"Стихи начинаются с противоречия": пронзительное наследие бурятской поэтессы Елены Жамбаловой

В Бурятии на 39-м году жизни скончалась талантливая поэтесса Елена Жамбалова – у нее остановилось сердце. За несколько лет до ухода Елена дала откровенное интервью еженедельнику "МК в Бурятии", в котором раскрыла секреты своего творчества и взгляды на поэзию.

"Стихи начинаются с противоречия": пронзительное наследие бурятской поэтессы Елены Жамбаловой
Фото: из личного архива Елены Жамбаловой.

Поклонникам бурятской поэзии, особенно активным пользователям социальных сетей, имя Елены Жамбаловой было хорошо знакомо. Скромная и самокритичная, но при этом яркая и невероятно талантливая, она умела задеть читателя за живое своими стихами, в которых удивительным образом сочетались библейские мотивы и современная лексика. Ее произведения вызывали у аудитории самые сильные эмоции - от мурашек по коже до слез. Ее посты со стихами в социальных сетях люди проглатывали как лекарство от всего.

Родившаяся в Красноярском крае в 1986 году девушка с ахматовским профилем и неординарным мышлением переехала в Бурятию вместе с матерью и сестрой в 1998 году. Окончив филологический факультет БГУ, она начала публиковаться в сборнике "Весенняя муза", участвовала в творческих вечерах и квартирниках, стала участницей совещания молодых писателей Урала, Сибири и Дальнего Востока.

На вопрос о своих первых поэтических опытах Жамбалова в интервью "МК в Бурятии" отвечала: "Стихи начинаются с противоречия. В детстве я поссорилась с подругой, сильно обидела ее, и вместе с раскаянием на свет появилось мое первое стихотворение". Поэтесса признавалась, что долгое время ее произведения рождались из боли и разочарования, но с духовным взрослением она научилась писать о светлых чувствах.

Литературный путь Жамбаловой был насыщенным: от грубых стихов со "словечками типа 'хрен'" в школьные годы, которые тем не менее принесли ей второе место на республиканском форуме "Шаг в будущее", до более зрелых лирических произведений, посвященных будущему мужу. Особый импульс ее творчеству дали участие в фестивале "Подношение десяти драгоценностей" (первое место за эссе на русском языке) и международном фестивале поэзии на Байкале, где она познакомилась с известными современными авторами.

Настоящим прорывом стало участие в конкурсе Литературного института имени Горького, где Жамбалова неожиданно победила в номинации "Поэзия. Неизданное". Затем последовали лауреатство премии "В поисках правды и справедливости" от партии "Справедливая Россия" и полуфинал "Филатов-Феста". Сама поэтесса особенно ценила в этих событиях не награды, а возможность общения и профессионального роста.

Жамбалова откровенно рассказывала о трудностях творческого пути. На семинаре журнала "Новый мир" ей жестко указали на недостатки: "Ты не создала ничего, что изменило бы мир, просто наплодила сущностей". Эти слова стали для нее мощным стимулом к развитию. "Стало ясно, что важно расти не только профессионально, но и духовно", - признавалась поэтесса.

В своем творчестве Жамбалова всегда пропускала переживания лирического героя через себя. "Если вдруг напишу про геологов или преступников, непременно проникнусь их судьбой", - говорила она. Среди своих любимых произведений называла стихотворение с рефреном "Алое на небесном", посвященное материнству.

Поэтесса с уважением относилась к своим учителям - Марине Кудимовой, Ольге Ермолаевой, землякам Есугею Сындуеву и Булату Аюшееву. Среди кумиров называла поэтов Серебряного века - Мандельштама, Цветаеву, Гумилева, Ахматову, а также современных авторов - Сергея Гандлевского, Александра Кабанова, Екатерину Горбовскую.

В последние годы Жамбалова увлеклась верлибром, считая, что некоторые произведения не нуждаются в рифме. Она также пробовала себя в переводах тувинской поэзии и планировала работать с произведениями бурятских авторов.

