На заседании Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия был рассмотрен отчет о проверке целевого использования бюджетных средств, выделенных в виде грантов на развитие семейных ферм в 2020-2024 годах. Проверка выявила серьезные недостатки в системе распределения и контроля за использованием государственной поддержки.
Федеральные субсидии выделялись в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства для поддержки малых форм хозяйствования. Однако в республиканском порядке предоставления грантов, утвержденном правительством Бурятии, обнаружены существенные недоработки. С 2024 года отменено требование подтверждать платежеспособность получателей грантов, что повышает риски нецелевого использования средств. Также больше не требуется обязательное предоставление проектно-сметной документации, что может привести к завышению стоимости строительных работ.
Особую озабоченность вызывает отмена правила, запрещавшего повторное выделение грантов на один и тот же объект. Это создает возможность для злоупотреблений, когда одна и та же ферма может получать поддержку несколько раз под разными владельцами. Кроме того, с 2024 года перестали анализировать рыночные цены при закупках за счет грантов, хотя и ранее такой анализ фактически не проводился.
За проверяемый период 31 фермерское хозяйство получило гранты, преимущественно на развитие мясного животноводства. Однако выявлены случаи неполного выполнения работ при полном освоении выделенных средств. Серьезной проблемой оказалось систематическое нарушение сроков предоставления отчетов - из 19 грантополучателей 10 сдали отчеты с опозданием до 828 дней. При этом 14 из 19 представленных отчетов не были приняты из-за замечаний, но меры к нарушителям не применялись. Объем потенциальной дебиторской задолженности оценивается в 130 млн рублей.
Проверка выявила серьезные нарушения в контроле за реализацией сельхозпродукции, произведенной на средства грантов. Вопреки установленному порядку, министерство учитывало только факт производства, игнорируя обязательный показатель реализации продукции, который можно проверить через систему "Меркурий".
Анализ данных показал тревожную тенденцию: в большинстве случаев сведения о реализации в системе "Меркурий" в разы отличаются от отчетных данных получателей грантов. Расхождения могут указывать на: завышение показателей в заявках на гранты; нарушение требований по внесению данных в систему; неучтенный вывоз продукции в другие регионы.
Особую озабоченность вызывает практика неоформления ветеринарных документов при продаже скота. По словам фермеров, значительная часть животных вывозится в другие регионы "на откорм" без должного оформления. Например, два получателя гранта, закупившие по 400 телок, практически не оформляли сопроводительные документы: за 3 года - всего 2 документа на 2 головы, а второй фермер за 2 года не оформил ни одного.
Проверка также выявила случаи, когда гранты получали номинальные владельцы ферм, в то время как реальным выгодоприобретателем оказывался продавец скота. Такая схема ставит под сомнение эффективность использования государственных средств и может негативно сказаться на обеспечении местного рынка мясной продукцией.
Конкурсный отбор грантополучателей также вызывает вопросы. Комиссия принимала противоречивые решения в аналогичных ситуациях, отсутствовали четкие критерии оценки заявок. Это создает почву для субъективных решений и размывает ответственность.
По итогам проверки Счетная палата направит представление в Минсельхоз Бурятии с требованием усовершенствовать порядок предоставления грантов. Материалы проверки также будут направлены главе республики, Народному Хуралу и прокуратуре для принятия соответствующих мер.