Музей, отметивший в 2023 году свое столетие, по праву считается одним из старейших в Сибири и важнейшим культурным центром региона. Имя известного бурятского ученого-этнографа, просветителя Матвея Николаевича Хангалова (1858-1918) учреждение носит с 1958 года.
Коллекция музея насчитывает более 150 тысяч экспонатов, многие из которых не имеют аналогов. Выдающуюся ценность представляют археологические находки эпохи хунну, буддийские реликвии, этнографические коллекции и произведения декоративно-прикладного искусства Сибири. Жемчужиной собрания является уникальный Атлас тибетской медицины — свод из 76 картин-иллюстраций к медицинскому трактату XVII века «Вайдурья-онбо», созданный в Тибете в конце XIX века. Иллюстрации написаны на тонком льняном полотне фабричного производства в конце XIX века в Тибете. Атлас хранится в фондах Национального музея Бурятии и является единственной полной копией тибетского подлинника XVII века. Из-за хрупкости и ценности экспоната он демонстрируется по частям.

Туристов впечатляет коллекция костюмов и масок буддийской мистерии Цам, раскрывающая богатые духовные традиции региона. По словам сотрудников музея, ежемесячно его посещают 2-3 тысячи человек, включая туристов из соседних регионов и зарубежных стран, в первую очередь из Китая и Тайваня. Среди знаменитых гостей музея — буддолог Роберт Турман, Жадо Римпоче и актер Стивен Сигал.

Сотрудники музея истории Бурятии рассказали о наиболее ценных экспонатах коллекции. Старейшим предметом в фондах является буддийская танка Манджугхоша XIX века, изображающая одну из форм Бодхисаттвы Манджушри — покровителя мудрости и знаний. Этот редкий артефакт был создан в Тибете и обладает высокой духовной значимостью.

Среди новых приобретений музея — бронзовый сигнальный колокол с эсминца «Быстрый», где служил Герой России Алдар Цыденжапов. Торжественная передача этой реликвии состоялась в сентябре прошлого года.
В основной экспозиции «История Бурятии» представлено более 300 предметов, охватывающих период от древности до современности. Как поясняют музейные работники, ротация экспонатов происходит по строгому графику: «Нет очереди на экспонирование — каждый предмет включается в выставки согласно разработанным планам. Полная замена экспозиции представляет собой многоэтапный процесс, включающий отбор, подготовку и монтаж». Специфические условия хранения требуют временного изъятия некоторых экспонатов из залов. Этот процесс регламентирован «Едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов».
Музей активно сотрудничает с таможенной службой Бурятии. В декабре 2024 года таможня передала в фонды Национального музея два редких экспоната — каменную скульптуру-тотем в виде обезьяны и старинную шкатулку, обогатив коллекцию новыми артефактами.
За свою 100-летнюю историю музей пережил множество преобразований. От момента создания и формирования первых коллекций до длительного 18-летнего закрытия экспозиций, от трудностей сохранения культурного наследия до многократных переездов фондов. Название учреждения также менялось — от Бурят-Монгольского национального музея до антирелигиозного музея, затем Республиканского краеведческого музея БМАССР и, наконец, музея истории Бурятии. Каждый этап развития музея отражает ключевые вехи в истории общества.
С 2011 года четыре ведущих музея республики объединились в Национальный музей Бурятии: музей истории им. М.Н.Хангалова, художественный музей им. Ц.С.Сампилова, музей природы Бурятии и Новоселенгинский музей декабристов. Это объединение позволило создать мощный культурный центр.
Среди современных социальных проектов выделяется «Тактильная юрта» для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. В этом пространстве представлены реплики традиционных предметов для тактильного изучения, а фильмы о бурятской культуре сопровождаются сурдопереводом и титрами.
Младший научный сотрудник Раджана Будаева провела экскурсию для «МК в Бурятии», продемонстрировав наиболее значимые экспонаты. Вход в музей «охраняют» священные львы — фрагменты буддийского храма 1915 года работы мастера Бальжи, олицетворяющие защиту Учения Будды. Глубокое впечатление на посетителей производит панорамная картина, изображающая историческую делегацию хори-бурят к Петру I в 1702-1703 годах, когда представители 11 родов добились от императора указа о сохранении своих земель и кочевий. Этот эпизод стал переломным моментом в истории бурятского народа.
Посетители Национального музея могут узнать из письменных источников, что в XII веке на территории современной Бурятии существовала страна Баргуджин Тукум. В археологических экспозициях внимание привлекают образцы вооружения воинов XVIII-XIX веков, некоторые из них украшены коралловой инкрустацией. Эти ценные предметы были собраны этнографическими экспедициями и переданы в музей, где за их сохранностью следят профессиональные хранители.

«Каждая страна создает свои шедевры, отражающие особенности культуры и традиций. Неизменный восторг у посетителей вызывают экспонаты буддийской тематики», — отмечает сотрудник музея Раджана Будаева. В коллекции представлены бурятские, монгольские и китайские скульптуры, среди которых выделяется мандала Гунриг — неповторимая композиция первой бурятской школы деревянного зодчества, основанной Санжи-Цыбиком Цыбиковым (1877-1934) в Янгажинском дацане. Из 37 оригинальных фигур этой композиции 34 были спасены и переданы в музей после закрытия дацана в 1938 году.
Пристального внимания заслуживают работы школы Гомбодоржийн Дзанабаздара (1635-1723) — первого монгольского Богдо-гэгэна, выдающегося скульптора и основателя монгольской портретной живописи. В экспозиции представлены редкие образцы мандалы Гунриг индийского происхождения, включая скульптуру Гунриг Махавайрочана, воплощающую космический принцип вселенского разума.
Центральное место в коллекции занимает китайская фарфоровая композиция XIX века, выполненная в технике эмали с глазурью в стиле «зеленое семейство». Она изображает Хашин Хана (Пу-тая) — покровителя детей, бедных и слабых, символа счастья и богатства. Эти бесценные экспонаты позволяют посетителям проникнуть в глубины духовного мира буддийской культуры и оценить мастерство восточных художников и скульпторов.
В фондах музея бережно хранятся памятные дары от различных делегаций. Среди них выделяется декоративная фарфоровая ваза, подаренная китайской делегацией в 2014 году. Утонченный сосуд с узким горлом, выполненный из эмали с глазурью, символизирует сохранение тайн мироздания.

Неизменный интерес у посетителей вызывает техника советской эпохи — мотоцикл «ИЖ-ЗК» с коляской производства Ижевского машиностроительного завода. Этот раритет постоянно привлекает внимание любителей техники.

Подлинным достоянием коллекции является светло-голубое сценическое платье — костюм Ангары из балета «Красавица Ангара», в котором выступала легендарная Лариса Сахьянова (1928-2001). Изысканный наряд первой профессиональной бурятской балерины, удостоенной в 1963 году звания народной артистки СССР, вызывает восхищение у ценителей искусства. После завершения сценической карьеры Сахьянова передавала свое мастерство ученикам, обучая их сценическому искусству.
Эти уникальные экспонаты не только повествуют об истории и культуре Бурятии, но и создают живую связь времен, сохраняя память о важнейших событиях и выдающихся личностях.