Несмотря на творческую занятость, поэтесса находила время для семьи. "Муж и дети, конечно, не хотят отпускать меня во всевозможные поездки, но в итоге соглашаются", - с улыбкой рассказывала она. Своих детей она называла "лучшими, очень любящими друзьями".

На момент интервью Жамбалова готовила к выпуску свой первый поэтический сборник, который планировала издать при поддержке Министерства культуры Бурятии. Она мечтала о развитии литературной среды в республике, где, по ее мнению, поэзия находилась на втором плане после более массовых видов искусства.

Это интервью осталось последним крупным откровением талантливой поэтессы для «МК в Бурятии», чьи стихи продолжают жить в сердцах читателей, пробуждая самые глубокие чувства и мысли.

Ее творчество было отмечено многочисленными наградами: она стала лауреатом премии "Лицей" в номинации "Поэзия", всероссийской литературной премии "В поисках правды и справедливости", победителем конкурса "Стихи. Проза" в номинации "Поэзия". В 2018 году Министерство культуры Бурятии присвоило ей звание "Лидер культуры". Ее стихи публиковались в авторитетных литературных журналах, включая "Знамя", "Сибирские огни", "Южное сияние", "Новая Юность", "Байкал" и других. Критики отмечали уникальный стиль Жамбаловой, сочетавший традиционную силлабо-тонику с верлибром.

В соцсетях коллеги, друзья и читатели делятся воспоминаниями. Паблик «Всем поэзии» во «ВКонтакте» написал: «Она была нам товарищем… Большая потеря для поэзии — и для Бурятии, и для России. Как хрупко сердце у поэтов. Лена вела дневник в стихах, не боялась ошибаться и жить заново». Ее называли «поэтом с собственным голосом», отмечая, что стихи Елены — это «способ прожить эмоцию через слово».

В литературных кругах Елену Жамбалову запомнили как человека исключительной душевной тонкости и отзывчивости. Ее творчество и личность оставили неизгладимый след в сердцах коллег и читателей. Светлая память о талантливой поэтессе навсегда сохранится в истории бурятской и российской литературы.

Бурятия еще не поняла, какого великого человека она потеряла. Мы все потеряли!

Это я – солдат, что в окопе умер, это я сестра, что над ним рыдала,

Это я родилась и жила в Батуми, это я родилась и жила в Непале,

Это я Христос, по воде прошедший, это я – грааль – до последних капель,

Это я ободранным сумасшедшим уходил из Рима пешком в Неаполь.

Это я Ференц Лист и его этюды, и Гюго, и Данте, и Гёте тоже,

От меня, Скуратова от Малюты, за версту бежали, узнав по роже.

Это я Монгол, тот носитель духа, шел по завоеванным новым землям, -

Это я к земле приложивший Ухо – я считал удары, планете внемля.

Это я, садясь на холодный камень, все ждала рязановское "Кончита…"

Это я играю в саду клубками разноцветных шелковых тонких ниток,

Это я смеющийся Уго Чавес, это я рассерженная домохозяйка,

Это я бычок, на доске качаюсь, это я промокший до нитки зайка,

Сколько будет "я"... Видишь эту лопасть,

от нее "тут-тук" по воде кругами,

Между нами рвы, между нами пропасть,

километры времени между нами,

Но за первым кругом – второй и третий,

иль четвертый, это не так уж важно,

мы однажды встретимся на планете,

или вне планеты: джаннат, диважин…

Будем может чуточку лучше, ярче,

может дюже сдержанней иль капризней…

Я в висок целую тебя и плачу.

В новой жизни.

***

Я лежу на спине, и железо стучит подо мной.

И скрежещет, и мнется звенящее чёрное тесто.

Этот поезд везет меня к мужу и детям, домой,

Из далекого, странного, невероятного места.

Позвоночником чувствую каждый порельсовый лязг,

Наслаждаясь и мучаясь скрипом литого металла,

Я дышу через раз, вспоминая тебя каждый раз

То сжимаю, то глажу рукой уголок одеяла.

Мне приснился мой двор, где росла до двенадцати лет.

Мне приснился отец – и во сне он опять умирает.

Меня звали спуститься, я просто сказала им "нет",

Я как полка, холодная, верхняя и боковая.

Хорошо, что внизу краснокепочный мелет пургу,

Развлекая девчонку с противным писклявым прононсом.

Хорошо, что уже на Байкальском ползем берегу,

Где никто не пристанет с каким-то дурацким допросом.

Снова ты в голове. И твоих удивительных глаз

Обжигающий ветер, и жизнь вереницей – в минуте…

Раз два три, раз два три, раз два три, и последнее – раз.

Поезд замер. В мой город посыпались новые люди.

И в последний июльский – ступила на землю нога.

И сошлась композиция чёртова кольцевая.

Я забуду тебя уже завтра. А ты – никогда.

Потому что я самая лучшая и живая.

Вода с железом, и железом дышим.

Осенний ветер с речки, листья ржавы.

Из дома в дом переселились мыши,

Тебе дорогу вдруг перебежали.

И ты мне написал об этом вкратце.

Представила: ты топаешь с гитарой,

Перед тобой мышиная миграция,

А над тобой луна младенцем старым.

Я на крыльцо потом зачем-то вышла

И думала о нашем белом свете.

И попросила: мыши мои, мыши,

Не убегайте от меня к соседям.

***

обратно поеду поездом —

шагаю, под нос бубня.

обратно поеду поездом,

и пусть, что четыре дня.

и дело не в экономии,

хоть это огромный плюс —

цыгания и бездомия

и хочется, и боюсь.

обратно поеду поездом.

мне кажется, так честней.

я в поезде встречусь с совестью

и даже полажу с ней

хмельная, татуированная

обнимет меня страна,

и я прислоню к ней голову,

и не оттолкнёт она.

***

не скачаешь Мандельштама,

трафик мегафона сдох.

как из танка, как из штаба

пялюсь в окна на коров.

изучаю черепицу, у кого какой настил.

на огне шулэн томится —

суп на мозговой кости.

тают горы, льют какао,

рассыпается эклер.

в небе красота такая —

там рисует на стекле

свёкор молодой, а рядом

юрты, кони, степь, река.

и весёлые буряты

обнимают облака.

***

никогда не хотела быть красивой бабой.

уж лучше быть бабою страшной.

бог любит меня — мечты сбываются,

каждое утро радуюсь у зеркала.

никогда не хотела быть умной бабою,

уж лучше тупить, тормозить, чушь нести.

бог любит меня — мечты сбываются.

траляля, привет, как дела, мммм, ой.

никогда не хотела быть бабой,

дружить с бабами,

спрашивать у баб: «какое пладзье надзенешь»?

и срочно переодеваться.

подходи, мужик, подходи, мужик.

давай дружить, только если ты мужик.

но ты снова баба.

увы, и ты снова баба.

***

Настоящая жизнь неприглядна, но я пригляжусь.

И приближусь, насколько возможно, зайду, как домой,

В сладкий липкий стакан, где по дну пробирается жук.

Еле-еле, не знаю, как он теперь лапки отмоет.

Если я протяну свои руки накапать воды,

Неуклюжими пальцами трогать жука за живое –

Он умрёт, покалеченный жук, от моей доброты.

Что мне делать. Сижу, говорю: я с тобою, с тобою. С тобою.

Я могла бы представить, как сверху и ты на меня

Тоже смотришь и так говоришь. Я ползу, как умею.

Будет утро в росе и купание в радости дня,

И под жёсткою спинкой прозрачное крылышко феи.

Только ночь проползти, чтоб ни ноготь, ни чья-то нога

От жестокости, жалости нами не хрустнула, Боже.

Мы ползём, а потом раздеваемся донага,

От жуковьего и человечьего – до невозможного.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 23 июля 2025

Заголовок в газете: Стихи, пробивающие до мурашек

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру