятия.

Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ»: духовная столица российского буддизма

Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ», расположенный в селе Верхняя Иволга в 36 км от Улан-Удэ, является крупнейшим буддийским монастырским комплексом России и резиденцией главы Буддийской традиционной Сангхи России XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Основанный в 1945 году постановлением Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР, дацан стал первым действующим буддийским храмом после долгих лет запрета на религиозную деятельность в СССР. Первый молебен «Сахюусан хурал» был проведен здесь 12 декабря 1945 года под руководством гэбши Галсана Хайдуба, а в 1951 году власти официально выделили землю для монастырского комплекса, где были построены жилые дома для лам.

Архитектурный ансамбль Иволгинского дацана представляет собой уникальное сочетание бурятских, тибетских и китайских традиций культового зодчества. Центральное место занимает Согчен дуган – главный соборный храм, освященный в 1976 году. Особое значение имеет Дворец Хамбо Ламы Этигэлова, построенный в 2008 году для хранения нетленного тела XII Пандито Хамбо ламы Даши-Доржи Этигэлова, обретенного в 2002 году. Первым храмом дацана стал Чойра дуган (1947–1948 гг.), который сейчас служит факультетом философии. В 1970-х годах появился Диважин дуган – храм Чистой Земли Будды Амитабхи. В сентябре 2024 года был открыт новый Цогчен дуган «Цагаалха» высотой 34 метра, построенный на месте, где в 2013 году приземлился вертолет президента России.

Монастырский комплекс включает также храмы Будды Майтреи, Зеленой Тары, Авалокитешвары, тантрический Жуд дуган, священные ступы и оранжерею с деревом Бодхи. При дацане действует Буддийский университет «Даши Чойнхорлин», библиотека, музей и художественная мастерская, что делает его важным центром духовного образования и культуры.

Особое место в истории дацана занимает 2024 год, когда здесь была установлена бронзовая скульптура высотой 4,5 метра в честь 260-летия признания буддизма в России. На ней изображены Екатерина II и первый Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев, символизирующие исторический момент учреждения института Хамбо лам в 1764 году.

Иволгинский дацан ежегодно посещают десятки тысяч паломников и туристов. Здесь проводятся крупные буддийские праздники, такие как Сагаалган (Новый год) и Майдари хурал (день Будды грядущего). Уникальность дацана заключается не только в его архитектуре, но и в том, что здесь хранится нетленное тело Хамбо ламы Этигэлова – единственный подобный случай в мире.

Иволгинское городище - древний форпост империи Хунну в Забайкалье

В 2 километрах к юго-западу от современного Улан-Удэ, на левом берегу реки Селенги, расположен уникальный археологический памятник - Иволгинское городище, датируемое I веком до н.э. - I веком н.э. Этот комплекс, включающий Большое и Малое городища, а также обширный могильник, представляет собой остатки древнего протогорода, который служил важным административным, торговым и ремесленным центром на северной границе могущественной империи Хунну. Большое городище впечатляет своими размерами - 340 на 340 метров, с общей площадью укрепления 11,5 гектара. Крепость была защищена мощной системой из четырех валов, разделенных глубокими рвами. Стены укрепления представляли собой сложную конструкцию: с внешней стороны они были сложены из галькобетона, а с внутренней - из толстых деревянных досок.

Внутри крепости археологи обнаружили следы 54 жилых построек - это были квадратные полуземлянки со сторонами от 3 до 7 метров, углубленные в грунт до 1 метра. Жилища имели сложную систему отопления: очаг из каменных плит располагался напротив входа, а вдоль северной и западной стен проходил дымоход, заканчивающийся вытяжной трубой. Особый интерес вызывает центральное здание размером 15 на 11,5 метров - вероятно, резиденция местного правителя. Город отличался четкой крестовой планировкой, образуя жилые и ремесленные кварталы. Его обитатели занимались разнообразной деятельностью: земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, а также развитыми ремеслами - кузнечным, металлургическим, оружейным, гончарным и косторезным.

В 100 метрах к югу от основного городища расположено Малое городище трапециевидной формы, которое, вероятно, использовалось как загон для скота. В 800 метрах к северо-востоку археологи обнаружили обширный могильник площадью 8000 м², где было найдено 216 захоронений с останками 244 человек. История исследования этого уникального памятника началась в 1927 году, когда В.В. Попов вместе с коллегами впервые описал городище. Серьезные раскопки проводились в 1949-1950 годах Бурят-Монгольской археологической экспедицией, а в 1955 году экспедиция Ленинградского университета под руководством А.В. Давыдовой обнаружила могильник.

Сегодня Иволгинское городище имеет особое значение не только как археологический памятник (к настоящему времени исследовано лишь около трети территории), но и как важный культурный символ. С 2005 года здесь ежегодно проводится фестиваль гуннской культуры, а в 2011 году был представлен проект реконструкции древней крепости в натуральную величину. Власти Улан-Удэ даже рассматривают возможность включения территории городища в городскую черту, что символически "состарит" столицу Бурятии на две тысячи лет. В 2019 году начались масштабные работы по реконструкции памятника, которые позволят создать здесь уникальный музей под открытым небом, сохраняющий память о великой кочевой империи Хунну, оставившей глубокий след в истории Центральной Азии.

Герои Иволгинской земли: подвиги на фронте и в тылу

Из Иволгинского района на фронты Великой Отечественной войны ушли 3500 человек, 1066 из них не вернулись домой. Эти страшные цифры складываются из потерь каждого сельского совета: Оронгойского - 214 человек, Гильбиринского - 177, Нижнеиволгинского - 54, Гурульбинского - 109, Сотниковского - 63. Среди тех, кто сражался за Родину, были настоящие герои. Полный кавалер орденов Славы Илья Степанович Яковлев, чьи подвиги стали легендой. Но особенно трогательны судьбы женщин-фронтовичек.

18-летняя Ольга Житихина из Улан-Удэ ушла на фронт сразу после окончания курсов медсестер. Хрупкая девушка стала настоящим ангелом-хранителем для сотен бойцов. Под бомбежками и обстрелами, на своих плечах и плащ-палатках она выносила раненых с поля боя. Ее мать до конца дней ждала дочь, не веря "похоронке" - верила, что Оля просто потеряла память от ранения и когда-нибудь вернется.

Не менее драматична судьба Елизаветы Фрёзе, родившейся в 1944 году в немецком трудовом лагере. Ее спасла Красная Армия, когда девочке было всего 8 месяцев. А Полина Брянская из Ганзурино прошла снайперскую подготовку и дошла до Берлина. После войны она работала бухгалтером в колхозе, оставив после себя троих детей и множество наград, включая орден Отечественной войны II степени.

Сергей Максимов, призванный в 17 лет, служил в воздушно-десантных войсках на Втором Украинском фронте. После войны прожил с супругой 59 лет, воспитав двух дочерей. Георгий Посельский из Ошурково воевал в 90-й гвардейской дивизии, прошел ад уличных боев в Берлине, а после войны вырастил семерых детей. Его воспоминания о последних днях войны - когда бои продолжались даже после капитуляции Германии - особенно ценны.

Чойнхор Очиров начал службу на Тихоокеанском флоте, а затем участвовал в Петсамо-Киркенесской операции в Заполярье. Его рассказы о морских десантах под шквальным огнем передают весь ужас и героизм тех дней. После войны он вернулся в родное село, где работал мелиоратором.

Особая страница истории - дети войны. Те, кто родился с 1928 по 1945 год, рано повзрослели. Они работали на полях и фермах, собирали лекарственные травы для фронта, писали письма бойцам. В 2014 году в Иволгинске открыли памятник "Детям войны 1941-1945", где ежегодно 9 мая проходят торжественные митинги.

Почетные граждане Иволгинского района: гордость и слава родного края

Иволгинский район по праву гордится своими выдающимися земляками, удостоенными звания Почетных граждан. Эти люди своим самоотверженным трудом, талантом и преданностью родной земле внесли неоценимый вклад в развитие района.

Особое место среди Почетных граждан занимают представители сельского хозяйства. Алексей Климович Балалаев - заслуженный работник агропрома Бурятии и отличник народного образования. Пурбо Будажапович Банзаров в должности директора совхоза "Заветы Ильича" добился удвоения урожайности и повышения продуктивности животноводства. Мария Доржиевна Пурбуева, начав трудовой путь в 14 лет, стала заслуженным животноводом Бурятской АССР, дважды награжденная орденом Трудового Красного Знамени.

Владимир Иванович Алферов - заслуженный экономист Республики Бурятия, чья профессиональная деятельность отмечена множеством наград.

В сфере образования и культуры особо выделяются Галина Дашиевна Дугарова, проработавшая 37 лет в Нижне-Иволгинской школе, и Раиса Васильевна Кузнецова, посвятившая 41 год обучению детей в Гурульбинской школе. Анна Апполоновна Кокорина - краевед и журналист с 35-летним стажем, внесла значительный вклад в сохранение истории района.

Строительная отрасль представлена такими выдающимися личностями, как Дмитрий Базарович Савельев - заслуженный строитель России, и Василий Базарович Чимитов - бывший председатель Иволгинского райисполкома, при котором район добился значительных экономических успехов.

Культурное и спортивное наследие Иволгинского района

Культурную жизнь района обогатила Уржима Содномовна Цыдыпова, создавшая народный ансамбль "Гуламта", и Бимба Цыденович Доржиев - хранитель святынь Иволгинского дацана.

Иволгинская земля воспитала множество талантливых людей, прославивших родной край в сфере культуры и искусства. Особое место среди них занимает Владимир Самажапович Запханов - основатель и бессменный руководитель Гильбиринского народного театра миниатюр. Этот заслуженный работник культуры РФ, выпускник ВСГИК, за более чем полувековую творческую деятельность поставил свыше 60 спектаклей, создав уникальный репертуар из произведений бурятских, российских и зарубежных авторов. Его имя по праву занесено в "Книгу Почёта работников культуры Республики Бурятия".

Незабываемый след в музыкальном искусстве Бурятии оставил Жаргал Цыденович Бадмацыренов - народный артист Республики Бурятия. Уроженец села Верхняя Иволга, он с юных лет покорял земляков своим талантом. Окончив музыкальное училище имени Чайковского, Жаргал стал солистом ансамбля "Байкал", мастерски исполняя произведения различных жанров - от народных до эстрадных. Его преждевременный уход оборвал яркую творческую биографию, но оставил в памяти народа образ вечно молодого, обаятельного артиста.

Значительный вклад в сохранение народных традиций внесли Даши-Доржо Бальжинимаевич Базаров - заслуженный работник культуры РФ, пропагандист бурятского фольклора; Уржима Содномовна Цыдыпова - создатель народного ансамбля "Гуламта"; Софья Содномовна Содномова - основатель ансамбля "Оронго"; Иван Иванович Федотов - организатор хора русской песни "Сударушка".

Литературное наследие района представлено творчеством народного писателя Бурятии Намжила Гармаевича Балдано и поэта Алексея Даниловича Бадаева.

Не менее ярко иволгинцы проявили себя в спорте. Борис Жамьянович Зориктуев из села Оронгой стал чемпионом СССР по боксу, участником Олимпиады-1972 в Мюнхене. В его честь назван Дворец спорта в Иволгинске. Особого внимания заслуживают спортсмены района. Баир Доржиевич Омоктуев - двукратный чемпион мира по боевому самбо, золотой призер Всемирных игр боевых искусств. Ойдоп Жамьянович Гармаев - мастер спорта СССР по боксу, впоследствии ставший заслуженным экономистом.

Наследники творческой славы Иволгинской земли

Каждый житель Бурятии с детства знает проникновенные строки гимна "Таежная, озерная, степная". Автором музыки на стихи народного поэта Дамбы Жалсараева является композитор Анатолий Андреев. И хотя родился он в Улан-Удэ, юность и становление как творческой личности неразрывно связаны с Иволгинским районом, где он окончил среднюю школу. За свою жизнь Анатолий Андреев создал более 100 музыкальных произведений в различных жанрах, среди которых настоящие народные хиты: "Тоонто нютаг", "Эжэмни", "Эгэшэ аха хоёрни" и многие другие.

В творческом тандеме с другим выдающимся иволгинцем - поэтом Алексеем Даниловичем Бадаевым (настоящее имя Бадмын Лэксэг) - был создан гимн Иволгинского района "Ивалгамни". Алексей Бадаев, родившийся 25 августа 1928 года в селе Олзон, стал классиком бурятской литературы. Его стихи вдохновляли многих композиторов, включая Анатолия Андреева, Баира Батодоржиева, Ларису Санжиеву, а также современных авторов и исполнителей - Алагуя Егорова, Нара-Оюу и других.

Особое место в литературном наследии района занимает Бавасан Доржиевич Абидуев из улуса Янгажин, которого по праву называют родоначальником бурятской детской литературы. В знак признания его заслуг Республиканской детской библиотеке было присвоено его имя.

Иволгинская земля подарила бурятской культуре и других выдающихся творцов. В улусе Оронгой родился известный драматург Намжил Балдано, чья судьба сложилась непросто. Осиротев в 11 лет, он начал работать киномехаником в сельском клубе, одновременно создавая пьесы для театрального кружка. Именно тогда проявился его драматургический талант. Его пьесой "Прорыв" открыл свой первый театральный сезон Бурятский национальный театр драмы, где Балдано работал актером и был первым автором. Образ драматурга увековечен в бюсте работы его земляка - уроженца поселка Оронгой, одного из самых известных бурятских скульпторов Эрдэни Цыденова.

Современный районный центр - поселок Иволга - стал родиной народного артиста РСФСР Юрия Муруева. Выступая на сцене Бурятского театра оперы и балета, Юрий Муруев прославился как лучший исполнитель ролей классического репертуара.

Эти выдающиеся личности, вышедшие из Иволгинского района, стали гордостью не только родной земли, но и всей бурятской культуры. Их творческое наследие продолжает вдохновлять новые поколения художников, музыкантов, писателей и артистов, сохраняя и преумножая культурные традиции нашего края.

Природные достопримечательности Иволгинского района

Иволгинский район богат разнообразными минеральными целебными источниками, а также представляет собой богатейшую сокровищницу истории и культуры бурятского народа.

В окрестностях села Нижняя Иволга, у подножия горы Баян Улаан, расположен комплекс Арюун булаг – Чистый ключ, история которого связана с первым после Великой Отечественной войны Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым, основателем Иволгинского дацана. Близ дацана находится старинный источник Булаг, который ламы считают святым и используют для лечения. В 700 метрах к северу от села Верхняя Иволга расположен ещё один целебный источник, впадающий в реку Халюта.

В 10 км к северо-западу от села Иволгинск находится аршан Ошор булаг, состоящий из семи ручейков. По легенде, здесь когда-то остановился караван с ламой, который, испив воды, оставил в источнике буддийские атрибуты. Ещё один известный родник – Ута булаг, обладающий радоновыми свойствами, расположен в отрогах Хамар-Дабана, в 5 км от села Ключи. Его название переводится как «длинный родник», и здесь бьют 16 ключей, вода которых в начале XX века подавалась по желобу к Янгажинскому дацану. Этот аршан помогает при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, женских болезнях, проблемах с почками, печенью и желудочно-кишечным трактом.

В 25 км от села Хурамша, у подножия горы, находится аршан Ухаа Толгой, известный своими целебными свойствами при болезнях суставов и почек. Неподалёку, в 6 км от Хурамши, расположен источник Баялаан (Баян Улаан), помогающий при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Ещё один лечебный родник – Сагаан жалга – находится в 3 км от села Оронгой и эффективен при болезнях дыхательной системы.

Особого внимания заслуживает Ноолиин Аршан, открытый ламами в 12 км от Хурамши. Его вода помогает при заболеваниях органов дыхания, а целебный воздух, насыщенный ароматами тайги, способствует укреплению иммунитета. Местные жители утверждают, что регулярные посещения этого места сохраняют здоровье до глубокой старости.

Одним из самых живописных мест района является природно-культовый памятник Шунhэтэ, расположенный в 7 км от Хурамши. Это уникальная лиственничная роща среди степей, где обитают цапли, а окружающие её озёра и сопки создают удивительный ландшафт. Место считается священным, и здесь установлен субурган для проведения обряда почитания духов воды.

Особую духовную значимость имеет местность Улзын Добо – родина XII Пандито Хамбо ламы Даша-Доржо Этигэлова. Здесь находится источник, вода которого, по поверьям, содержит столько же серебра, сколько священный Ганг. Рядом возведён субурган, где принято молча размышлять о вечном. Посетители должны соблюдать традиции: оставить монету, умыться водой и очиститься от негативной энергии.

Аршан Халюты: целебный источник с древней легендой

В 12 километрах к северу от села Верхняя Иволга, неподалеку от Иволгинского находится уникальный целебный источник - Аршан Халюты. Этот минеральный источник, расположенный в живописной местности, издавна почитается местными жителями за свои чудодейственные свойства.

Вода Халютинского аршана используется для лечения широкого спектра заболеваний – от болезни системы кровообращения до кожных заболеваний. Важно отметить, что воду из источника не рекомендуется пить - ее целебные свойства проявляются при наружном применении во время купаний и обливаний.

С этим местом связана трогательная бурятская легенда. Давным-давно жила семья, в которой росла прекрасная, но тяжело больная девушка по имени Халюта. Никакие лекари не могли ей помочь. Однажды ее отец, возвращаясь с охоты, обнаружил бьющий из-под земли ключ. Испив воды, он почувствовал необычайный прилив сил. Принесенную домой воду дали Халюте - и девушка начала оживать. Когда же ее искупали в источнике, она полностью исцелилась. С тех пор к этому месту стали приходить люди, надеясь получить исцеление от своих недугов.

Сегодня Аршан Халюты остается популярным местом паломничества для тех, кто ищет исцеления и духовного обновления. Его близость к Иволгинскому дацану (всего 12 км) делает его особенно привлекательным для посетителей буддийского монастыря.

Местные жители и посетители относятся к источнику с большим почтением, соблюдая традиционные правила поведения на священных местах. Здесь часто можно увидеть буддийские ритуальные ленточки-хии морин, повязанные на деревьях вокруг источника.

Таким образом, Иволгинский район сочетает в себе природные богатства и глубокую духовную культуру, предлагая уникальные возможности для исцеления, увлекательных путешествий и познания традиций бурятского народа.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру