От Улан-Удэ до Мариуполя: как бурятские дальнобойщики доставляют гуманитарную помощь на СВО

Почти каждую неделю из Бурятии в зону специальной военной операции выезжают фуры, загруженные гуманитарным грузом для участников СВО из военных частей, которые дислоцируются в нашей республике. Большегрузы, доставляющие на СВО частичку родного края, преодолевают более 6-13 тысяч километров.

От Улан-Удэ до Мариуполя: как бурятские дальнобойщики доставляют гуманитарную помощь на СВО

Если раньше груз для бойцов-земляков доставлялся до волонтерских баз в Таганрог, Курск, то впервые ценный груз был доставлен в Мариуполь большегрузной машиной из компании «Трактор03» из Улан-Удэ.

Отправка груза в зону СВО из Бурятии начиналась с 2-3 машин с минимальным количеством посылок, а сейчас каждый буквально сантиметр фуры на базе народного движения «Все для фронта! Все для Победы!» забивается посылками, еще бывает, что умещается пиломатериал, необходимый для строительства блиндажей.

«Когда едешь с гуманитарным грузом, чувствуешь себя уверенно. Большинство инспекторов ГИБДД, узнав, что это гуманитарная помощь — посылки, автомобили из Бурятии для бойцов, — желают нашим пацанам скорейшей победы. Мы едем с тем временем, с которым чувствуем себя комфортно, и если я ощущаю себя хорошо, то в день могу проехать максимум — по автомобильному топографу и режиму труда и отдыха в день водитель должен проехать 9 часов, то есть примерно 500-600 километров. А для ребят на передовой каждый день, каждый час на счету, и мы стараемся доставить груз быстрее. Некоторые инспекторы, бывает, не понимают этого и выписывают штраф от 1,5 до 3 тысяч рублей за нарушение режима труда и отдыха», — рассказывает дальнобойщик Антон Завадовский "МК в Бурятии".

Фото: из личного архива героя публикации.

В пути дальнобойщики останавливаются на платных стоянках, где есть охрана. Ночуют в своих кабинах. В «Вольво», на котором возит груз на СВО Антон, имеются два удобных спальника.

Бывает, что в зону СВО из компании «Трактор03» выезжают сразу две фуры.

«В основном возим на СВО двумя машинами, чаще я и Евгений, мой напарник, тоже на «Вольво». Бывало и вдвоем ехали в Таганрог и Курск. Вдвоем веселее, друг другу помогаем — груз посмотреть, тент поправить».

Раньше, по наблюдениям Антона, на дорогах было много российских Камазов, сейчас, в основном, курсируют европейские, американские грузовики. Камазами активно пользуется Казахстан, это видно, когда дальнобойщики проезжают Омск, граничащий с Казахстаном. Запчасти к европейским или американским машинам наиболее доступные, они завозятся через Турцию, Казахстан. В каждом городе работают СТО для большегрузов и проблем с их обслуживанием на всем протяжении трассы не возникает.

«Нынче у меня впервые случилась небольшая поломка между Ульяновском и Сызранью и пришлось расцепить телегу с грузом на платной стоянке, и я на тягаче отправился за 20 километров в Сызрань, где мне быстро отремонтировали машину».

Ремонт оплачивает компания.

Сотрудники ГИБДД в регионах, расположенных ближе к зоне СВО, патрулируют в касках, бронежилетах, с автоматами и начинается более строгий контроль и досмотр автомобилей. Пограничную зону военные называют «нулем», на пограничном контроле проходит проверка документов.

В Мариуполе разгрузке гуманитарного груза отведено время с 2 часов дня. За грузом подъезжали военнослужащие из Бурятии — с 11 одшбр, 37-й, 36-й, 5-й танковой бригад.

«Для наших военных машина, которая привезла гуманитарный груз, — как частичка тепла из родного края. Груз в машине распределяется так, чтобы посылки получила каждая военная часть, где служат наши земляки. В этот раз я доставил две УАЗ-буханки и УАЗ-патриот. Груз обычно разгружается быстро, за 1,5 -2 часа».

Проезжая по Мариуполю, Антон видел разбомбленный нацистами «Азовсталь», пострадавший от снарядов металлургический завод имени Ильича. Видно, что в городе все восстанавливается, прокладываются дороги, ремонтируются или строятся новые дома и чувствуется, что город оживает и народ возвращается.

На обратном пути на границе машина проходит через сканер, осматривается на наличие оружия. Военная полиция проверила документы дальнобойщика из Бурятии.

На вопрос, как выглядят федеральные дороги от Улан-Удэ до Иркутска, водитель «Вольво» Антон Завадовский заметил, что у нас в Бурятии очень печальные дороги.

«Все дороги ремонтируются, когда проходят большегрузы, дороги отсыпают, но все равно новый асфальт продавливается, потому что, наверное, качество асфальта оставляет желать лучшего. Все ссылаются на дальнобойщиков, что они возят перегрузы, но если сравнить с региональными дорогами, к примеру, федеральная дорога в Кяхту, проложенная в советское время из асфальтобетонной смеси — гравия, цемента, выглядит лучше, чем новые трассы. По новым технологиям добавляют гранитную крошку и минеральный порошок и думают, что это лучше, но в итоге дороги, сделанные в советские времена, лучше, чем сейчас».

Дальнобойщик отмечает, что повсюду на дорогах кипит работа — ремонтируют, строят, расширяют, улучшают.

«Сейчас расширяют дорогу платную «Москва — Владивосток», от Москвы до Казани также проложена платная новая дорога с 2-3 полосами в две стороны. Сейчас до Казани дошли, с Казани дорога переходит на Нижнекамск, с Нижнекамска идет до Набережных Челнов, с Набережных Челнов до Дюртюли, что в Башкортостане. И дальше продолжается платная дорога и доходит почти до Екатеринбурга. Платная дорога лучше, с учетом прохождения меньшего количества машин. Мы не доезжаем до Москвы, а уходим в Ульяновск, проезжаем там более 60 километров. Конечно, лучше по хорошей дороге проехать, заплатить и машина будет целая», — делится водитель большегруза.

Обычно дальнобойщик людей, двигающихся автостопом, не берет. А еще встречаются на стоянках «боевые подруги» — девушки легкого поведения, вульгарно и вызывающе одетые — в коротких юбках, ярких колготках.

Среди дальнобойщиков развита взаимопомощь. Водители общаются между собой по рации, через специализированный 15-й канал, обмениваются информацией, запчастями, предупреждают о сложностях на дорогах.

«Если кто-то сломается, по рации сообщают и просят у кого есть нужные запчасти. Любая мелочь приятна тому, кто нуждается. Когда человек стоит на аварийке, останавливаешься, спрашиваешь, нужна ли помощь. Лучше спросить, поинтересоваться, чтобы потом на душе кошки не скреблись и не переживать, что не остановился».

Музыка в дороге. «Бывает просто едешь и слушаешь звук мотора. У нас получается в один конец 6 с лишним тысяч километров, за круг получается 13 с лишним тысяч километров и лучше порой в тишине проехаться», — говорит Завадовский.

Питание в дороге — в придорожных кафе, тоже по отработанному маршруту, где вкусно можно покушать и где посуда чистая, там и остановка. Дальнобойщик отмечает, что бурятская кухня очень вкусная и чем ближе к западу, тем хуже придорожная стряпня.

«То же самое, казалось бы, но еда не такая вкусная и не такая натуральная, как в Бурятии. У них говядины почти нет, чаще всего блюда из свинины, курицы. В Новосибирской области есть 2-3 буузные, у них не то качество, даже само тесто по цвету желтоватое и другой вкус мяса».

В пути дальнобойщикам желателен всегда суп, «чтобы жиденькое, чтобы разогнать кровь».

Дальнобойщиков часто возмущают водители легковых автомобилей, которые совершают опасные маневры при обгонах.

«На легковых машинах водители при обгоне рискуют, сколько из-за этого происходит ДТП! Тут подрежут, там вылетят на встречную полосу». По словам Антона, водителей, которые понимают разницу между большегрузом и легковым автомобилем, не так много.

«В каждом городе, регионе есть свои «отличники», которые через окошко ругаться начинают, знают, что не погонишься за ним на большегрузе», — смеется Антон.

Дальнобойщики ездят по объездным дорогам, не заезжая в города. В основном по России груз вывозится большегрузами через распределительные центры, потому что провоз по железной дороге выходит намного дороже.

...Семья привыкла к поездкам отца. Дети скучают и звонят папе, спрашивают, когда он вернется домой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 17 сентября 2025

Заголовок в газете: От Улан-Удэ до Мариуполя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру