Чиновник будет находиться в СИЗО до 3 июня 2025 года в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение полномочий группой лиц по предварительному сговору из корыстной заинтересованности). Громкое дело расследует Управление ФСБ России.
В этот же день, 13 мая, глава Бурятии Алексей Цыденов своим указом отправил министра в отставку. Основанием для увольнения стала утрата доверия, о чем он сам сообщил в телеграм-канале.
Следствие утверждает, что Гоге искусственно создавал препятствия для участия в электронном аукционе компаний ООО «Стройинком» и ООО «ИркутскДорСтрой», одновременно лоббируя интересы ООО «Доринвест». В результате с последней был заключен госконтракт на ремонт автодороги «Улан-Удэ – Романовка – Чита» стоимостью 1,197 млрд рублей, что, по версии следствия, привело к неэффективному использованию бюджетных средств на сумму 6 млн рублей.
Остаться должен только один
Аукцион на ремонт участка трассы (км 58+536 – км 78+000) был объявлен в июне 2024 года с начальной ценой 1,197 млрд рублей. На участие в конкурсе подали заявки три компании: «Стройинком» с предложением 1,083 млрд рублей, «ИркутскДорСтрой» — 1,089 млрд рублей и «Доринвест» — 1,119 млрд рублей. 24 июля конкурсная комиссия, в состав которой входили представители Управления автомобильных дорог Бурятии, рассмотрела все заявки и приняла решение отклонить две из них, признав соответствие требованиям только заявки «Доринвеста».
Основания для отказа были, мягко говоря, формальными: у «Стройинкома» в независимой гарантии отсутствовали обязательные реквизиты (телефон и адрес электронной почты бенефициара), а также компания не предоставила полный пакет документов, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ. В случае с «ИркутскДорСтроем» комиссия обнаружила, что представленный договор содержал приложения без необходимых подписей и печатей.
Поскольку в результате рассмотрения соответствовала требованиям только одна заявка, аукцион был признан несостоявшимся, это дало заказчику право заключить контракт с единственным оставшимся участником — компанией «Доринвест». Дальнейшие события показали, что ситуация оказалась гораздо сложнее и привела к серьезным последствиям, включая уголовное дело в отношении министра транспорта региона.
ФАС выявила нарушения
26 июля ООО «ИркутскДорСтрой», чья заявка была отклонена, направило жалобу в Федеральную антимонопольную службу. ФАС России, рассмотрев дело 2 августа, признала жалобу обоснованной и вынесла предписание об устранении нарушений. В этот же день заказчик обратился в Министерство финансов Бурятии за согласованием контракта с ООО «Доринвест», но получил благоразумный отказ в связи с рассмотрением жалобы антимонопольной службой.
Последующая внеплановая проверка подтвердила наличие нарушений в действиях закупочной комиссии. В результате 20 августа состоялось повторное рассмотрение заявок. И хотя состав ее был обновлен, итог остался прежним: заявка ООО «Доринвест» вновь признана «самой-самой», а предложения двух других участников были отклонены. И это - несмотря на позицию ФАС.
Основания для отказа были дополнены новыми выводами. В отношении ООО «Стройинком» комиссия оставила в силе предыдущее решение об отклонении заявки по ранее установленным основаниям. А вот для ООО «ИркутскДорСтрой» обнаружилось реальное препятствие - недостоверная информация. Как выяснилось, компания представила на конкурс дополнительное соглашение от марта 2021 года к муниципальному контракту в Иркутской области в качестве подтверждения соответствия требованиям закупки. Как установила комиссия, в реестре контрактов Единой информационной системы данное дополнительное соглашение отсутствовало и фактически являлось подложным. Кроме того, недостоверность документов со стороны ООО «ИркутскДорстрой» подтвердила администрация Осинского муниципального района Иркутской области.
21 августа 2024 года ООО «ИркутскДорСтрой» повторно обратилось в ФАС России с жалобой на действия закупочной комиссии. Но на этот раз антимонопольная служба признала жалобу необоснованной, подтвердив правомерность решений конкурсной комиссии.
«Доринвест» опять в дамках
2 сентября 2024 года заказчик — ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» — предпринял новую попытку согласовать контракт с ООО «Доринвест» в Министерстве финансов республики. Но и на этот раз получил отказ. Причиной стало выявление новых нарушений: в ходе внеплановой проверки установлено, что ООО «Доринвест» предоставило неполный пакет документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям закупки. В ответ Республиканское агентство по государственным закупкам подало в Арбитражный суд Москвы заявление о признании решения ФАС недействительным.
20 сентября ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Бурятии» инициировал новую закупку на ремонт участка автодороги Улан-Удэ-Романовка-Чита. На этот раз был выбран формат открытого электронного конкурса с начальной ценой 1 197 256 459,14 руб. Откликнулись два участника: ООО «ИркутскДорСтрой» — предложение 1 191 млн руб. и ООО «Доринвест» — 1 197 млн руб. В итоге «ИркутскДорСтрой» получил 60 баллов, а «Доринвест» — 99,7 баллов.
31 октября комиссия признала победителем ООО «Доринвест». 11 ноября подписан государственный контракт на полную заявленную сумму 1 197 млн рублей с условием 10-процентного авансирования.
Сколько веревочке не виться…
Как уточнил зампред правительства Бурятии Вячеслав Сухоруков, Александр Гоге обвиняется в превышении должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ). При этом Сухоруков подчеркнул, что речь не идет о прямом хищении бюджетных средств, несмотря на распространяющиеся в федеральных СМИ слухах о якобы «похищенных миллиардах».
- Речь о прямом хищении на сегодняшний момент не идет, - подчеркнул зампред. - Подрядчик, который выиграл этот конкурс, приступил к исполнению своих обязанностей. Ждем дальнейшей информации от официальных органов расследования.
Чиновник заверил, что само расследование не повлияет на ход ремонтных работ на объекте, которые начались и ведутся.
Следствию предстоит выяснить – действительно ли бурятская компания выиграла тендер благодаря объективным преимуществам, или же в исходе аукциона сыграла роль пресловутая «личная корыстная» заинтересованность чиновников дорожного ведомства республики?
Отметим, что стоимость контракта для государства оказалась выше на 6 миллионов рублей. Разница небольшая, особенно при общей стоимости работ в 1,2 млрд. Сам контракт достался местной компании, а не подрядчикам из Иркутска или Читы, чему можно было бы порадоваться, не будь того, что мы в результате получили: очередной коррупционный скандал на ровном месте.